Тема: Зимующие и перелетные птицы
Цель: учить дифференцировать представителей различных групп птиц. Задачи: закрепить обобщающие понятия «перелётные» - «зимующие»;
уточнить знания учащихся о многообразии птиц и их значениидля природы;
корректировать внимание, память, логическое мышление, речь;
воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к птицам.
Оборудование: иллюстрации птиц зимующих и перелетных.
Ход урока:
Орг. Момент.
Отгадайте загадку.
Снится ночью червяку
Чудо – юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела!
А кого червяк боится?
Угадали? Это …(птица).
Задание на внимание.
Актуализация знаний:
Выберите ту птицу, которая зимует в наших краях.
Снегирь Синица Дятел Клест Ворона Воробей
Ласточка Сова Скворец Грач Сорока Журавль
Сообщение темы
Мы сегодня поговорим о зимующих и перелётных птицах, о их способе жизни.
Первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки, садовая камышовка, малиновка либо зарянка. Они улетают в конце октября и в начале ноября, так как пропадают насекомые, которыми эти птицы питаются.
|
|
В золотые осенние дни собираются к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние, теплые страны.
Позднее всех улетают дикие гуси – когда замерзают реки и озера. Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они прощаются.
Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтоб весной вернутся в родной край.
- А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, съедают оставшиеся плоды и семена лиственных деревьев, шишки с семенами хвойных. А синицы отыскивают запасы, которые сделали осенью.
И все - таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели, сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближены к жилищам людей. И мы должны помогать пережить зиму своим пернатым друзьям. Каждый из нас должен сделать кормушку, то есть столовую для птички. У каждого дома есть пластиковая бутылка. Все, что нужно, это в бутылке сделать отверстие, чтоб птичка могла туда залезть и немного положить туда корма. Это могут быть зернышки, крошки хлеба и т. д. Я принесла готовую кормушку и в конце нашего занятия мы пойдем повесим ее на дерево и вы каждый день можете кормить птиц.
|
|
Закрепление полученных знаний.
Отгадай загадку «Знаешь ли ты птиц?»
Каждый, кто отгадает название птицы, находит ее на доске и посадит на ветку дерева, но при этом нужно посмотреть одно дерево весеннее для перелетных птиц, а второе для зимующих.
– Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
По ночам ночует,
– зернышки ворует? (Воробей.)
– Кто присел на толстый сук
И стучит “Тук – тук, тук – тук?” (Дятел.)
– Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах.
А зовут ее -… (Ворона.)
– Кто так громко всех стрекочет,
Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.)
– Мы построили вдвоем
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец,
Прилетай скорей … (Скворец.)
– Всех прелестных птиц черней
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне, вскачь,
А зовется птица… (Грач.).
Итог урока.
- о чем мы сегодня говорили на уроке?
- Какие птицы называются перелетные?
- Какие птицы называются зимующие?
Дом. Задание.
Чит. и отвечать на вопросы в учебнике по теме урока.