Деревянное кружево славянской души


Я уйду в кружева

 деревянных "оков",

 откажусь

 от бетонной "свободы".

 Заберусь в эти книги

 ушедших веков,

 где историй –

 на долгие годы.

 Сквозь прозрачную вязь

 постаревших страниц,

 словно в кущах

 небесного сада,

 я увижу волшебных,

 диковинных птиц,

 ожерелья цветов.

 И отрада

 прибежит в мое сердце

 веселой волной

 от высокой светелки

 и фриза.

 Будут солнце и звезды

 сиять надо мной,

 над ажуром

 резного карниза.

 


(стихи Надежды Бурановой)

В данной статье приводиться попытка, через анализ самых распространенных сюжетов домовой резьбы России показать, что вместе с избой создавалось не просто жилье, а вместе с ним – целый ментальный мир.

Внутренняя часть дома украшалась сдержанно. В большинстве домов печи не имели трубы и топились «по-черному». Света, в «курной избе» было немного. Окошки были высотой в два бревна и затягивались бычьим или рыбьим пузырем, а на ночь задвигались доской («волоковые окошки»)№ адрес изображения - № 1.http://ic.pics.livejournal.com/smittik/2163196/679850/679850_900.jpg

Исключение составляли княжеско-боярские дома, где печи с трубой применялись со времен Киевской Руси. В таких домах в   «светлице» и «горнице» (не отапливаемые летние помещения, как правило, находившееся на втором этаже и имевшие «волоковые» окна больших размеров), известны примеры росписи красками и украшения керамическими плитками с глазурью. Стекло в княжьих теремах применяется с 14 века и только с 17-18 веков с появлением дешевого прозрачного стекла - «красные окна» стали распространяться у простого народа.

Недостаток света и копоть на стенах в «курной избе» не способствовали украшению жилища. Мебель, до уровня пояса, покрывалась лаконичной резьбой: лавки (опушка нижнего края), припечной столб, полати. Иконы для защиты от копоти имели занавесочки, и к праздникам чистились птичьим пером, веником сметали копоть со стен, выскребали деревянный стол, стелили скатерть, вывешивали обрядовые полотенца, ставили праздничную посуду….

Основным украшением дома являлась деревянная резьба снаружи. Особо украшались наличники окон. Некоторые авторы считают, что раз «красные окна», а с ними и большие наличники, появились в 18-19 веках, то и украшения дома, до тех времен, как такового не было. Значит, и сюжеты наличников были придуманы позже и, не являются продолжением традиции. Однако в сборниках по деревянному зодчеству первой половины 20 века (которые составлены в основном профессиональными плотниками), говорится о том, что домовая резьба 16-17 веков берет мотивы 12-14 веков дошедших в виде изделий из металла. Подтверждая это   мы приводим в пример литую напрестольную арку 12 века обнаруженную археологами на Брянщине в г. Вщиж: № 2. Кроме того  при раскопках Арциховского в Новгороде было найдено достаточно фрагментов деревянной домовой резьбы, чтобы утверждать, что традиция все же была.

И сегодня на «лице дома» - наличниках, подзорах на крышах домов, причелинах (доски по краям избы), карнизах фронтонов, слуховых окнах, фризовых досках, ставнях окон, крыльце, воротах, калитках– всюду мы видим художественно-знаковое обращение к духовным покровителям семей из данных домов. Проследив этимологию слов «причелина» (сверху перед головой), "наличник" (то, что накладывается на лицо) и   «личина» (маска-лицо),  можно обнаружить сколь древен наш язык. Данные слова составлялись из определенных признаков предмета. Метод подобия использовался и в оформлении наличников: фото № 3 («кокошник»). Наличник здесь изображен в виде кокошника с цепями (височными кольцами, звенящими подвесками), обрамлявшего  в старину лицо женщины на праздниках. Так и хочется сказать, что окна «считались зеркалом души дома», как глаза на лице. Не случайно резьбой украшали именно эти части здания. Звенящие подвески все народы мира вешали на трех основных уровнях – центрах истекания Живы: линия глаз, сердца, пояса. Их звон, как и треск-гудение огня, звуки ветра и т.п. позволял, во время волхования, судить о: собрались ли в круг сородичей души предков и духи – покровители рода и как они относятся к обсуждаемому вопросу (прим. автора). Можно предположить, что через окна «изба» должна была общаться с духами и богами. Окна как бы были не только «зеркалом», но и «воротами» для «души дома»: № 4, 4.1, 4.2, 4.3..  

С их помощью можно было как защитить дом от «злого», так и пригласить в дом «добро». Образ ворот особенно хорошо прослеживается в резьбе наличников Севера, где не было недостатка в дереве №5. «Ворота в храм Рода, Солнца и Алатыря».

Мотивы рисунков несут в себе народную память о бытовавших в древности языческих символах. Полная аналогия символов резьбы идет в узорах на славянских рубахах, праздничных полотенцах, посуде, частях костюма, археологических находках древних украшений, в фольклоре и т.д. И только сравнивая эти данные, автор смеет предлагать читателю данные в статье выводы. Схожесть рубахи и избы заключена в стремлении покрыть украшением отверстия, ведущие внутрь, к хозяину. Даже «дымари» на трубах имели украшения: №6. Торцы бревен на углах дама – «полотенца», тоже закрывались резной доской. По народным представлениям через угол в избу тоже может проникнуть нечисть и там живет домовой:№7, 7.1 («полотенца»).

Рассмотрим самые распространенные в домовой резьбе знаки - мотивы. Над окнами и дверью часты знаки Рода, Рожаниц, Лады, Солнца, Коловрата, Сердца и т.д. А на «полотенцах» торцов избы, выполняющих больше защитную функцию,  размещались знаки Перуна №7, камня «замка» Алатыря №7.1., соцветия защитных рун «Тейваз» или «Альгиз». Эти «шлемы ужаса» - соцветия стрелок, широко использовались как украшения - обереги не только в резьбе: № 8 перстень 16 века.  Мотив «стрелки». В селе Тагино Орловской области до сих пор над дверью можно встретить двойной знак: крестик и правее – стрелка направленная вверх. Сравним с подобными изображениями на старинных перстнях-печатках. Вот со стрелками направлеными вверх и вниз: № 10.4 («Уравновешенный воин») две стрелки, а между ними человечек с открытым забралом шлема.  Рунный смысл этих знаков: две стрелки – «да прибудут с владельцем перстня две уравновешивающие силы (Рожаницы – прим. автора) и бояться ему будет в жизни нечего (открытое «забрало»); крест и стрелка - стремление к светлой силе вверх, в то время как для темной дорога остановлена крестом. Мотив стрелки: собирание, стремление силы (руна Тейваз): №10, чаще всего он присутствует в знаковых рисунках, близких к руническим №10.1. Мотив стрелки, в сочетании со знаками Рода и Рожаниц, имеется и на древних кольцах: №10.2, гербах: №10.3.

В большинстве случаев рисунки на окнах и воротах имели призывно - утвердительный  смысл, как и на рубахах. Например, мотив «дорожки» из знаков, растений на рубахах и полотенцах считается обережным - от злых духов. При этом вышивальщицы знают, что «дорожки» из растительности символизируют Древо Мира. В лесных районах Брянска-Белоруссии рубахи чаще украшены дорожками из листьев дуба, в Скандинавии -  Ясеня. Если рассуждать с точки зрения вышивальщиц - такая дорожка привлекала в пустоту отверстий рубахи «живу». А вот аналогия дорожки из дубовых листьев в резьбе: № 4.3.  Самый распространенный на вышивках цвет – красный. По закону подобия красный цвет привлекал все светлые силы. Поэтому на праздниках и вывешивали полотенца в хате, расшитые чаще красными нитями. Но так считают современные вышивальщицы.

Автор предполагает и другое прочтение «дорожек». Этнография Сибири дает нам представление об устройстве шаманского чума у эвенков. Сам чум, со всем его содержимым, представлялся как «Средний мир» (Явь); на восход солнца от входа в чум находилась «дорожка» из живых, молодых лиственниц, стоявших «вперемежку» с идолами духов вооруженных копьями – эта дорожка олицетворяла «Верхний мир» (Правь); на закат солнца была дорожка из вкопанных в землю, верхушками вниз – корнями вверх, мертвых лиственниц (тоже вперемежку с идолами) – «Нижний мир» (Навь). На «ранних» вышивках полотенец так и можно наблюдать – нижняя «дорожка» вышивалась верхушками вниз. И сами деревца, из которых состоят «дорожки» назывались вышивальщицами «Дерево трех миров» (в Сибири называется «шаманским деревом»). Тогда средняя часть данного сюжета полотенца  предназначена для Яви. Подобная вышивка может являться своеобразной «иконой» язычника со своими «канонами» – как рисунки на стенах церквей: № 11. Остается напомнить, что подобные полотенца использовались в обрядовых действиях и, как украшение «красного угла» с иконами. Полотенца с подобными вышивками и «дорожками» распространены на всей территории Европейской части России. Как правило – они двуцветны, с преобладанием красного. Это показывает, что язычники могли обращаться к силам Прави и Нави, и что в Яви нет понятия «чисто светлой» силы.

Такой же «трехуровневый» вертикальный принцип в композиции рисунка, работает и на наличниках окон. Но, чтобы понять этот принцип придется обратиться к мифу о «Древе».

Сюжеты резьбы. По мнению автора наиболее распространенными в домовой резьбе являются сюжеты «Древо», «Род и Рожаницы», «Макошь».

Сюжет Древа Жизни – самый многовариантный, самый распространенный у большинства народов мира. Чтобы расшифровать его символику обратимся к близким славянам, хорошо сохранившимся  скандинавским одам. В Старшей Эде одно из воплощений бога Одина на Земле – странник Гримнир - так описывал устройство мира («Речи Гримнира»):

«Три корня растут на три стороны

У ясеня Иггдрасиль:

Хель под одним, под другим великаны и люди под третьим…

Корни ест Еидхегг (дракон, охраняющий доступ к «корням»)…

Четыре оленя рога запрокинув,

Гложут побеги».

Олени пасутся на крыше Асгарда - города богов, и едят листья. Вот откуда на наших полотенцах иногда мелькают изображения этих животных (прим. автора): №11.1. Поэтому, если древо изображается не целиком, то его представляют или побеги с листьями - для завлечения посланцев богов-оленей, или завитки в форме руны «Соло»-«S» (прим. автора) №11.2.  прорисовка перстня с руной «Сила». Орловская обл.      

 

          Руна силы «Sovilo”13-14в.в.Московская обл.    

 Этот знак силы называли у скандинавов «коготь Норны». Он олицетворяет силу Живы, отщепленную данными богинями от Древа. Его часто сравнивают с плотницким «скобелем» - инструментом для снятия стружки с дерева, но больше он похож на крючок для плетения лыка №12.1.  По легендам, находясь у корней, Норны (Рожаницы) «плели» из Живы судьбу-жизнь для всех живых существ на Земле и богов на небе. Поэтому знак сплетенного узла и вообще «плетенка», «коготь норны», два треугольника, могут применяться и как самостоятельный элемент (на наличнике № 12, 12.1, на перстне №12.2), так и перемежаться изображениями живых существ, духов, богов (прим. автора): № 33.3. На вершине Ясеня восседает посланник богов Асгарта - Орел. Обращение к Орлу – обращение к богам этого мира. Обращение к оленям – обращение непосредственно к Живе, собираемой в светлом мире Асгарта. Именно поэтому на полотенцах олени часто «окружают» изображение Древа: №11.1. Жива Асгарда, это «Живая вода» описываемая в сказках и обращение за ниспослание светлого духа – семени в тело.

И Орел и Дракон часто фигурируют и на щитках перстней,  оберегах-подвесках средневековья: №14. Дракон (Ящер – Змей одна из трех ипостасей Велеса) заведует «мертвой водой» - силами, идущими от корней Древа. На наличниках дракон как правило, парный: № 14.1-4. Он, скорее всего, олицетворяет Рожаниц как посланцев Велеса, или Рода т.к. при этом две змеи чаще всего складываются в знак Рода.   Орел, Драконы, две женские фигурки, две птицы, две вазы, два завитка на цветке – все эти мотивы часто сопровождают сюжет Древа:№15, 15.1, 15.2.

Есть и универсальное существо, к которому можно обращаться с любыми проблемами – светлые Души своих предков - посредники между людьми и богами. Их тоже олицетворяют птицы. «Птицу счастья» можно просить, как в известной сказке, по принципу «лети – лети лепесток…..» - собирай силу в круг… и «быть по моему вели..». Это – самая распространенная фигура на перстнях, полотенцах, наличниках: №16, № 15.2, №16.1. Подобные наличники можно интерпретировать: «духи предков – вращайте Коло и пусть, Жива течет в окна!». Знак - «Коловрат» часто замещает  «Древо»: № 17.

 

Подобная замена широко практиковалась. Например на перстне может изображаться композиция из 2-3х животных, олицетворяющих Навь, Явь, Правь с выходящим из верхней фигуры деревцем (по А. Платову «Магические искусства древней Европы»): № 18 Орловская обл. на щитке с поясного убора 16 века изображен тотем семьи, в виде «Грустного зайца», с родовым деревцем на спине, двумя Рожаницами по бокам и руной Род под ним. Древо может изображаться целиком: на перстне №19, в вышивке №19.1, в резьбе на «полотенцах» защищающих торцы бревен. На щитке перстня-печатки за неимением достаточно места ювелиры могли изображать Древо в виде елки №20.2; на вышивке – в виде ветки или «дорожки из цветков»,.. цветка с двумя завитками по бокам, - вазой с цветком и др. Такие же образы прослеживаются и в резьбе.

Древо Мира, пронизывая все миры, является осью вращения силы. Отсюда идет деление большинства сюжетов и обрядовых полотенец и деревянных наличников на три горизонтальных «слоя»: к корням Древа относится нижняя планка, к Яви - боковые столбики-доски наличника  (часто называемые «полотенцами») и отверстие окна (стекло), к Асгарду – навершие наличника (навершие часто делят на «Хлябь небесную» - нижнюю часть и «крышу мира»- верхнюю: №4, 4.2, 5, 14.2, 14.3 и др.). Окно, являясь моделью мира, моделью Мирового Древа, позволяет обращаться к силам и сущностям 3-х миров. Попадаются и перстни, наиболее полно воспроизводящие сюжет Древа и одновременно очень похожие по структуре на окно избы: № 35.  Здесь ясно присутствуют Небо, Земля (верх и низ наличников), два маленьких деревца Рожаницы (боковые стороны наличников) и «Дерево шамана» - кол между небом и землей (пустота окна, как дыра в чуме шамана, через которую просовывают Древо).

 

Если предположить, что просьба – утверждение на наличниках имела обобщенный характер, то можно по этнографическим данным определить, как выглядит в знаках то, что просили. Например: на празднике начала нового года и пробуждения сил природы у эвенков, через шамана и Древо, просили – особой силы (считать можно - Живы), дать много душ животных (чтобы они родились в Яви – чем не просьба о Семени), оставить в прошлом все плохое и поймать всем вместе Духа Удачи (по сценарию праздника – поймать должна Уточка - один из духов помощников шамана; как тут не вспомнить, про звенящие подвески вятичей и финно – угров в виде уточки, или в виде их лапок). Духа Удачи ловят и при подготовке к большой охоте и просят у него, чтобы нужные звери были в лесу, во время охоты. Дух Удачи ассоциируется с Рожаницами, или скорее, с «Богом Удачи и Охоты». Изображение последнего в виде стоящего вооруженного человека перед Древом очень часто попадается на русских перстнях средневековья: прорисовка перстней № 21. Сибирь сохранила для нас не только такое же изображение на камнях, но и его название. Наличники – «просьбы» живущих в доме показывают наглядно: Самыми  частыми, после сюжета – «Древо», являются  «просьбы» к Рожаницам и Роду.

Сюжет «Рожаницы» самостоятельно встречается редко: перстни № 22, 22.1; наличники № 23, 23.1, фигурки – столбы №25.6,  но в сочетании со знаками Рода в виде «перуницы» - часто. «Перуница» по Рыбакову это 6-8 лепестковый «цветок», символизирующий Перуна: «перуницы» №24,24.1, 24.2,24.3;   Рожаницы с семенем Перуна: №25, 25.1-5. Это сочетание знаков напоминает о главной обрядовой просьбе народов Сибири, где у Великой Матери  и у Духа Удачи (Рожаниц) просили Живы и Семени - душ животных и соплеменников. В Сибири, в трапезных церквей, «Рожаницами» называли специальные парные столбы: № 25.6.

Следующий по частоте встречаемости на украшениях у славян идет сюжет «Макошь и Рожаницы». Споры не затухают о месте Макоши в пантеоне славян. Какое отношение имеет она к богу Роду, к Сварогу? Хотя теоретически, при перечислении богов языческого пантеона (в средневековой русской литературе) богов Рода и Макошь разделяют, в знаках это сделать порой невозможно (например: знак ромба без креста, в позднее средневековье, применялся для обоих богов). Для лучшего понимания образа Макоши мы обратимся к камланию эвенков, посвященному предстоящей охоте. Шаман, собрав и проглотив своих духов-помощников, просит Духа Удачи (выглядит это как человек с оружием, держащийся за шаманское Древо: на перстне №21 - сюжет «Бог охоты»). Дух «отвечает», что может дать столько-то, а за большее надо просить Хозяйку (Мать Мира, Великую Мать, Старуху). Учитывая попытки перевода слова «Макошь» как «Мать всего сущего, Мать кошеля (богатства)» и т.п. напрашивается прямая параллель между нашей Макошью и сибирской Великой Матерью. Все действие камлания проводится вокруг «шаманского столба» - Древа Мира - деревца пропущенного через дымоход шаманского чума (становится понятным, почему вокруг слуховых чердачных окон, в избах, часто изображают «цветок – коловорот»). На вышивках и перстнях Макошь часто изображалась в виде фигурки с тремя корнями внизу (шаман часто изображается в приседе, с передником между ног) и «проросшей» макушкой: №26, 26.1-3. Предположительно, «шаманское древо» в какой-то момент камлания «превращается» в Великую Мать. Об этом повествуют изображения на вышивках, перстнях, в резьбе. То, что Макошь становится Древом через «покрытие» ее богом Родом, говорит увенчание ее знаком Рода – ромбом с цветком внутри, цветком, с зародышем цветка – бутоном между ног, венком из цветов на голове или вместо головы (отсюда и обычай с венками для девушек). При недостатке места изображение могли совсем символизировать: № 26.4, 26.3. То, что «Великая Мать» существовала у разных первобытных народов, говорят изображения статуэток энеолитических Трипольских  «венер» найденных на Украине: №27.  Трипольцы, задолго до сарматов, использовали подобную символику. Под давлением кочевников они ушли вверх по Днепру. Среднеднепровские лесные неолитические племена, имевшие до этого ямочно-гребенчатую керамику, переняли с посуды трипольцев «ромб» и «свастику». По реке Десне эти племена расселились до центральных районов Европейской равнины принеся сюда часть критско-трипольских обозначений. «Венеры» трипольцев  показывают,  с каким божеством связан знак «Засеянное поле» с древнейших времен и, к какому энергетическому центру относится «покрытие» богини богом. Что происходит с богиней дальше можно попытаться увидеть на вышивках и украшениях более позднего времени. После «осеменения», Макошь начинает «прорастать» Древом: между ног появляется росток; макушка «зацветает»; руки, могут  изображаться в виде ветвей. В этот момент превращения появляются Рожаницы – помощники: пара коней, оленей, птиц, драконов, две вазы, два завитка, две ветки, две уменьшенные фигурки несущие на себе знаки «семени», «живы», «плетенки», «когти Норны», рыбки, треугольники (на перстнях они вместе с «волосами» - символизируют женское перво причинное место № 8.1), стрелка с поперечинкой на древке («несущая крест» № 10.3), плетеные «веревочные» узлы (напр. литые перстни вятичей с таким узором №12), 12. «Плетенка» на перстнях вятичей означает присутствие Живы сплетенной из из двух потоков силы Неба и Земли точки и кружочки с пустотой внутри - семена-души.

 

 сердца и т.д..: № 25, 25.1-5.

 В Скандинавии на надгробиях, этих богинь судьбы чаще изображали в виде двух драконов, глотающими хвост друг - друга. Разматывая нить «живы» с Древа богини раскручивают его, превращая в «Солнцеворот, Колесо судьбы, Свастику» - источник силы №17.

Заимствование символов из Западной Европы привело к использованию для обозначения богинь судьбы фигур льва и единорога: № 28. Единорог в представлениях того времени (перенято из переводных европейских средневековых сборников о существах и зверях – «Бестиарий») - существо, собирающее все светлое в этом мире. В противовес ему ставился лев – собирающий силу Земли.

Сюжет бога Рода такой же спорный в знаковом значении, как и Макошь. Вот, например, прялка изображающая, бесспорно, мужское божество, дающее семя: № 29. Но ведь три «корня» есть и у Древа, и у Макоши…. В литературе средневековья бог Род, по сравнению с другими, упоминается не часто. Более известный его аналог – Сварог (у восточных славян) и Святовит (у западных; почти дословный перевод «Свет – дарующий жизнь»). Мотивы Рода: ромб (№12.3 квадрат - древний астрономический символ Земли); круг с точкой № 30;

крест в кругу,  в виде пересекающих нитей Живы на наличнике №9.1, «проросший» или «животворящий» крест - в составе ожерелья в Киевской Руси: №31); бутон-цветок внутри круга

34. Проросшие кресты со знаками «семени»-духа(точкой в кругу) или Рода смотрящего на 4 стороны ростками(как положено Великому Духу – в кругу). Домонгольский период. Ранний христианский «животворящий» крест с Живой-плетенкой с домонгольского поселения.

  

 

9. На «полотенце»: Крест с пустотой внутри-точкой в сочетании с обережным «шлемом ужаса», стрелка, перуница, внизу-ромб с пустотой, вверху –ромб перекрещенный «живой». Г. Орел

 

№31.1 – 4; венок-солнышко вокруг слухового окна №31.7;

лилия (один из ранних христианских знаков Христа: в Библии подчеркивая трудолюбие Христа говориться, «он – лилия долин»; отсюда же «королевская лилия»): на кольце №31.3, на полотенце №31.4. В 17-19 веках православная церковь, в борьбе со старообрядчеством, постаралась избавиться от символики, хоть в чем- то напоминающую языческую. В том числе отказались от изображения креста в кругу (мол, вечной борьбы добра со злом нет – придет Судный день; при этом круг - вечность, крест – мотив Христа). Но в резьбе эти мотивы продолжали использоваться. Именно знаки Рода чаще всего «прорастают» Живой на наличниках. Если принять во внимание, что Живой считается смесь энергии Земли и «Неба» то суть «креста животворящего» становится понятна: устойчивое пересечение двух потоков устанавливается там, где проявляется Великий Дух или, хотя бы, «искра божья». Скорее всего, отсюда идет представление о том, что у каждого человека есть свое «Древо трех миров», которое могут «крутить», как колесо судьбы и Рожаницы, и духи предков: №32.

Мотив рыбы. По академику Рыбакову, не только Уточка, но и Рыба были зооморфными знаками Рода. Возможно, сюда стоит прибавить и Рысь – т.к. именно эти звери наиболее часто попадаются на обережных поясных уборах славян. Во всяком случае, даже в Византии в качестве ранних христианских знаков Иисуса Христа использовалась, чаще всего, рыбка, составленная из ромба или треугольников (знаков Рожаниц). У нас «Рыбка» сочетается с треугольниками, ромбами, «когтями Норны»: на наличниках № 12.3, на кольцах№ 12.2. Если учесть народные названия Рожаниц – Доля и Недоля, можно добавить в раздел мотивов Рожаниц еще многие виды изображений. Например, на  кольце с Брянской области изображена рыбка с двумя кругами, разделенными на доли. При этом один круг полный, а другой – наполовину....

Мотив «точки-семени Духа» использовался реже. Есть несколько вариантов мотива «точки». Точки в кругу или ряд точек на амулетах: №33,

общепринятое название – «солярные знаки». В китайском язычестве – «даосизме», до сих пор круг с точкой являются знаками первоначальной пустоты и духа в ней №30. Мир,  по даоским  представлениям,  зародился от дыхания этого духа собирающего силу Инь и Янь в «волны» Живы – Ци, исходящие кругами от точки. Сам круг, в таком изображении, рассматривается как первый вздох Духа.

Связь Рода с солнцем бесспорна. Это хорошо выражено в домовой резьбе № 5. Если вспомнить по мифам Севера, что «Великая Мать живет там, где живет Солнце», то не исключается, что Солнце является одной из ипостасей Рода. Это косвенно подтверждается и  символикой. Круг с точкой у многих народов является знаком Солнца и поэтому значится таковым и в астрономии. В древности этот знак наносили на шумящие подвески, фигурки зверей – покровителей родов, на любимое оружие имеющее имя и т.п. Точка -  знак «искры божьей» - духа, а точку в кругу, ромбе и т.п.,  считают знаком  Великого Духа – бога, в пустоте и в даоской традиции и в ведической традиции Индии. Одна из самых известных пальцевых «мудр» в индуизме так и переводится: «соединение небесного огня с пустотой» (большой палец смыкается со средним). В Индии считалось, что первоначальный Великий Дух зарождается в пустоте и обозначается цифрой «0». Пустое отверстие на славянских наличниках, в определенном месте сюжета, тоже может являться знаком Рода: № 14.1, 14.2, 14.3, 23.  В других случаях «точки» в резьбе изображаются как «искры божьи» исходящие от Цветка-Солнца-Рода №34.

Как здесь не вспомнить выражение – «Даждьбожьи внуки». Третий вариант использования «точек – семян»: они могут сопровождать изображение небесного огня в виде молнии № 33.1-2. И здесь придется уделить внимание Перуну. По Рыбакову 6-8 лепестковый остролистый весенний цветок называется в Болгарии «перуницей».  Два известных капища Перуна выглядят как «перуница», выкопанная в земле, где в каждом лепестке горел костер, а в центре, на холмике («точка» посреди выкопанного круга из «лепестков») находились либо статуя Перуна, либо - костер. Почему «перуницы» часто замещают в изображениях знаки Рода? Попытаться объяснить передачу Перуну «животворящей» функции, через весенние грозы, можно, наверное, памятуя, что данное божество на позднем этапе язычества стало главнее Сварога. На него перешли основные знаки, связанные с главными просьбами людей к богам: «перуницы» № 24.2, 24.3, 25.3, 34.  Это приблизительно, как и со знаком «засеянного поля» принадлежавшим Великой Матери в период матриархата и, распространенном, позднее на Сварога – Рода.

Мотив «петли» в сюжете «Род». Пустота, создаваемая петлей Живы, образует общепризнанный знак – руну «Отал» - Род, Семья, Дом. Именно Живы – это видно при рассматривании древних надгробных скандинавских камней. Концы, идущие от руны «Отал» часто смыкаются вокруг наличника, «деревянного полотенца», пряжки и др. образуя пространство - «дом». При этом в рисунок могут вплетаться другие руны, птицы и прочее: № 33.3.

В некоторых книжных заставках старинных книг хорошо просматривается известный магический метод подобия. Сюжет наличников, перстней, посвященный теме - «Да пребудет с нами Род и Рожаницы», можно переделать в рисованный заговор на создание семьи: № 32. Руна «Отал» разрисованна здесь на славянский манер, имеет цветок - знак осеменения Родом, и две боковых ветви – знаки Рожаниц.                        

Надо сказать, что наши предки не «разбрасывались» изображениями богов и Живы где попало. Кто практиковал с рунами, знает, что духи узнают руны, но если за ними не стоит сила, то признавать знаки они не будут. Поэтому знаки богов сопровождаются или знаками Рожаниц, или плетением растительности и располагаются на местах «выхода силы» у человека или дома. Например изображение покровителей рода (тотем №18, либо «шумящие подвески») носили ни - где либо, а на поясе – главном месте силы человека, особенно у мужчины (у женщин – волосы соответственно украшались). Изображения Живы характерны для пряжек и наконечников ремней, браслетов славян. Но и об этом может быть отдельный долгий разговор. В избах же, главными местами выхода силы считались окна и двери.

Принципы создания образов в обрядовом творчестве. Говорить о том, что украшения несли функцию защиты от злых духов, значит односторонне судить о магии нашего народа. Исходя из перечисленного  выше материала присутствовали наиболее важными являлись: принцип «подобия» (изображали образы самих богов или их признаки-знаки для привлечения нужных сил); принцип: там - где много вас - я между вами (большинство богов считалось старшими сородичами). Наиболее необычным является принцип сопричастности к делу богов: в даосских и индусских дыхательных практиках есть приемы создания пустоты, первого дыхания в ней духа, при этом выполняющий упражнения считается частью Великого Духа; славянский резчик по дереву уподоблялся певцу – сказителю Баяну, или Гримниру.., рассказывавшим об устройстве Мироздания и этим помогающим крутить Коло.

 

 

Изменение техники резьбы напрямую связана с упрощением отношения к украшению домов. Когда- то тоже самое происходило и с рисунками на стенах пещер у первобытных людей: более древние из них как будто написаны с натуры; постепенно первобытные рисунки упрощались, пока не стали чертежами схем, составленных из знаков («пектогамм»). Более древняя скульптурная и рельефная резьба до сих пор еще присутствует в  северных губерниях: Архангельской, Вологодской, Псковской, Пермской. Скульптурная резьба декорировала двускатные кровли русских изб с охлупнем («конек» на крыше), которому придавали форму конской головы, оленьей с ветвистыми рогами, гуся, лебедя. Водоспуски дома украшались скульптурными изображениями звериных рогов, змееобразных голов и т.д. Рельефная прорезная резьба – Корабельная, когда-то считалась престижной (примером может служить недавно реконструированный Коломенский деревянный дворец царя Алексея Михайловича) и была широко распространена во всём Волго-окском междуречье: образец из г. Орел (Обл. краеведческий музей) № 4.3.



Окончание.

Подавляющее большинство современной  домовой резьбы выполнено в технике пропиливания. Старые магические знаки стали зарастать новыми орнаментами. Со временем представления о символическом значении рисунков слабели и превращались в элемент декора. Каждое поколение мастеров, добавляло в мотив принятый от отцов и дедов что-то свое, новое, все более дополняя или наоборот обобщая древние формы. Мастера плотники целыми артелями ходили по России, ставили дома, украшенные наличниками, перенося свой стиль от села к селу. Забыли значение этих знаков и вышивальщицы праздничных полотенец, рубах. Они делали так, как делали их прадеды и прабабки, как было принято в их семье, в их деревне. Они забыли, что надо думать при создании этих сюжетов; не задумывались о магических свойствах своих узоров, но бережно пронесли часть знания, полученного ими в наследство, дальше во времени. Так же клался подарок духу места при закладке дома. Да и сами знаки находились там, где им и положено было быть – на местах выхода Силы из Дома и это делало знаки живыми.  Именно это и называется памятью предков.

Строя дом наши предки, на мысленном уровне, создавали  маленький мирок…, где человек будет жить в единстве не только с людьми, но и с душами вещей, богами и «чурами». Ведь руна «Дом» имеет еще и значения «Род», «Семья». В этом мирке «внуки Сварога» жили вместе со старшими «сородичами» = богами и объединял их маленький значок – скрученная в петельку Живы – «вервь». Да пребудет со всеми нами Жива.

Автор благодарит консультантов Фурманскую Дарью Юрьевну и Иванова Алеслава Александровича за помощь при работе над статьей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: