АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
КОМИТЕТ ПО СПОРТУ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ»
(АУ ДО «ЦРД и М»)
ул. Комарова, д. 42/1, г. Заводоуковск, Тюменская область, 627142,
тел. (345 42) 2-78-73, e-mail: centrdod@mail.ru
Методическая разработка
«Вежливое общение»
Эстетическая беседа
Для воспитанников объединений
Автор-составитель:
Фантикова Е.В.,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Заводоуковск, 2019г.
Цель:
- формирование у детей нравственно-этических норм, воспитание желания быть вежливым.
Задачи:
- выяснить взгляды учащихся по данной проблеме;
- помочь детям понять значение вежливости в жизни людей через разучивание стихотворений, инсценировок, чтение художественных текстов;
- способствовать воспитанию нравственных качеств, выявлению правильного и ошибочного представления о вежливости;
|
|
- воспитывать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на примерах великолепную силу вежливости.
Ход беседы:
Слова: «До свиданья!», «Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» -
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке
В школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.
Вежливость - это первая и самая приятная добродетель.
Одной из сторон общей культуры человека является культура поведения, неотъемлемой частью которой, является вежливость. Человек откровенный и приветливый умеет сделать так, чтобы всем окружающим его было ловко и уютно.
Вежливость для взрослых и для детей важна,
Вежливость – чудесная и добрая страна.
Вежливости надо с детства всем учиться,
Вежливость, ребята, волшебства частица.
1. Задаем вопрос обучающимся: «Что такое вежливость?»
Предполагаемые ответы: (- воспитанность; - хорошее поведение; - правила поведения человека; - когда человек вежливый, к нему хорошо относятся; - вежливый человек говорит добрые слова.)
2. Примерные вопросы:
1) Что такое «добро» в твоем понимании?
2) Добр ли ты?
3) Чем это подтверждается: словами, действиями, поступками?
4) Как ты оцениваешь свои взаимоотношения с близкими тебе людьми:
а) добрые, дружеские;
б) тебя не понимают;
в) тебе не хватает ласки и внимания;
г) безразлично;
д) бывают разные моменты.
5) Хотел бы ты изменить что-то в своих взаимоотношениях с окружающими:
а) да; б) нет.
6) Как ты оцениваешь свой характер? Доволен ли ты собой? Почему?
|
|
7) Есть ли у тебя друзья?
а) есть;
б) мало;
в) так часто меняются, что их трудно называть друзьями;
г) у меня нет друзей.
8) Занимают, волнуют ли тебя проблему друзей, окружающего тебя мира?
9) Если у тебя возникнет проблема, к кому ты обратишься за советом и помощью в первую очередь?
а) к родителям;
б) к друзьям;
в) попытаешься сам справиться;
г) не знаешь.
10) Как ты чувствуешь себя в своем классе?
а) мне хорошо и спокойно;
б) мне неуютно, тоскливо, скучно;
в) бывают разные моменты.
11) Как бы ты хотел, чтобы к тебе относились в классе?
12) Считаешь ли ты себя вежливым человеком?
3. Ответьте на вопросы словами «да» или «нет».
1) Умеешь ли ты благодарить родителей (продавца, библиотекаря, друга и др.) за выполненную просьбу, оказанную услугу, преподнесённый подарок и т.д.?
2) Называешь ли ты по имени тех, с кем здороваешься?
3) Всегда ли ты уступаешь место старшим в автобусе?
4) Пропускаешь ли ты вперёд младших при входе в школу, в столовую?
5) Выполняешь ли ты просьбы старших?
4. Чтение стихов «Вежливые слова»
1 Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «Извините».
2
Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «Спасибо» -
Станет бабушка счастливой!
3
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».
4
Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим –
Будут все довольны нами.
5
Встречу, новый разговор
Мы со «Здравствуйте» начнем.
Друг пришел вдруг на обед –
Скажем мы ему «Привет».
6
«Добрый вечер», «Добрый день»
Говорить нам всем не лень!
«Утро доброе» мы скажем,
Поутру проснувшись, маме.
7
Если ты сломал игрушку
Друга или вдруг подружки,
Ты скажи им «Извини»
И свою им предложи.
8
Угостил вдруг кто конфетой
Или что-то подарил,
«Спасибо» говори за это,
Чтобы вежливым ты был.
9
«Добро пожаловать» гостям,
Говорят и тут, и там.
Домой гости уезжают
«Доброго пути!» желаем.
5. Вопрос: А теперь ещё раз задай себе вопрос: вежлив ли ты?
Задание: Давайте проверим, на сколько вы вежливы в игре «Вежливые слова».
6. Игра «Вежливые слова».
Педагог бросает мяч ученику, ребенок называет вежливое слово.
Ребята, я убедилась, что вы знаете много добрых, вежливых слов. Дарите чаще их своим близким, родным, товарищам!
7. Оцените с точки зрения вежливости речевое поведение некоторых ребят.
1) Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком.
Надо ли поздороваться тебе?
2) В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, поздоровался: «Здравствуйте, Юрий Васильевич!»
Как поступил бы ты? Что сказал бы?
3) Ты вошёл в автобус с задней площадки и увидел, что у передней двери стоят твои друзья.
Надо ли поздороваться с ними? Если надо, то как ты это сделаешь?
8. Далее педагог рассматривает с ребятами жизненные различные ситуации, совместно моделируются и анализируются те или иные варианты поведения.
Например:
Ситуация 1.
Сереже понравилась девочка из его класса. Он всячески пытался завладеть ее вниманием: ножку поставит на перемене, за косичку дернет или что неприличное скажет в ее присутствии. Прав ли он? Не проще подойти и предложить понравившейся девочке дружбу? Почему мальчик не делает этого?
а) стесняется;
б) боится насмешек со стоны своих друзей и одноклассников. Подумал ли Сережа, в какое положение он ставит девочку? Согласиться ли она дружить с ним после вот таких действий?
Ситуация 2.
Большая перемена. Ты выбежал в вестибюль немного размяться и развеяться. Но так увлекся, что сбил малыша-первоклашку. Твои действия?
|
|
а) пронесешься мимо;
б) поднимешь малыша, извинишься;
в) постараешься не допустить подобной ситуации.
Ситуация 3.
Решили устроить дискотеку, пользуясь отсутствием родителей дома. Но, увлекшись, перестали контролировать свое поведение: включили на полную мощность музыку вашей любимой рок-группы, на что последовала немедленная реакция возмущенных вашим поведением соседей. Например, в дверь постучала соседка-старушка, которая, почувствовав недомогание, решила прилечь и вздремнуть. Несколько раздраженным тоном она просит вас прекратить это безобразие. Ваши действия?
а) нагрубить старушке;
б) извиниться и приглушить звук;
в) отомстить «вредной» старушке, увеличив звук до предела;
г) не допустить подобной ситуации.
Ситуация 4.
Тебя раздражает некто из твоего класса ну просто до невозможности! Твоя реакция:
а) будешь сдержанным по отношению к нему, не выдавая своих чувств;
б) дашь волю своим чувствам – при всех выскажешь все, что ты думаешь о нем;
в) придумаешь обидное прозвище или за глаза высмеешь его недостатки;
г) попытаешься наедине высказать раздражающему тебя человеку все, что ты о нем думаешь;
д) решишь привлечь друзей, одноклассников на свою сторону и вместе с ними попытаешься бойкотировать не понравившуюся тебе особу;
е) попытаешься найти причину своего раздражения, проанализировав и поняв, что «никогда, по-твоему, не будет», - просто успокоишься
Ситуация 5.
Зима. Гололед, очень скользко. Вы с друзьями возвращаетесь из школы. Впереди вас идет женщина с полными сумками. Вдруг она, поскользнувшись, падает. Из сумок выкатились апельсины, яблоки, а может быть картошка. Ваши действия?
а) вы дружно и весело смеетесь, считая ситуацию комической и нелепой;
б) окажете помощь пострадавшей: поможете подняться, соберете рассыпавшиеся фрукты и овощи, спросите о самочувствии и т.п.;
в) равнодушно пройдете мимо, сделав вид, что ничего не заметили;
г) подойдете и спросите – не нужна ли вам помощь?;
д) воспользуетесь ситуацией, чтобы поиграть в футбол с рассыпавшимися фруктами и овощами.
|
|
Итог беседы:
В конце беседы ребята должны прийти к выводу, что вежливость, доброта, доброжелательность, чуткое и внимательное отношение к окружающим должны стать нормой их жизни и поведения.
В обиходе вежливого воспитанного человека всегда должны быть слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно открыть любые двери, помочь вернуть хорошее настроение. Творите добро, учитесь делать добрые дела!