Организация занятий для ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении № 275 «Мишутка»

 

Кружок «Мягкая игрушка» находится на базе дошкольного образовательного учреждения № 275 «Мишутка» г. Новосибирска.

Организация занятий начинается с подготовки помещения, приобретения материалов и оборудования. От этого во многом зависит успешная деятельность творческого коллектива. Материальное оснащение занятий постоянно должно быть в поле зрения педагога.

Основу учебно-материальной базы, на которой в дошкольном учреждении можно осуществлять занятия декоративно-прикладным искусством, составляют учебные мастерские и их учебное оборудование.

Помещение для занятий должно быть светлым, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся учащихся. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам промышленной санитарии и безопасности работы школьников. Особое внимание следует уделить рабочему месту ребенка. Рабочее место всегда должно содержаться в образцовом порядке, а инструменты располагаться каждый на своем месте и так, чтобы удобно было их брать, не затрачивая времени на поиски. Если инструмент разбросан в беспорядке, ребенок не только выбивается из рабочего ритма, но и может получить травму.

Для уменьшения зрительного напряжения нужно позаботиться об освещении. Можно использовать как люминесцентное освещение, так и лампы накаливания. Общая мощность световых точек должна быть такова, чтобы на высоте столов освещенность составляла не менее 300 лк[18].

При дневных занятиях освещение должно быть спереди, так как в работе участвуют обе руки и при боковом освещении будет тень на рабочем месте.

Серьезного внимания со стороны педагога требуют инструменты, которыми пользуются учащиеся. Педагогу необходимо подготовить вместе с детьми удобные, технологически оправданные инструменты, по весу и размеру соответствующие возрастным возможностям дошкольников. Для создания мягкой игрушки необходимы кожа, мех, ткани, шнур, нитки, ножницы, игла, мел, клей ПВА.

В помещении, где проводятся занятия декоративно-прикладным искусством, должны быть сосредоточены следующие материальные средства обучения:

1) справочно-информационная и искусствоведческая литература, комплекты журналов «Декоративное искусство» и «Юный художник»;

2) картотека с рисунками-образцами для первых учебных работ;

3) наборы специальных инструментов;

4) изделия учащихся прежних лет занятий, с указанием фамилии и имени автора, класса, в котором он учился, и года создания работы;

5) диатека с наборами диапозитивов и диафильмов по народному декоративно-прикладному искусству, с изделиями кружковцев, а также по технологии обработки материалов;

6) оборудование для использования экранных пособий (затемнение на окнах, экран, аппаратура для проецирования диапозитивов, диафильмов, фрагментов кинофильмов, а также для эпипроекции);

7) кассетница для методических плакатов;

8) методические плакаты (большая часть которых создается силами учащихся совместно с учителем);

9) методические стенды с образцами материалов, инструментов; для крепления плакатов при демонстрации можно использовать магнитные держатели или воспользоваться универсальной штангой-фиксатором;

10) инструкции по технике безопасности (непосредственно около оборудования)[19].

Преподаватель декоративно-прикладного искусства в дошкольном учреждении должен располагать определенным объемом наглядных пособий. В качестве наглядных средств могут быть использованы образцы народного декоративно-прикладного искусства (в материале, репродукциях, слайдах, кинофильмах), изделия учителя, работы учащихся прежних лет.

Рисованные плакаты (со стадиями исполнения декоративных работ, образцами учебных заданий и др.) как дидактический наглядный материал дают больший воспитательный эффект, если изготовлялись совместно с детьми.

Учебно-наглядные пособия - плакаты, таблицы, иллюстративный и дидактический материал - будут в большей степени способствовать усвоению дошкольниками изучаемого материала, их трудовому и эстетическому воспитанию, если их оформить технически грамотно, на высоком эстетическом уровне, в соответствии с общим эстетическим оформлением помещения. Использование средств наглядности вызывает более активное восприятие учащимися изучаемого материала, улучшает качество знаний, повышает эффективность процесса трудового и эстетического воспитания дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства. Конкретные примеры и образцы народного декоративно-прикладного искусства помогают школьникам глубже осваивать абстрактные положения и понятия из области этого искусства. Если педагог при объяснении дошкольникам даже самых сложных понятий подкрепит их конкретными фактами и образами (демонстрация диапозитивов, репродукций, плакатов, образцов выполненных работ), восприятие детьми материала будет положительным. Кроме этого, при использовании учебно-наглядных пособий у дошкольников повышается интерес к работе, они прослеживают связь декоративно-прикладного искусства с жизнью.

Кружок по созданию мягкой игрушки ориентирован на работу с дошкольниками от 5 до 7 лет.

Весьма важно, особенно на первых занятиях, систематически контролировать работу дошкольников, предупреждать или вовремя устранять ошибки. Однако методика проведения занятий при направленности в сторону большей индивидуализации учебно-воспитательного процесса должна основываться на сохранении коллективного характера обучения и воспитания[20].

Продолжительность одного занятия от 1 до 2,5-3 часов; более длительные занятия могут привести к утомлению детей, снижению темпа работы, нарушению координации движений и в конечном итоге к травматизму. Причем различно и время занятий, которое могут посвятить школьники увлечению по интересам. Для занятий с более младшими и неподготовленными дошкольниками следует планировать 1-1,5 часа, более старшим - 1,5-2,5 часа. С наиболее подготовленными дошкольниками занятия могут быть продлены до 3 часов.

Занятия декоративно-прикладным искусством очень увлекательны. Интерес, увлеченность работой замедляют наступление утомления и ослабляют его. В процессе увлеченной, целенаправленной работы над изделиями декоративно-прикладного искусства дошкольники нередко забывают, что нужно отдохнуть. Тем не менее, через определенные промежутки нужно делать небольшие перерывы, передышки, предупреждая появление в нервной системе дошкольников охранительного торможения.

Для каждого дошкольника перерыв в работе может быть индивидуальным. Это не отвлекает остальных дошкольников, увлеченных выполнением собственного задания, не прерывает творческого процесса создания изделий декоративно-прикладного искусства.

Чтобы наладить четкий ритм в работе, необходимо строго придерживаться намеченного дня и часа его функционирования. Не должно меняться и место проведения занятий. Дети быстро привыкают к регулярности в занятиях, что положительно сказывается на посещаемости, дисциплине и в конечном счете на продуктивности, их творческой деятельности, на результатах их труда.

В практике наблюдается наплыв дошкольников, желающих позаниматься в уже функционирующем кружке декоративно-прикладного искусства перед праздниками, когда возникает необходимость в подарках родным. После праздников, как правило, случайные посетители отсеиваются, а из тех, кто заинтересовался декоративно-прикладным искусством, можно создать самостоятельную группу начинающих. Только здесь преподавателю надо уметь перестроиться на встречу новых детей и индивидуально работать с ними со дня их прихода в кружок по той общей программе, по которой работают и постоянные члены кружка.

В кружок дошкольники приходят с различным уровнем умений и навыков в обработке материалов. Чтобы у каждого из них занятия шли успешно и слабые не тормозили наиболее подготовленных, чтобы непосильность слишком сложных заданий не оттолкнула тех, у кого нет запаса в знаниях и навыках, можно в пределах кружка организовать несколько групп учащихся с различным уровнем подготовки.

Самого серьезного отношения заслуживает обеспечение безопасных условий работы дошкольников. Вопросам охраны и гигиены труда учащихся, требованиям безопасности, противопожарным мероприятиям нужно уделять повышенное внимание, учитывая технологические особенности каждого из видов художественной обработки материалов. Соблюдение этих правил позволит учащимся, освоившим технологию полюбившихся видов декоративно-прикладного искусства, в дальнейшем получать еще большее удовлетворение от результатов своей творческой деятельности в самостоятельной работе.

Одна из основных задач преподавателя декоративно-прикладного искусства – развитие у детей эстетического вкуса. Воспитание эстетического вкуса в кружках декоративно-прикладного искусства должно идти через понимание учащимися художественных и технологических возможностей обрабатываемых материалов, что накладывает свой отпечаток на решение образа[21].

Следование образцам на начальном этапе обучения позволяет дошкольникам усвоить, что и как можно сделать в том или ином материале, в той или иной технике.

В работе по образцам на первом этапе обучения неизбежно наблюдается в определенной степени подражание образцу. Нужно добиваться, чтобы у дошкольников было не слепое копирование, а сознательное подражание, связанное с изучением, познанием законов построения композиции, приемов исполнения и др., т.е. даже в процессе повторения образца может быть заложен элемент творчества.

Работа по образцам - один из этапов творческого роста дошкольников. Но этот этап не должен быть самоцелью. Дети должны понять, что через копирование образцов идет освоение приемов работы инструментами, пони-манне пластических свойств материала, особенностей композиционных решений декора.

Дошкольники приходят в кружок с настроением поработать. Поэтому, когда руководитель начинает объяснения, знакомит их с правилами и приемами работы, т.е. проводит вводный инструктаж, их терпения хватает ненадолго. Они становятся невнимательными, нетерпеливыми, желая поскорее приступить к работе. Все это объяснимо с психологической точки зрения.

От преподавателя декоративно-прикладного искусства требуется учитывать это и проводить инструктаж кратко, целенаправленно, соединяя различные сведения в общую систему. Однако, хотя занятия должны носить в основном практический характер, в начальный период обучения должен соблюдаться принцип решающей роли теоретических занятий. На теоретические сведения выделяется в среднем 20% учебного времени. Теоретические сведения могут быть переданы школьникам в форме тематических бесед.

При проведении инструктажа и бесед необходимо применять различные варианты сочетаний слова с демонстрацией наглядных пособий.

Очень много зависит от первого задания, которое руководитель предложит кружковцам. Оно должно быть понятным, доступным для выполнения, интересным по декоративным результатам.

Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объему и его можно было бы выполнить за одно-два занятия. При объяснении первого задания учитель акцентирует внимание дошкольников не только на конечном результате работы. Не менее важно ясно, четко осветить все этапы, а также цели и задачи, которые стоят перед школьниками в процессе исполнения первоначальных приемов художественной обработки материалов. Это способствует развитию самостоятельности школьников, когда им будет ясна последовательность этапов исполнения изделия от эскиза до завершающих отделочных операций, они будут меньше ожидать подсказки от руководителя, проявляя самостоятельность в творческой деятельности.

Отличительной особенностью индивидуально-творческой деятельности дошкольников является то, что у каждого ребенка свой темп работы, свои сроки реализации различных этапов выполнения одних и тех же заданий.

Поэтому, как правило, на задания общего характера даже выполняемые по одному и тому же образцу, у каждого ребенка уходит различное количество времени. Причем это различие может быть довольно значительным: пока одни едва доводят до конца первое изделие, другие успешно завершают несколько работ.

Одна из особенностей занятий в кружке декоративно-прикладного искусства состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. Чтобы дошкольники не потеряли интереса к работе над одной и той же вещью, конечный результат которой бывает весьма далек, чтобы, ожидая завтрашнюю перспективу, ощущали радость и красоту сегодняшней работы, чтобы в процессе работы над длительным заданием получили эмоциональную опору, рекомендуется подводить итоги за каждый день работы, повышать результативность и подведение итогов одного занятия аналогично практикующимся в настоящее время на предприятиях народных художественных промыслов нашей страны выставкам изделий одного дня - обсуждению декоративных работ созданных мастерами в течение рабочего дня. Этот эффективный методический прием совершенно необходим в тех случаях, когда дети выполняют длительное задание и конечный результат будет виден не скоро. В этом случае они видят результаты своего труда на каждом занятии, что является стимулом дальнейшей плодотворной работы.

Зримо ощущая результаты своего труда, наглядно убеждаясь в своих достижениях, дошкольники работают с большим эмоциональным подъемом. Во время обсуждения изделий нередко возникают прения, в которых отчетливо проявляются, оттачиваются эстетические взгляды и вкусы школьников, развивается их творческое мышление, речь. Значит, руководителю нужно уметь направить внимание дошкольников в нужное русло. Можно предложить им, не ограничиваясь понятиями «нравится», «не нравится», не боясь ошибиться, проанализировать выставленные работы с точки зрения соответствия их декоративной трактовки материалу, его технологическим особенностям. Большая роль при этом принадлежит воспитателю, который направляет весь ход обсуждения, тактично вносит поправки в оценку дошкольниками положительных и отрицательных сторон выполненных работ, подводит итог общего разговора.

В конце первого года занятий и по завершении двухгодичного цикла рекомендуется устраивать итоговую выставку. Членами жюри, отбирающими работы на выставку, являются, как правило, наиболее авторитетные учащиеся. Председатель жюри - руководитель кружка.

Умелая организация и проведение выставки творческих работ учащихся могут стать одной из эффективных форм морального поощрения, стимулирования творческой деятельности детей.

Наряду с итоговой выставкой творческих работ учащихся можно провести конкурс на лучшее изделие декоративно-прикладного искусства, выделить и отметить наиболее удавшиеся работы. Это будет способствовать привлечению к занятиям декоративно-прикладным искусством новых и новых дошкольников[22].

Эффективность воспитательного воздействия на учащихся средствами декоративно-прикладного искусства зависит от правильного и своевременного планирования работы детского творческого коллектива. План учебно-воспитательной работы на полугодие и на каждый месяц составляется на основе годовой программы. Составными частями в него должны войти тематический план занятий (с количеством учебных часов по темам), программа, цель работы кружка (Приложение 4).

В плане должны быть предусмотрены все основные формы занятий - беседа с показом лучших образцов народного искусства, практическая работа по составлению эскизов, посещение музеев, мастерских художников-прикладников, фабрик прикладного искусства. Намечены встречи с мастерами народного и декоративно-прикладного искусства.

Намеченный план и программа работы обсуждаются с дошкольниками на первом занятии кружка, где выбираются также и органы самоуправления - староста и актив кружка. В их функции входит помощь руководителю кружка в возникающих организационных вопросах. На старосту возлагается, в частности, обязанность в составлении графика дежурств и назначении дежурного на каждое занятие. График дежурств способствует приобщению всех кружковцев к активной работе по самообслуживанию.

Выбор дежурного, его помощь руководителю кружка - одна из форм развития организаторских способностей детей, привлечения их к систематическому самоуправлению. Так как каждый из кружковцев бывает дежурным по нескольку раз, они периодически испытывают воздействие этой формы воспитательной работы.

 

Заключение

 

В соответствии с поставленной целью в работе решены следующие задачи:

1. Рассмотрены экономические аспекты организации индивидуальной трудовой деятельности;

2. Рассмотрено конструирование и технология изготовления мягкой игрушки;

3. Рассмотрено влияние игрушки на развитие ребенка дошкольного возраста.

В первой главе показано, что создание в городе Новосибирске предприятия – ИЧП Комаров Д.В. (компания «Ультра») с целью производства и реализации мягких игрушек является прибыльным. Ассортимент продукции созданного предприятия включает две ассортиментные группы: мягкие игрушки для детей, мягкие игрушки для мебельной продукции. Численность персонала предприятия «Ультра» составляет 12 человек, из которых 10 – рабочие цехов. Реализация проекта включает два этапа, будут осуществляться параллельно.

Первый этап включает: разработка бизнес-плана; поиск и аренда помещений; приобретение производственного оборудования

Второй этап включает: пусконаладочные работы; выпуск пробной продукции; серийный выпуск продукции.

В процессе разработки проекта показано, что запланированный объем продаж намного превосходит пороговый объем, что замечательно скажется на предприятии в плане получения прибыли.

Во второй главе работы рассмотрена технология изготовления мягкой игрушки детьми дошкольного возраста в кружке по обучению детей декоративно-прикладному искусству, представлен образец готовой мягкой игрушки.

 В третьей главе работы показано, что мягкие игрушки занимают особое место в жизни ребенка, так как фактура материала, из которого они сделаны, оказывает большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке. Согласно законам восприятия, дети избирательно относятся к игрушкам, изображающее одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительное эмоциональное состояние, стимулируют ребенка к игре, вызывают эмпатийное поведение - радость и доброжелательность. Кроме фактуры материала большое значение для ребенка имеет размер игрушки, ее пропорции и цвет.

Кружок по созданию мягкой игрушки ориентирован на работу с дошкольниками от 5 до 7 лет.

Организация занятий по обучению дошкольников декоративно-прикладному искусству, в частности изготовлению мягкой игрушки преследует следующие цели:

· Воспитательные: воспитание трудолюбия, воспитание аккуратности, развитие любви к природе, формирование самостоятельности.

· Обучающие: изучение мастерства ручного шитья, овладение искусством цветовых сочетаний, изучение возможностей корректировки выкройки, изучение технологических процессов шитья игрушки, изучения приемов шитья на швейной машинке.

· Развивающие: знакомство детей с различными видами декоративно- прикладного искусства, знакомство детей с русским народным творчеством, развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала.

В помещении, где проводятся занятия декоративно-прикладным искусством, должны быть сосредоточены следующие материальные средства обучения: справочно-информационная и искусствоведческая литература, комплекты журналов «Декоративное искусство» и «Юный художник»; картотека с рисунками-образцами для первых учебных работ; наборы специальных инструментов; изделия учащихся прежних лет занятий, с указанием фамилии и имени автора, класса, в котором он учился, и года создания работы; диатека с наборами диапозитивов и диафильмов по народному декоративно-прикладному искусству, с изделиями кружковцев, а также по технологии обработки материалов; оборудование для использования экранных пособий (затемнение на окнах, экран, аппаратура для проецирования диапозитивов, диафильмов, фрагментов кинофильмов, а также для эпипроекции); кассетница для методических плакатов; методические плакаты (большая часть которых создается силами учащихся совместно с учителем); методические стенды с образцами материалов, инструментов; для крепления плакатов при демонстрации можно использовать магнитные держатели или воспользоваться универсальной штангой-фиксатором; инструкции по технике безопасности (непосредственно около оборудования).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: