Педагогическая целесообразность

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы:

«Чудо мяч» является авторизированной программой физкультурно–оздоровительной направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, повремени реализации – 4-х этапный.

Новизна программы определяется использованием новейшего оборудования, коррекционных мячей – фитболов. В процессе обучения с уникальном сочетанием: физических упражнений, фитбола, музыки, проговаривания стихов в ритме движений, у воспитанников развивается ритмическое чувство, координация, равновесие, осанка, а также вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия. Фитбол – гимнастика является новой формой занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей.

Актуальность программы

      Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоро­вые дети составляют 3—4 %, с нарушениями осанки — 50—60 %, плос­костопием — 30 %, равновеликостью нижних конечностей более 1 см — 17 %. За последние годы состояние здоровья детей прогрес­сивно ухудшается. Рождение здорового ребенка стало редкостью, ра­стет число недоношенных детей, число врожденных аномалий, чис­ло детей с речевыми расстройствами. Более 20% детей старшего дошкольного возраста имеют III группу здоровья. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а многие оказываются среди отстающих не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья. Причин роста па­тологии множество. Это и плохая экология, и несбалансированное питание, и снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки, невысокий материальный уровень семьи и уровень здоровья родителей.

          Анализ состояния здоровья детей показал, что оздоровление и обеспечение всестороннего физического развития ребёнка – это одна из первоочередных задач, стоящих перед обществом. Особенно она актуальна в России, где состояние здоровья детей характеризуется высокими показателями заболеваемости и смертности. В связи с этим стоит острая проблема работы дошкольных учреждений, как со здоровыми  детьми, так и с ослабленными.

     В настоящее время дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, за компьютером и т.д.). Это увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

Дошкольный возраст является наиболее важным для формирова­ния двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и сис­темы. Организм ребенка представляет собой единое целое, где дея­тельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с де­ятельностью других. Имен­но этим тре­бова­ни­ям от­ве­ча­ет ме­тоди­ка ра­боты с фит­бол-мя­чами. Сов­мест­ная ра­бота дви­гатель­но­го, вес­ти­буляр­но­го, зри­тель­но­го и так­тиль­но­го ана­лиза­торов, ко­торые вклю­ча­ют­ся при вы­пол­не­нии уп­ражне­ний на мя­че, уси­лива­ет эф­фект за­нятий.

Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников.

Педагогическая целесообразность

Физкультурные занятия являются составляющей физкультурно-оздоровительной работы, а фитбол-гимнас­тика, как современная форма занятий, безусловно, имеет преимущество перед традиционными подходами. Она решает весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем, способствует коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.  Программа физкультурно–оздоровительного развития «Чудо мяч», позволяет решать самые разные оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи и нацелена на физкультурно–оздоровительное развитие детей дошкольного возраста.

Цель программы – формирование физической культуры личности, обеспечение коррекции имеющихся дефектов, укрепление психофизического здоровья и гармоничное развитие личности дошкольников.

Задачи программы:

1. Оздоровительные:

· Обеспечивать всестороннее и гармоническое развитие физических качеств дошкольников;

· Способствовать функциональному развитию органов (сердце, лёгкие и др.) и систем организма (сердечно-сосудистая, дыхательная и др.);

· Содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы;

· Закаливать организм, используя естественные факторы природы (солнце, воздух и вода), различные традиционные и современные методики закаливания;

· Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.

2. Образовательные:

· Формировать и совершенствовать у дошкольника жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т.д.);

· Сделать достоянием каждого ребёнка элементарные базовые знания по гигиене. Анатомии и физиологии человека, валеологии, биомеханике движений, технике выполнения различных упражнений, правилам соревнований по спортивным играм и т.д.

3. Воспитательные:

· Воспитывать привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены, потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями;

· Способствовать развитию воли, целеустремлённости;

· Формировать позитивные качества характера;

· Способствовать эмоциональному развитию детей;

· Воспитывать эстетические потребности личности ребёнка.

Принципы построения программы:

1. Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом состояния его здоровья, физического развития, уровня физической подготовленности и уровня развития двигательной активности.

2. Систематичность и последовательность обучения, постепенность усложнения материала и его повторяемость:

· систематичность обеспечивается регулярностью проведения занятий, правильным планированием учебного материала;

· последовательность предлагает обучение новому движению после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого;

· повторяемость обеспечивает постоянное повышение сложности учебно-тренировочных занятий;

· систематичностью и последовательностью упражнений достигается прочность навыков и знаний, хорошие результаты в физическом и функциональном разви­тии детей, их физической подготовленности;

· последовательное нарастание нагрузки при систематическом обучении, явля­ется важным условием предупреждения травматизма.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение фитболов и использование различных оздоровительных технологий на одном занятии. В основу программы положено личностно – ориентированное обучение, где во главу становиться личность ребёнка, её самоценность, признание ребёнка главной действующей фигурой всего физкультурно-оздоровительного процесса.

Программа включает в себя широкое использование необходимого оборудования, спортивного инвентаря, фитболами, массажными мячами для профилактики плоскостопия, «дорожка здоровья», массажные коврики, детский игровой парашют (для активизации двигательной активности детей), физкультурные уголки и зоны двигательной активности в группах.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 5 – 7 лет.

Срок реализации программы рассчитан на 4 этапа.

Занятия проводятся

Старшая группа – 2 раза в неделю (25 – 30 минут),

Подготовительная группа – 2 раза в неделю (25 – 30).

Физкультурно–оздоровительная осуществляется через следующие формы:

1. Занятия по физической культуре всех типов:

· традиционные;

· тренировочные;

· занятия соревнования;

· сюжетно-игровые;

· интегрированные с другими видами деятельности;

· праздники и развлечения.

2. Физкультурно-оздоровительные занятия по фитбол-гимнастике.

3. Оздоровительная гимнастика для детей с нарушением осанки.

4. Система эффективных закаливающих процедур:

· воздушное закаливание;

· хождение по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы

рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);

· хождение босиком

· физкультурные занятия на свежем воздухе.

5. Использование оздоровительных технологий на занятиях:

· точечный массаж по Уманской;

· дыхательная и звуковая гимнастика по Стрельниковой;

· упражнения на релаксацию;

· хождение по «дорожке здоровья», использование массажёров;

· фитбол-гимнастика.

Методы и приемы, используемые на занятиях:

Ø наглядные методы: правильный, четкий показ образца движения или отдельных его элементов; подражание образцам окружающий жизни; использование зрительных; использование кино- и видеофильмов, фотографий, графиков, рисунков, телепередач, использование предметов, пособий, музыка, песни, ритм бубна, барабана, прибаутки, стихотворения.

Ø вербальные (словесные) методы: приемы краткого одновременного описания и объяснения физических упражнений, указания о выполнении движения, беседа, вопросы, команды, распоряжения, сигналы, считалки. образный сюжетный рассказ;

Ø    практические методы: игровой и соревновательный методы. Игровой метод развивает познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение ребенка. Соревновательный метод совершенствует движения, развивает творчество.

Занятия с использованием фитбол-гимнастики проводятся по подгруппам. Занятия проводятся в чистом, провет­ренном помещении на ковриках, дети одеты легко, лучше без обуви (в носках). Положительный эмоциональный фон, улыбка, радость делают занятия особенно эффективными……..

 




double arrow
Сейчас читают про: