double arrow

Билет №7. Материализм в философии Просвещения: Ламетри и его трактат «Человек-машина».

Все философские системы, рассматривающие человеческую душу, могут быть сведены к двум основным:

- первая, более древнего происхождения, есть система материализма;

- вторая — система спиритуализма.

Наиболее мудрые мыслители говорили, что единственным источником самопознания души может быть вера; тем не менее в качестве разумных существ они считали возможным за собой сохранить право исследовать то, что Священное писание понимает под словом «дух», которое служит ему для выражения понятия человеческой души. Если существует бог, то он является творцом как природы, так и откровения; он дал нам последнее, чтобы объяснить первую и дал нам разум для их согласования между собой. Не доверять знаниям, которые можно почерпнуть из знакомства с одушевленными телами, — значит признать природу и откровение взаимно уничтожающими друг друга противоположностями и, следовательно, иметь дерзость признать абсурд: что бог противоречит себе в своих творениях и обманывает нас. Прираскрыть смысл слов Евангелия может только опыт, его истинный истолкователь. Одно из двух: или все — как природа, так и откровение — является иллюзией, или только опыт мог бы обосновать веру. Итак, в данной работе нами должны руководить только опыт и наблюдение.

Душа и тело засыпают одновременно. Душа развивается вместе с телом и прогрессирует вместе с воспитанием. Не будем считать ограниченными средства природы! С помощью человеческого искусства они могут стать безграничными. Пусть воображение — это способность мозга фантазировать, природа которой нам столь же неизвестна, как и ее способ проявления; во всяком случае несомненно, что мы воспринимаем только посредством воображения: это оно представляет себе все предметы. Таким образом, повторяю, оно является душой, так как выполняет все функции последней.

Несомненно, деятельность воображения отличается такой живостью, что, если не вмешивается внимание —этот ключ и источник всех наук ограничивается беглым взглядом на предметы.

Несмотря на все эти преимущества человека по сравнению с животными, ему может сделать только честь помещение его в один и тот же класс с ними. Ибо несомненно, что до известного возраста он в большей степени животное, чем они, так как при рождении приносит с собой на свет меньше инстинкта. Итак, природа предназначила нам стоять ниже животных, чтобы тем самым особенно наглядно обнаружить чудеса, какие способно делать воспитание, которое одно поднимает нас над их уровнем и в конце концов дает нам превосходство над ними.

Умение распознавать добро и зло, которое чуждо животным. Если животное не испытывает раскаяния оттого, что посягнуло на то внутреннее чувство, о котором я выше говорил, или, вернее, если оно совершенно лишено последнего, то из этого логически вытекает, что в такой же степени это относится и к человеку. Природа создала всех нас исключительно для счастья; да, всех, начиная от червя, ползущего по земле, и кончая орлом, парящим в облаках. Поэтому она и наделила всех животных в большей или меньшей степени естественным законом в зависимости от того, насколько это допускает приспособленность к нему органов каждого животного.

Так что такое естественный закон? Это — чувство, научающее нас тому, чего мы не должны делать, если не хотим, чтобы нам делали то же самое. Естественный закон является лишь внутренним чувством, относящимся к области воображения. Следовательно, его наличие не требует, очевидно, ни воспитания, ни откровения, ни законодателя. Это не значит, что я подвергаю сомнению существование высшего существа; мне кажется, наоборот, что его существование является в высшей степени вероятным. Но так как это существование нисколько не доказывает, что данный культ более необходим, чем любой другой, признание его представляет собой теоретическую истину, не имеющую никакого применения на практике.

Для нашего спокойствия, впрочем, совершенно безразлично, вечно ли существует материя, или она сотворена, есть ли бог, или его нет. Безумием было бы мучиться над тем, что невозможно узнать и что не в состоянии сделать нас более счастливыми, даже если бы мы достигли этой цели.

Итак, душа — это лишенный содержания термин, за которым не кроется никакой идеи и которым здравый ум может пользоваться лишь для обозначения той части нашего организма, которая мыслит. При наличии в них простейшего начала движения одушевленные тела должны обладать всем, что им необходимо для того, чтобы двигаться, чувствовать, мыслить, раскаиваться. Если меня спросят теперь, где пребывает эта врожденная нашему телу сила, то я отвечу, что, по-видимому, она находится в самой субстанции частей тела независимо от вен, артерий и нервов, словом, всей организации ее. Из этого следует, что любая частица ее заключает в себе выраженную способность к движению в зависимости от потребности, которую она в нем имеет. Но еще одна, более тонкая и существует замечательная сила, одушевляющая все другие; она является источником всех наших чувств, всех наших наслаждений, страстей и мыслей, ибо у мозга так же существуют мышцы для того, чтобы мыслить, как существуют у человека ноги для того, чтобы ходить. Это начало существует и находится в мозгу, у корня нервов, при помощи которых оно проявляет свою власть над всем остальным телом. Следовательно, душа является только движущим началом или чувствующей материальной частью мозга, которую, без опасности ошибиться, можно считать главным элементом всей нашей машины. Таким образом, все остальные элементы являются только ее порождением, как это можно заключить из нескольких нижеследующих наблюдений, сделанных над различными зародышами. Это естественное, или свойственное нашей машине, и подобное маятнику колебание, которым наделено каждое наше волокно и, так сказать, каждый наш волокнистый элемент, не может происходить беспрерывно. Его надо возобновлять, но мере того как оно замирает, придавать ему новую силу, когда оно ослабевает, делать более слабым, когда оно страдает от избытка силы и мощи. В этом-то и состоит истинная медицина.

Природа движения нам столь же неизвестна, как и природа материи. Очевидно, во Вселенной существует всего одна только субстанция и человек является самым совершенным ее проявлением.

«Человек-машина»:

 Ламетри изложил материалистическое решение психофизической проблемы в «Естественной истории души» за что подвергся травле и нападкам теологов, а сам трактат осужден на сожжение парижским судом. Ламетри, опасаясь ареста, бежит в Голландию, где публикует еще более смелую книгу «Человек-машина» (1747), в которой провозгласил материализм единственно верным философским направлением, непримиримо враждебным спиритуалисту и религии. Ключевая проблематика: создание материалистического учения о душе, направленного против декартовской трактовки души как проявления духовной субстанции и христианского воззрения на душу.

Метод: опыт и наблюдение. Единственные ученые, которые имеют здесь право голоса – врачи. Человек настолько сложная машина, что совершенно невозможно составить о ней ясную идею. Приблизиться к ответу можно только путем исследования, пытаясь найти душу внутри органов тела. Состояния души всегда соответствуют аналогичным состояниям тела: влияние болезни (душа потухает, не обнаруживая в себе признаков жизни), воображения (когда человек думает, что его части тела стеклянные, и ему советуют спать на соломе, чтобы не разбиться), сна (бессонница появляется тогда, когда душа сильно взволнована и не может успокоиться), опиум («Душе не хотелось бы никогда выйти из этого состояния»), кофе (который успокаивает нашу мигрень и рассеивает наши горести) и вина, пищи (иногда можно подумать, что душа имеет местопребывание в желудке: учитывая крайности, к которым может приводить нас голод и как наше настроение в общем зависит от наполненности желудка). Душа развивается вместе с телом и прогрессирует вместе с воспитанием. Для лучшего обнаружения зависимости различных состояний души состоянием тела необходимо воспользоваться сравнительной анатомией: вскрыть внутренности человека и животных. Форма и строение мозга у животных почти такие же, как у человека.

Проблема происхождения языка: до изобретения слов, человек был животным особого вида, у которого было меньше природного инстинкта, чем у других животных. Люди использовали свои чувства/инстинкты для развития ума, а ум – для приобретения знаний. Все знания – нагромождение слов и образов, которые оставили в нашей голове следы, при помощи которых мы различаем и вспоминаем предметы. Слова и обозначаемые ими образы настолько тесно связаны между собой, что редко можно вообразить предмет, не обозначая при этом его каким-либо именем, присвоенным ему. Все воспринимается посредством воображения => нет смысла проводить разделение между чувственным и мыслящим началом в человеке. Именно воображение является душой, т.к. оно рассуждает, судит, сравнивает. Воображение необходимо упражнять, так оно становится более способным к мышлению.

Организация человека (то, что дано нам от природы) – гл. преимущество человека. 2-е преимущество – образование. Без образования наилучшим образом организованный ум лишается всей своей ценности. Несмотря на все преимущества человека по сравнению с животными, природа предназначила нам стоять ниже, т.к. у людей при рождении намного меньше инстинкта (ребенок утонет там, где животное спасется вплавь). Только воспитание делает нас выше уровнем. Глухие, слепорожденные, идиоты, дикари – люди по плоти, но не по духу; не заслуживают зачисления в особый класс (их мозг более жидкий, чем мозг обычных людей).

Нравственность: говорят, что человеку якобы присущ естественный закон – умение распознавать добро и зло, которое чуждо животным. Но факты доказывают обратное (собака, которое укусила хозяина затем обнаруживает признаки раскаивания). Природа создала нас исключительно для счастья. Поэтому она наделила всех животных в большей или меньшей степени естественным законом в зависимости от того, насколько это допускает приспособленность к нему органов каждого животного. Естеств. закон – чувство, научающее нас тому, чего мы не должны делать, если не хотим, чтобы нам делали то же.

Бог: отрицает необходимость для нравственности религиозной опоры. Не отвергает бытия Бога, но, по его мнению, атеизм не исключает нравственности.

Движение: материя и ее движение бессмертны. Что движение и жизнь принадлежит организму, материи, а не действию Духа, доказывает ссылкой на физиологические опыты: тело животных вздрагивает и после смерти; сердце движется после отделения его от тела; петухи бегают без головы и т.д.

Этика: в других сочинениях, например, в «Искусстве наслаждаться» Ламетри является приверженцем этики, основанной на себялюбии и ставящей целью жизни удовольствие, причем высшими удовольствиями считаются те, которые связаны с размышлением, кому оно доступно. Характер счастья и того, что человеку доставляет наслаждение, зависит от воспитания, и потому Ламетри считает нелепыми и зависть, и раскаяние. Единственной основой нравственных, этических отношений к другим личностям является соощущение с ними удовольствий, страданий печали и т. д.

Мнение интернета:

Ламетри выступал против декартовского положения, что животные лишены какой-либо чувствительности, считая, что все живые существа обладают одинаковой способностью чувствовать, и это характерно не только для человека, но и для всех животных. Этот взгляд он развивает в книге "Человек-машина" (1747). Хотя название произведения указывает на механистический подход к проблеме человека, по своей сути взгляды Ламетри были далеки от понимания человека лишь механистически.

Человек, согласно Ламетри, существенно отличается от механических устройств, так как он машина особого рода, способная чувствовать, мыслить, отличать добро от зла. "Человеческое тело - это заводящая сама себя машина, живое олицетворение беспрерывного движения". Человек - это часовой механизм, который заводится не механическим способом, а посредством поступления в кровь питательного сока, образующегося из пищи.

Этот питательный сок Ламетри называет "хиласом". Хотя Ламетри сравнивает человеческое тело с часами, он полагает, что человеческий организм продолжает действовать и после поломки, т. е. в результате заболевания. Таким образом, "человек-машина" для Ламетри - это "человек-животное", являющееся единым материальным существом, существом органического мира.

Ламетри первым из философов высказал мысль о возможности происхождения человека от животных. Он также полагал, что причины появления человека необходимо объяснить не только биологическими факторами, для формирования человека требуется язык, членораздельная речь. Для него также было важным воспитание человека: "Без воспитания даже наилучшим образом организованный ум лишается всей своей ценности".

Общественная жизнь - необходимое условие формирования человека. Ламетри полагает, что человек от природы представляет собой вероломное, хитрое, опасное и коварное животное, что люди рождаются злыми. Добродетель Ламетри считает лишь результатом того воспитания, которое получает человек в процессе жизни в обществе. А возможности воспитания очень большие, так как люди как флюгеры под воздействием воспитания поворачиваются в ту или другую сторону. При этом Ламетри не отрицал врожденности некоторых отрицательных черт у человека.

Конечно, уподобление человека машине может и даже должно вызывать иронические ассоциации. И взгляды Ламетри, разумеется, совершенно наивные. Но бескомпромиссная материалистическая позиция Ламетри заострила проблему человека, которая связана прежде всего с проблемой души. Есть она у человека? Или ее нет? А если она есть, то что она собой представляет? Если она - часть организма, "машины", как утверждает Ламетри, то она должна быть как-то пространственно локализована и, стало быть, она есть тело. Следовательно, ее можно вычленить, показать и т.д. Если же это не так, то душа идеальна, т. е. является противоположностью тела по всем своим параметрам. "Все философские системы, рассматривавшие человеческую душу, - пишет Ламетри, - могут быть сведены к двум основным: первая, более древнего происхождения, есть система материализма, вторая - система спиритуализма".

Образ человека, который нарисовал Ламетри и которому он сам стремился следовать, создал ему скандальную известность. Полагая, что предрассудки и заблуждения составляют основу общественного развития того времени, он полагал, что философия должна культивировать истину.

Существующая система законов должна изменяться под воздействием философии. Лишь философия раскрывает заблуждения и несправедливость законов, лишь она имеет определенную точку зрения, чтобы здраво судить о том, что "честно или бесчестно, порочно или добродетельно". Таким образом, философия - это средство истинного преобразования общества на прогрессивных началах. Он считал, что государственные деятели должны быть философами, чтобы успешно управлять государством, выступал как сторонник просвещенного абсолютизма.

Заключение:

«Эпоха гениев» вынесла на своем гребне Ламетри, талантливого философа, популяризатора медицины и естествознания. Его анонимно изданное произведение «Человек – машина» было публично сожжено за материалистическое и атеистическое направления. В сочинении "Человек-машина" Ламетри рассматривал человеческий организм как самозаводящуюся машину, подобную часовому механизму.

Ламетри признавал протяженную, внутренне активную, ощущающую материальную субстанцию. Формы материи -- органическое, растительное и животное царства (к последнему относится и человек), между которыми, по Ламетри, нет качественных отличий.

Ламетри способность мышления понимал как сравнение и комбинирование представлений, возникших на основе ощущений и памяти. Ламетри -- представитель механицизма, вместе с тем постепенно приближался к идеям эволюции.

Ламетри Жюльен Офреде был сторонником просвещённого абсолютизма, философские идеи Ламетри Жюльен Офреде оказали значительное влияние на Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: