Вопрос первый. Органы государственной власти и разделение властей

Текст.

Форма государства – структура, определяющая внутреннее устройство государственной власти и состоящая из политического строя, государственного устройства и политического режима.

Каждому государству свойственны определённые политический строй, государственное устройство и политический режим. Но прежде чем рассмотрим вопросы о них, мы должны очень точно представлять какие органы государственной власти существуют в современных государствах.

Вопрос первый. Органы государственной власти и разделение властей.

В современных демократических государствах установлен принцип разделения властей. Он заключается в том, что власть законодательная, то есть те, кто разрабатывает законы, отделена от власти исполнительной, то есть от тех, кто правит в стране и от власти судебной, то есть от тех, кто судит за нарушение этих законов.

Может показаться, что лучше, когда в стране одна власть, а не три. Ведь тогда больше порядка, между властями не может быть конфликтов. Но представьте себе, что будет, если эта единственная в государстве неразделённая власть начинает проводить антинародную политику. Остановить её будет некому! При разделении властей всегда действует система сдержек и противовесов. А что касается порядка – если в стране принят закон о разграничении властных полномочий между ветвями власти, если каждый орган государственной власти точно знает, какие вопросы он может решать, а какие нет, - то порядок обязательно будет.

Высшим органом законодательной власти в любой стране является парламент. Он обязательно состоит из депутатов, которых избирает народ. Парламент в разных странах может называться по-разному. Например, в США – Конгресс, в Испании – Генеральные Кортесы, в Германии – Бундестаг, у нас в России – Федеральное собрание, в Англии, Франции, Италии, Финляндии и ещё во многих других странах – Парламент, но суть этого представительного органа власти везде примерно одинакова.

Высшим органом исполнительной власти в любой стране является правительство. Правительство состоит из министров, а главу правительства, как правило, называют премьер-министром (в США – вице-президентом, в Германии – канцлером, в России – Председателем Правительства). Нигде, даже в самых демократических странах, министров не избирают. Согласитесь, что это было бы нелепо, если бы народ начал выбирать, например, министра путей сообщения или министра образования. Откуда люди могут знать, кто лучше всех в стране разбирается в железнодорожном транспорте, а кто – в школьном образовании? Гораздо логичнее было бы избрать президента – честного и компетентного государственного деятеля, и депутатов парламента – честных и компетентных, и предоставить им возможность назначить министров в правительство. Вот почему во всех странах мира правительства назначаются.

Вопросы, связанные с функционированием судебной власти, мы рассмотрим в разделе «Право».

Главами государств в республиках являются президенты. Но в разных станах у президентов разные властные полномочии. В одних, например, в России и в США, президенты исполняют преимущественно функции исполнительной власти, в других – в Италии, в Германии и др. – руководят работою парламентов. 

  

Вопрос второй. Политический строй или форма правления.

 

Политический строй или форма правления – способ организации высшей государственной власти, который определяется источником власти и способом её передачи.  

 


Существуют два основных вида политических строев – монархия и республика. Они отличаются, прежде всего, тем, что власть главы государства в монархии наследуемая и несменяемая, а в республике – избираемая и сменяемая.

 Королева Великобритании Виктория правила Британской империей более 63 лет – с 1837 по 1901 год. Она правила вплоть до своей смерти, и не кому и в голову не приходила, что королеву можно сменить кем-нибудь. Она стала королевой не в результате выборов, а потому, что была внучкой короля Георга III. Главою государства в США является президент. Его всенародно выбирают сроком на 4 года и могут переизбрать только 1 раз. Значит, быть президентом США можно самое большее 8 лет.    

 

 


Убедиться в том, что это так, не сложно. Когда мы говорим «политические

 

Монархии бывают абсолютными, дуалистическими и ограниченными.

В абсолютной монархии власть монарха никем и ничем не ограничена. В таких государствах нет парламента, нет конституции, которые могли бы ограничить его власть. Правительство назначается монархом и ответственно только перед ним. Сегодня на Земле осталось очень немного государств с такой формой правления. Это Саудовская монархия, Бруней, Оман и некоторые другие.

Дуалистическая монархия – это переходная форма правления от монархии абсолютной к ограниченной. Правительство здесь формирует монарх, а парламент состоит из двух палат – верхнюю назначает монарх, а нижнюю избирает народ. Таких государств сегодня тоже немного – Иордания, Кувейт и некоторые другие.

Ограниченная монархия – это государства, в которых власть монарха ограничена конституцией и избранным народом парламентом. Правительство здесь формируется парламентом, как правили глава партии, победившей на парламентских выборах, становится премьер-министром – главою правительства. Функции монарха часто сводятся к формальному выполнению ритуалов. Хотя монарх юридически считается главой государства, фактически главной политической фигурой является глава правительства. Крупнейшие европейские парламентские монархии сегодня – это Великобритания, Испания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Дания и Норвегия.

Не следует думать, что если в стране монархия, то это говорит о низком уровне развития этой страны, о необеспеченности её граждан правами и свободами. Возьмём, к примеру, Англию и Францию. В этих странах достигнут примерно одинаковый уровень развития, одинаково соблюдаются принципы демократии. Но Англия – парламентская монархия, а Франция – республика. Почему? Очевидно, что ответ на этот вопрос надо искать в истории этих стран.

Республики бывают президентскими, парламентскими и смешанными.

Чем отличаются эти формы правления?

Рассмотрим этот вопрос на примере трёх современных республик: президентской республики США, парламентской – Германии и смешанной – Франции. В каждом из этих государств есть президент, парламент и правительство. Но в США больше власти у президента, в Германии – у парламента, а во Франции у президента и парламента власти примерно поровну. В чём конкретно заключается это «больше-меньше»? В том, что в США правительство назначает президент (главу правительства – вице-президента – выбирают в паре с президентом), в Германии – парламент (главой правительства – канцлером – становиться лидер партии, победившей на парламентских выборах), а во Франции президент и парламент делают это вместе.

Теперь выделим важнейшие признаки этих видов республик.

 В президентских республиках народ выбирает и президента, и парламент. Правительство подотчётно только перед президентом. Президент и юридически, и фактически является главой государства.

В парламентских республиках народ выбирает парламент. Парламент формирует правительство, а главою правительства здесь, как и в парламентской монархии, является лидер политической партии, победившей на выборах. Премьер-министр в таких государствах – ключевая фигура в системе власти. Президента выбирает парламент, и он фактически руководит работой парламента, а не страной.            

В смешанных республиках народ выбирает и президента, и парламент. Далее они должны договориться о назначении премьер-министра и других министров. Однако, если такая договорённость не состоялась, конституция предусматривает, за кем будет последнее слово. Поэтому в чистом виде смешанных республик не бывает.

Российская Федерация в общем является президентской республикой. Однако статья 105-ая Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума должна утвердить председателя правительства, назначаемого Президентом. Правда, если Государственная Дума трижды не сделает этого – она должна быть распущена, а глава правительства останется на своём месте.

 Нельзя не заметить, что парламентская монархия по своему устройству очень похожа на парламентскую республику. Правительства здесь назначаются парламентами, главами правительств становятся лидеры партий, победивших на парламентских выборах. Власть монарха в такой монархии и президента в такой республике носит номинальный характер. Поэтому некоторые политологи говорят о том. что современные развитые государства относятся к двум формам правления – президентской (президентские республики) и парламентской (парламентские монархии и республики).

? Как вы думаете, какая демократия демократичнее – парламентская или президентская?

 

Вопрос третий. Государственное устройство.

Государственное устройство – характеристика государства, определяемая способом взаимосвязи центральной и территориальной властей.  

 

 


По государственному устройству государства бывают унитарными, федеративными и конфедеративными.

Принцип унитарного государства заключается в том, что в такой стране есть одна столица, один парламент и одно правительство, один закон. Конечно, такое государство разделено на территориальные административные районы, но у этих районов нет никакого самоуправления. Так, Франция состоит из 27 административных районов, ни один из них не имеет собственных законов.

 

  Федеративное государство обладает общими для всей страны органами власти и законами. Их называют федеративными. Но в то же время оно разделено на субъекты федерации, каждый из которых имеет свои органы власти, свои законы и даже может иметь свои признаки суверенитета – флаг, герб и гимн. В США такие субъекты называются штатами, в Германии – федеральными землями. В США каждый из 51 штата обладает даже собственным уголовным кодексом. Главу штата – губернатора – выбирает его население.

Важным признаком федерации является наличие закона о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти в субъекте федерации. Без такого закона в федеративном государстве воцарился бы хаос.

Ещё одним признаком федерации является наличие в таком государстве двухпалатного парламента. Одна из палат такого парламента избирается всем населением страны, а в другой сидят представители от всех субъектов федерации. Так, Конгресс США состоит из палаты представителей, избираемых всеми американцами, и Сената, в котором находятся по два сенатора, избранных от каждого штата США. Таким образом, голос каждого штата, даже самого маленького, будет услышан в Конгрессе.

Конфедеративное государство представляет собой несколько фактически независимых государств, которые делегировали конфедеративному центру выполнение отдельных государственных функций, например, выпуска единых денег и обороны. Из развитых государств конфедеративным сегодня является лишь Швейцария, состоящая из кантонов, со своими системами органов власти и законами. Конфедеративного президента избирает Федеральный совет из своего состава сроком на один год. В этом совете – 7 представителей семи крупнейших кантонов – субъектов швейцарской конфедерации. Таким образом, каждый год один из семи крупнейших регионов страны представлен президентской властью.        

Россия является федеративным государством, состоящим из 95 субъектов федерации – республик, краёв, областей, национальных округов, двух городов федеративного значения и одной автономной области. Каждый субъект федерации имеет свою систему органов власти и свои законы, которые не могут противоречить российским федеральным законам. Одна из палат Федерального собрания – Совет Федерации - состоит из представителей от её субъектов. По одному представителю делегирует сюда главы исполнительной власти субъектов и по одному – органы законодательной власти. Однако в современной России с начала ХХI отсутствует один из важных признаков федеративного устройства – население субъекта федерации не избирает своего главу, который фактически назначается президентом.    

Вопрос четвёртый. Политический режим.

Политический режим – характеристика государства, которая определяется совокупностью методов и способов осуществления государственной власти.  

 

 


Политический режим – важнейшая характеристика, рассматриваемая нами сегодня. Именно эта характеристика показывает. Каков реальный уровень соблюдения прав и свобод в государстве, насколько справедливы и гуманны порядки в нём.

Различают два основных вида политических режимов – демократию и диктатуру. Слово «демократия» в переводе означает «народовластие». Хотя различают демократии парламентские и президентские, все демократические государства похожи друг на друга. Во всех в них реально соблюдаются права человека, проходят справедливые выборы и т.п. Более подробно с демократическими порядками мы познакомимся в разделе «Право».

Диктатура – власть, опирающаяся на силу.  

 


Менее жёсткой формой диктатуры является авторитаризм. При авторитарном режиме государство жёстко контролирует только одну сферу общественной жизни – политическую. В других сферах дозволяется определённая степень свободы. Так, в экономике разрешена частная собственность под контролем государства и регулируемые рыночные отношения (при некоторых авторитарных режимах даже были проведены рыночные реформы), государство не борется с религией, церкви только запрещено критиковать власть. В духовной сфере художник может творить в любом стиле, но горе тому художнику, который будет выступать против власти. Государство не вмешивается в воспитание ребёнка в семье, родителям только строго запрещено говорить ему плохое про власть. При таких режимах в парламенте даже могут быть представлены полуоппозиционные партии, чья деятельность находится под неусыпным контролем государства, может быть даже дозволен ограниченный плюрализм. Но в такой стране жестоко подавляют настоящую оппозицию (лидеры оппозиции могут даже исчезнуть, как это было в Аргентине при президенте Пироне и совсем недавно в Белоруссии при Лукашенко), откровенно фальсифицируют результаты выборов, а проправительственные средства массовой информации распространяют откровенную ложь.

Крайней формой диктатуры является тоталитарный режим. При тоталитаризме государство контролирует все сферы деятельности людей через единственно разрешённую господствующую идеологию. Классическими формами тоталитаризма стал фашистский режим в Германии в 1931 – 1945 годах и период правления Сталина в СССР с 1929 по 1953 год. И, несмотря на различия идеологического характера, в этих режимах было чрезвычайно много общего. Государство подчинило себе экономику и поставило её на службу армии, деятели искусства были мобилизованы на восхваление власти тиранов, а недовольных либо расстреливали, либо держали в концлагерях.   

 

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: