Виды электронной подписи

Электронные подписи разделяются законом 2011 г. на три вида.

Простая подпись. Это разного рода логины, пароли, коды подтверждения, и прочие средства идентификации. Т.е. это адреса электронной почты, пароли.

К примеру, у вас есть электронный кошелек. Для того чтобы его использовать, нужно ввести свои идентификационные данные (логин и пароль), — это раз. Для совершения операции (перевести деньги на другой кошелек или банковскую карту) нужно ввести еще один пароль,— это два. Таким образом, вы, для системы электронного кошелька, удостоверяете себя дважды: при входе подтверждаете свое право пользования кошельком и когда совершаете операцию, как бы электронное подписываете виртуальный чек.

Именно поэтому логины и пароли нужно держать в секрете.

Неквалифицированная электронная подпись. Такой вид ЭЦП можно использовать в случаях, когда не требуется особого оформления документа (например, оформления договора аренды, когда наличие на документе печати не обязательно). В данном случае документы, подписанные неквалифицированной электронной подписью, должны предусматривать возможность проверки этой подписи.

Такая подпись должна быть получена в результате криптографического преобразования информации, которая позволит определить личность, которой эта подпись принадлежит. Эта подпись должна быть получена с использованием ключа подписи и должна позволять обнаруживать внесение изменений (если таковые будут) в электронный документ после момента его подписания.

Неквалифицированная электронная подпись усилена средствами криптошифрования (ст.12 ФЗ- № 63). Для шифрования факсимиле можно использовать различные программы (например, российскую КриптоАРМ, заграничные Verisign или Thawte), которые соответствуют минимальным требованиям к надежности (ст. 4 и ст.7 ФЗ- № 63). В отличие от усиленной квалифицированной электронной подписи, не нужно пользоваться услугами удостоверяющего центра (сертификат и ключ), т.к. подтвердить, что данная подпись принадлежит конкретному лицу, можно и без него.

Усиленная квалифицированная электронная подпись. Для получения такой ЭЦП потребуются услуги аккредитованного удостоверяющего центра. Такие центры, используя сертифицированные программы, создают ключи подписей для клиентов. То есть, именно сертификация государством и делает подпись квалифицированной.

Такой вид подписи должен соответствовать всем требованиям для неквалифицированной электронной подписи, а также иметь ключ проверки подписи, который указан в квалифицированном сертификате.

Документ, подписанный квалифицированной электронной подписью, приравнивается к документу, на котором есть собственноручная подпись и печать. Именно квалифицированная электронная подпись используется при отправке отчетных документов в налоговые органы через Интернет либо при отправке банковских документов через клиент-банк.

Для организаций в ЭЦП вписывается не только данные организации, но и данные лица, имеющего право подписи. Однако, в законе не указывается, что делать в случае форс-мажорных обстоятельств, когда лицо, имеющее право подписи, больше им не является.

В случае утери электронной подписи, нужно действовать также как и при потере банковской карты: срочно обратиться в удостоверяющий центр, которым подпись была выдана, и заблокировать ее.

Квалифицированная электронная подпись признается действительной до тех пор, пока решением суда не установлено иное.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: