Контрольные материалы по дисциплине «Диалектология»
Контрольная точка № 3
Тема «Морфологический, синтаксический анализ диалектного текста»
Контроль осуществляется в виде письменного контрольного мероприятия, которое студенты выполняют во время практического занятия.
Студенту предъявляется фрагмент диалектного текста.
Задание:
1. Причитайте текст.
2. Выделите морфологические и синтаксические черты говора по схеме.
3. Определите принадлежность говора к северному иди южному наречию.
Критерии оценивания:
1. Максимальное количество баллов – 40 баллов.
2. Каждая ошибка в определении отличительных черт говора – минус 2 балла.
3. Каждая орфографическая ошибка – минус 1 балл.
4. Минимальное количество баллов для зачета – 17 баллов.
Текст для анализа
У нс бли мнго таракн, у нс выской дм-от бл. И бли палти, м спли на полтях. Я спал на тех, на полтях спал, а таракн мнго бло. И где-то нгу расцарапала. А вленки бли, зим был. Соскуч, вленки тк накну и беж бгать! И гд-то шрсь, вдно, попла. У мня стл нарв. У мня бе нги с обих сторн – й! Чт бло!
|
|
к в псню хчите? к кк ин вм её, словми? Прсто тк протяжно петь ле словами тлько?
Девки, н’е зню, ж забывть лжу. Й уж тто, в Пентге-то, бльше двацет пет лет прожил, к колд-ко в дервне дма молодя пла. А йтто ж пришл, дк у мня здся нету. М тм с однй с жньшыной (у нс голос были хоршие), м с пшни подём с песнима. Γсподи, по зор кк отдаётся, у нс тко лс раздерлся, м догуатрим с й. У обих голос были хоршие. М вт с й честенько где-ко-се псле рабты ли где-ко-сё в колхзны вечер ле. Вт м с й всё пели. А тто у меня… у нс кк-то псни со здешнымы не схдятся шибко с жншыныма. Я никогд и не пою. Колд вт чё-ко бэт скука ле чё, ко-то гре, дк ворчу, сам собй вргайу, а с нардом-та не с кем уж.
Забываю, девки, ж мнго мн годв-то, дак всё из пмяти выхдит. Д и выговаривать-то не мог – зубв-то нт дак – слов-те.
Рнше вт, когд пастух корв-та пасли, дк чт, оне-де, знлися [с лешим]. н помогл м паст-та-де. Не распускл х, ли вт бут он собирать дк, кк-ко нахдят. А м вт п две нчи да кк не могл находть. Он всё пригнивают кжной вчер. Рньше-то. А тепрь у нс вон ннче молодёжь паст дак, он ква лшево? До обда корв-то не выганивают. Вечор пробегают, тро проспят – корвы до обда стоят. Неков не знют, эки-те сосун. А рнше-то дь его [лешего] стры-те люди, вдно, знли.
Внчка рбит в контре, дак чё тмо-ка чечас, колхз всь наруштся, дак мло ей платют в контре технчкой.
На базре всё бло, дньги н были, деньги нгде бло зарбливать.
И карасину-то н было, сль-то не был, мла-то н было. Вт злу из печки добдем, зальём сперв её студёной водй немнжко. Он устотся, то сольём, тожн горчую налевм. Он вт тк всё ровн мльное - мльное - мльное. Н, не тк чт, чт пна, а пушшэ рубха катится. Хорош, бел. Уй! Нечм не пхнёт. А ннче ть порошк насыплют дк. Я не сплю порошк, ненавжу я порошк, вонина кка-ко несветная, стрм.
|
|
Схема анализа диалектного текста
МОРФОЛОГИЯ
Имя существительное
1. Категория рода и распределение по типам склонения:
а) наличие / отсутствие фактов морфологической и синтаксической оформленности слов ср. р. по жен. или муж. р.;
б) наличие / отсутствие фактов изменения родовой характеристики отдельных слов;
в) отнесенность слов муж. р. с суффиксами -ишк, -ушк, -к, ‑л к 1-му или 2-му скл.;
г) наличие / отсутствие фактов перехода отдельных слов 3-го скл. в 1-е скл.
2. Склонение существительных:
а) особенности соотношения основ ед. и мн. ч.;
б) флексии род., дат. и предл. п. 1-го скл., их соотношение;
в) флексия твор. п. 1-го скл.;
г) флексии -а, -у род. п., -е, -у предл. п. 2-го скл., особенности их распределения. Флексия -и предл. п. 2-го скл., ее происхождение и распространение;
д) Наличие / отсутствие флексий 1-го скл. в род., дат., предл. и твор. п. у слов 3-го скл.;
е) Распределение флексий -а, -и, -е в им. п., флексий -ов, -ей, нулевой в род. п. мн. ч. Наличие / отсутствие флексии -ох в род. п. мн. ч.;
ж) Различение или совпадение флексий дат. и твор. п. мн. ч.;
з) Фонемный состав флексии твор. п. мн. ч. при ее различении с дательным падежом.
Имя прилагательное и неличные местоимения
1. Флексии им. п. муж. р., косвенных падежей жен. р. Фонема /о/, /и/ или /е/ в составе этих флексий.
2. Флексии косвенных падежей муж. и ср. р. Фонема /о/ или /е/ в составе этих флексий.
3. Флексия род. п. муж. р. Фонемный состав флексии с /г/ или /ɣ/, с /в/ или без согласного.
4. Флексия род. п. жен. р. Наличие / отсутствие двусложной флексии.
5. Флексия вин. п. жен. р. Фонемный состав гласных флексии.
6. Флексия мн. ч. им. п. Фонема /и/ или /е/ в составе этой флексии.
7. Флексии дат. и твор. п. мн. ч.:
а) различение или совпадение этих флексий;
б) фонемный состав флексии твор. п. при ее различении с дат. п.
8. Фонема /j/ в составе флексий жен. и ср. р. им. и вин. п. ед. ч., им. и вин. п. мн. ч. Наличие / отсутствие стяженных форм прилагательных и местоимений.
Личные и возвратное местоимения
1. Формы род. и вин. п. местоимений 1-го и 2-го л. и возвратного местоимения:
а) основы и флексии этих форм;
б) соотношение форм род.–вин. и дат.–предл. п.
2. Личное местоимение 3-го л.:
а) наличие / отсутствие начальной фонемы /j/ в форме им. п. муж., жен. и ср. р., в форме вин. п. жен. р.;
б) фонемный состав основы косвеных падежей: с начальной фонемой /j/ или с /нʼ/;
в) форма им. п. мн. ч.: фонемный состав основы и флексии.
Глагол
1. Глагольные основы.
Наличие / отсутствие выравнивания основ настоящего и прошедшего времени в результате их взаимодействия.
2. Формы инфинитива:
а) суффиксы форм инфинитива, образующие и не образующие слог;
б) место ударения: на основе или суффиксе.
3. Типы спряжения:
а) наличие / отсутствие фактов неразличения форм I и II спр.: общее спряжение;
б) наличие / отсутствие III спр.
4. Личные формы глагола:
а) Наличие / отсутствие фактов выравнивания основы настоящего времени (устранение чередования согласных основы);
б) Согласные /т/, /тʼ/ или их отсутствие в составе флексий личных форм;
|
|
в) гласные /е/ или /о/ в составе флексий личных форм;
г) подвижное или неподвижное ударение в личных формах глаголов II спр.
5. Формы сложного будущего времени.
Вспомогательный глагол при образовании этих форм
6. Формы сложного прошедшего времени:
а) наличие / отсутствие форм давнопрошедшего времени.
б) особенности их образования;
7. Многократные глаголы:
а) наличие / отсутствие форм многократных глаголов;
б) особенности их образования: суффиксы, чередования гласных и согласных основы.
8. Формы повелительного наклонения:
а) характер суффикса;
б) место ударения.
9. Возвратные глаголы:
а) фонемный состав постфикса;
б) зависимость постфикса с гласным и без гласного от положения после гласного или согласного;
в) ассимилятивные явления на стыке основы и постфикса.
10. Причастия и деепричастия:
а) набор форм причастий и деепричастий;
б) особенности образования форм страдательных причастий прошедшего времени, связанные с распределением суффиксов -н и -т и местом ударения.
СИНТАКСИС
1. Словосочетание:
а) особенности семантики общерусских предлогов и падежных конструкций, в которые они входят;
б) наличие / отсутствие двойных предлогов;
в) вин., им. или род. п. существительного в функции прямого объекта при переходных глаголах.
2. Предложение:
а) наличие –отсутствие предложений с главным членом: «быть + инфинитив основного глагола» со значением долженствования;
б) наличие / отсутствие безличных предложений со сказуемым, именная часть которого выражена кратким страдательным причастием прошедшего времени;
в) способы выражения субъекта и объекта действия в таких предложениях;
г) наличие / отсутствие предложений со сказуемым, именная часть которого выражена деепричастием на -ши;
|
|
д) возможность выражения значения состояния, вызванного предшествующим действием, в предложениях с причастиями на -н, -т и деепричастиями на -ши в предикативной функции;
е) частицы и союзы при оформлении предложений.