Схема анализа диалектного текста

Контрольные материалы по дисциплине «Диалектология»

Контрольная точка № 3

Тема «Морфологический, синтаксический анализ диалектного текста»

 

Контроль осуществляется в виде письменного контрольного мероприятия, которое студенты выполняют во время практического занятия.

Студенту предъявляется фрагмент диалектного текста.

 

Задание:

1. Причитайте текст.

2. Выделите морфологические и синтаксические черты говора по схеме.

3. Определите принадлежность говора к северному иди южному наречию.

 

Критерии оценивания:

1. Максимальное количество баллов – 40 баллов.

2. Каждая ошибка в определении отличительных черт говора – минус 2 балла.

3. Каждая орфографическая ошибка – минус 1 балл.

4. Минимальное количество баллов для зачета – 17 баллов.

 



Текст для анализа

У нс бли мнго таракн, у нс выской дм-от бл. И бли палти, м спли на полтях. Я спал на тех, на полтях спал, а таракн мнго бло. И где-то нгу расцарапала. А вленки бли, зим был. Соскуч, вленки тк накну и беж бгать! И гд-то шрсь, вдно, попла. У мня стл нарв. У мня бе нги с обих сторн – й! Чт бло!

к в псню хчите? к кк ин вм её, словми? Прсто тк протяжно петь ле словами тлько?

Девки, н’е зню, ж забывть лжу. Й уж тто, в Пентге-то, бльше двацет пет лет прожил, к колд-ко в дервне дма молодя пла. А йтто ж пришл, дк у мня здся нету. М тм с однй с жньшыной (у нс голос были хоршие), м с пшни подём с песнима. Γсподи, по зор кк отдаётся, у нс тко лс раздерлся, м догуатрим с й. У обих голос были хоршие. М вт с й честенько где-ко-се псле рабты ли где-ко-сё в колхзны вечер ле. Вт м с й всё пели. А тто у меня… у нс кк-то псни со здешнымы не схдятся шибко с жншыныма. Я никогд и не пою. Колд вт чё-ко бэт скука ле чё, ко-то гре, дк ворчу, сам собй вргайу, а с нардом-та не с кем уж.

Забываю, девки, ж мнго мн годв-то, дак всё из пмяти выхдит. Д и выговаривать-то не мог – зубв-то нт дак – слов-те.

Рнше вт, когд пастух корв-та пасли, дк чт, оне-де, знлися [с лешим]. н помогл м паст-та-де. Не распускл х, ли вт бут он собирать дк, кк-ко нахдят. А м вт п две нчи да кк не могл находть. Он всё пригнивают кжной вчер. Рньше-то. А тепрь у нс вон ннче молодёжь паст дак, он ква лшево? До обда корв-то не выганивают. Вечор пробегают, тро проспят – корвы до обда стоят. Неков не знют, эки-те сосун. А рнше-то дь его [лешего] стры-те люди, вдно, знли.

Внчка рбит в контре, дак чё тмо-ка чечас, колхз всь наруштся, дак мло ей платют в контре технчкой.

На базре всё бло, дньги н были, деньги нгде бло зарбливать.

И карасину-то н было, сль-то не был, мла-то н было. Вт злу из печки добдем, зальём сперв её студёной водй немнжко. Он устотся, то сольём, тожн горчую налевм. Он вт тк всё ровн мльное - мльное - мльное. Н, не тк чт, чт пна, а пушшэ рубха катится. Хорош, бел. Уй! Нечм не пхнёт. А ннче ть порошк насыплют дк. Я не сплю порошк, ненавжу я порошк, вонина кка-ко несветная, стрм.

 

 



Схема анализа диалектного текста

МОР­ФО­ЛО­ГИЯ

Имя су­ще­ст­ви­тель­ное

1. Ка­те­го­рия ро­да и рас­пре­де­ле­ние по ти­пам скло­не­ния:

а) на­ли­чие / от­сут­ст­вие фак­тов мор­фо­ло­ги­че­ской и син­так­си­че­ской оформ­лен­но­сти слов ср. р. по жен. или муж. р.;

б) на­ли­чие / от­сут­ст­вие фак­тов из­ме­не­ния ро­до­вой ха­рак­те­ри­сти­ки от­дель­ных слов;

в) от­не­сен­ность слов муж. р. с суф­фик­са­ми -ишк, -ушк, -к, ‑л к 1-му или 2-му скл.;

г) на­ли­чие / от­сут­ст­вие фак­тов пе­ре­хо­да от­дель­ных слов 3-го скл. в 1-е скл.

2. Скло­не­ние су­ще­ст­ви­тель­ных:

а) осо­бен­но­сти со­от­но­ше­ния ос­нов ед. и мн. ч.;

б) флек­сии ро­д., да­т. и пред­л. п. 1-го скл., их со­от­но­ше­ние;

в) флек­сия тво­р. п. 1-го скл.;

г) флек­сии -а, -у ро­д. п., -е, -у пред­л. п. 2-го скл., осо­бен­но­сти их рас­пре­де­ле­ния. Флек­сия пред­л. п. 2-го скл., ее про­ис­хо­ж­де­ние и рас­про­стра­не­ние;

д) На­ли­чие / от­сут­ст­вие флек­сий 1-го скл. в ро­д., да­т., пред­л. и тво­р. п. у слов 3-го скл.;

е) Рас­пре­де­ле­ние флек­сий -а, -и, -е в им. п., флек­сий -ов, -ей, ну­ле­вой в ро­д. п. мн. ч. На­ли­чие / от­сут­ст­вие флек­сии -ох в ро­д. п. мн. ч.;

ж) Раз­ли­че­ние или сов­па­де­ние флек­сий да­т. и тво­р. п. мн. ч.;

з) Фо­нем­ный со­став флек­сии тво­р. п. мн. ч. при ее раз­ли­че­нии с да­тель­ным па­де­жом.

 

Имя при­ла­га­тель­ное и не­лич­ные ме­сто­име­ния

1. Флек­сии им. п. муж. р., кос­вен­ных па­де­жей жен. р. Фо­не­ма /о/, /и/ или /е/ в со­ста­ве этих флек­сий.

2. Флек­сии кос­вен­ных па­де­жей муж­. и ср. р. Фо­не­ма /о/ или /е/ в со­ста­ве этих флек­сий.

3. Флек­сия ро­д. п. муж. р. Фо­нем­ный со­став флек­сии с /г/ или /ɣ/, с /в/ или без со­глас­но­го.

4. Флек­сия ро­д. п. жен. р. На­ли­чие / от­сут­ст­вие дву­слож­ной флек­сии.

5. Флек­сия ви­н. п. жен. р. Фо­нем­ный со­став глас­ных флек­сии.

6. Флек­сия мн. ч. им. п. Фо­не­ма /и/ или /е/ в со­ста­ве этой флек­сии.

7. Флек­сии да­т. и тво­р. п. мн. ч.:

а) раз­ли­че­ние или сов­па­де­ние этих флек­сий;

б) фо­нем­ный со­став флек­сии тво­р. п. при ее раз­ли­че­нии с да­т. п.

8. Фо­не­ма /j/ в со­ста­ве флек­сий жен. и ср. р. им. и ви­н. п. ед. ч., им. и ви­н. п. мн. ч. На­ли­чие / от­сут­ст­вие стя­жен­ных форм при­ла­га­тель­ных и ме­сто­име­ний.

Лич­ные и воз­врат­ное ме­сто­име­ния

1. Фор­мы ро­д. и ви­н. п. ме­сто­име­ний 1-го и 2-го л. и воз­врат­но­го ме­сто­име­ния:

а) ос­но­вы и флек­сии этих форм;

б) со­от­но­ше­ние форм ро­д.–ви­н. и да­т.–пред­л. п.

2. Лич­ное ме­сто­име­ние 3-го л.:

а) на­ли­чие / от­сут­ст­вие на­чаль­ной фо­не­мы /j/ в фор­ме им. п. муж., жен. и ср. р., в фор­ме ви­н. п. жен. р.;

б) фо­нем­ный со­став ос­но­вы кос­ве­ных па­де­жей: с на­чаль­ной фо­не­мой /j/ или с /нʼ/;

в) фор­ма им. п. мн. ч.: фо­нем­ный со­став ос­но­вы и флек­сии.

 

Гла­гол

1. Гла­голь­ные ос­но­вы.

На­ли­чие / от­сут­ст­вие вы­рав­ни­ва­ния ос­нов на­стоя­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни в ре­зуль­та­те их взаи­мо­дей­ст­вия.

2. Фор­мы ин­фи­ни­ти­ва:

а) суф­фик­сы форм ин­фи­ни­ти­ва, об­ра­зую­щие и не об­ра­зую­щие слог;

б) ме­сто уда­ре­ния: на ос­но­ве или суф­фик­се.

3. Ти­пы спря­же­ния:

а) на­ли­чие / от­сут­ст­вие фак­тов не­раз­ли­че­ния форм I и II спр.: об­щее спря­же­ние;

б) на­ли­чие / от­сут­ст­вие III спр.

4. Лич­ные фор­мы гла­го­ла:

а) На­ли­чие / от­сут­ст­вие фак­тов вы­рав­ни­ва­ния ос­но­вы на­стоя­ще­го вре­ме­ни (уст­ра­не­ние че­ре­до­ва­ния со­глас­ных ос­но­вы);

б) Со­глас­ные /т/, /тʼ/ или их от­сут­ст­вие в со­ста­ве флек­сий лич­ных форм;

в) глас­ные /е/ или /о/ в со­ста­ве флек­сий лич­ных форм;

г) под­виж­ное или не­под­виж­ное уда­ре­ние в лич­ных фор­мах гла­го­лов II спр.

5. Фор­мы слож­но­го бу­ду­ще­го вре­ме­ни.

Вспо­мо­га­тель­ный гла­гол при об­ра­зо­ва­нии этих форм

6. Фор­мы слож­но­го про­шед­ше­го вре­ме­ни:

а) на­ли­чие / от­сут­ст­вие форм дав­но­про­шед­ше­го вре­ме­ни.

б) осо­бен­но­сти их об­ра­зо­ва­ния;

7. Мно­го­крат­ные гла­го­лы:

а) на­ли­чие / от­сут­ст­вие форм мно­го­крат­ных гла­го­лов;

б) осо­бен­но­сти их об­ра­зо­ва­ния: суф­фик­сы, че­ре­до­ва­ния глас­ных и со­глас­ных ос­но­вы.

8. Фор­мы по­ве­ли­тель­но­го на­кло­не­ния:

а) ха­рак­тер суф­фик­са;

б) ме­сто уда­ре­ния.

9. Воз­врат­ные гла­го­лы:

а) фо­нем­ный со­став пост­фик­са;

б) за­ви­си­мость пост­фик­са с глас­ным и без глас­но­го от по­ло­же­ния по­сле глас­но­го или со­глас­но­го;

в) ас­си­ми­ля­тив­ные яв­ле­ния на сты­ке ос­но­вы и пост­фик­са.

10. При­час­тия и дее­при­ча­стия:

а) на­бор форм при­час­тий и дее­при­ча­стий;

б) осо­бен­но­сти об­ра­зо­ва­ния форм стра­да­тель­ных при­час­тий про­шед­ше­го вре­ме­ни, свя­зан­ные с рас­пре­де­ле­ни­ем суф­фик­сов -н и -т и ме­стом уда­ре­ния.

 

СИН­ТАК­СИС

1. Сло­во­со­че­та­ние:

а) осо­бен­но­сти се­ман­ти­ки об­ще­рус­ских пред­ло­гов и па­деж­ных кон­ст­рук­ций, в ко­то­рые они вхо­дят;

б) на­ли­чие / от­сут­ст­вие двой­ных пред­ло­гов;

в) ви­н., им. или ро­д. п. су­ще­ст­ви­тель­но­го в функ­ции пря­мо­го объ­ек­та при пе­ре­ход­ных гла­го­лах.

2. Пред­ло­же­ние:

а) на­ли­чие –от­сут­ст­вие пред­ло­же­ний с глав­ным чле­ном: «быть + ин­фи­ни­тив ос­нов­но­го гла­го­ла» со зна­че­ни­ем дол­жен­ст­во­ва­ния;

б) на­ли­чие / от­сут­ст­вие без­лич­ных пред­ло­же­ний со ска­зуе­мым, имен­ная часть ко­то­ро­го вы­ра­же­на крат­ким стра­да­тель­ным при­час­ти­ем про­шед­ше­го вре­ме­ни;

в) спо­со­бы вы­ра­же­ния субъ­ек­та и объ­ек­та дей­ст­вия в та­ких пред­ло­же­ни­ях;

г) на­ли­чие / от­сут­ст­вие пред­ло­же­ний со ска­зуе­мым, имен­ная часть ко­то­ро­го вы­ра­же­на дее­при­ча­сти­ем на -ши;

д) воз­мож­ность вы­ра­же­ния зна­че­ния со­стоя­ния, вы­зван­но­го пред­ше­ст­вую­щим дей­ст­ви­ем, в пред­ло­же­ни­ях с при­час­тия­ми на -н, -т и дее­при­ча­стия­ми на -ши в пре­ди­ка­тив­ной функ­ции;

е) час­ти­цы и сою­зы при оформ­ле­нии пред­ло­же­ний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: