Родноверческие Праздники

 

Годовое Коло являет нам высшее откровение "Действа Божского" во Всемирьи. Постигая священный смысл Годового Коло, мы постигаем изначальное единство Рода и Природы, Рода и Человека, Жизни и Смерти. Рождение, Зность, Зрелость, Старость и Смерть, которая есть не погибель, но Возрождение - вот основные вехи на земном пути человека, отражающем собой небесный путь Солнца, постигая который, мы поистине постигаем СЕБЯ...

Утро Года — Весна: время пробуждения Природы после зимнего сна, возвращения Светлых Богов и душ Предков из Ирия Небесного.

— Комоедица (Весеннее Равноденствие), Масленица (проводы Зимы, заклички Весны). Отмечается в конце месяца березозола (марта).
—  Выход змей из-под Земли (Велесов День). Отмечается в месяце цветене (апреле).
— Первый Гром (Перунов День) - отмыкание Сварги. Отмечается в месяце цветене (апреле).
— Ляльник (первые Русалии) - время бурлящих Весенних-Девственных Вод. Отмечается в конце месяца цветеня (апреля).
— Ярило Вешний (первые Ярилки) - праздник Весеннего Солнца, Солнечной-Мужской Яри. Отмечается в конце месяца цветня (апреля).
— Велесова Ночь (Чернобог передает Коло Года Белобогу). Отмечается в последнюю ночь месяца цветеня (апреля).
— Весеннее Макошье (День Земли-Матушки). Отмечается в начале месяца травеня (мая). [В это же время отмечается скотий (коровий) праздник Турицы (Велесов День). ]
— Весенние Деды (белорусское "Дзяды") - встреча-поминовение душ Предков (Радуница [Родоница], Красная Горка). Отмечается в начале месяца травеня (мая).

День Года — Лето: время расцвета жизненных сил Природы.

— Семик (вторые Русалии) - проводы Девы-Весны. Отмечается в начале месяца кресеня (июня).
— Ярило Мокрый (вторые Ярилки - "Ярило-в-Силе"). Отмечается в начале месяца кресеня (июня).
— Купало (любовный союз Неба и Земли, Огня и Воды, Мужа и Жены), Солнцеворот (Солнце из наивысшей точки Годового Коло начинает катиться вниз). Отмечается в конце месяца кресеня (июня).
— День Лады (не Девы, но Жены). Отмечается в начале месяца липеня (июля).
— Перунов День. Отмечается во второй половине месяца липеня (июля).
—  Спожинки/Госпожинки (Велес/Макошь) - праздник окончания Жатвы, собранного Урожая (последний сноп оставляется в поле Велесу "на бородку"). Отмечается в месяце серпене (августе).

Вечер Года — Осень: время угасания жизненных сил Природы и перехода к Зиме, время проводов Светлых Богов и душ Предков в Ирий Небесный (в сердцах же наших родные боги остаются всегда).

— Змеи уходят под Землю (Велесов День). Отмечается в месяце вересене (сентябре).
— День Рода и Рожаниц - праздник Урожая собранного, Семьи каждой да всего Рода Славянского. Отмечается во второй половине месяца вересеня (сентября).
— Осеннее Равноденствие, День Огня Сварожича ("Именины Овина"). Отмечается в конце месяца вересеня (сентября) [Вскоре после него - в начале месяца листопада (октября) - Покров ].
— День Сварога (Сварог кличет Светлых Богов да Предков на Небо, кое замыкает до будущей Весны). Отмечается в конце месяца листопада (октября).
— Велесова Ночь (Белобог передает Коло Года Чернобогу). Отмечается в последнюю ночь месяца листопада (октября).
— Осенние Деды (Дзяды) - проводы-поминовение душ Предков. Отмечается в начале месяца груденя (ноября).
— Осеннее Макошье (Паздерник) - Земля-Матушка засыпает до будущей Весны. Отмечается в начале месяца груденя (ноября).
— Встреча Марены-Зимы (Велесов День). Отмечается в конце месяца груденя (ноября).

Ночь Года — Зима: время Смерти и Возрождения, когда лишь Велес Вещий да Огонь Сварожич остаются на Земле с людьми, помогая им пережить время торжества Темных Богов.

— Корочун (самый короткий день в Году). Коляда (Возрождение Солнца, начало нового Коло Годового - величайший праздник в Году). Отмечается в конце месяца стуженя (декабря) - когда день вырастает "на воробьиный скок".
—  Велесовы Святки (две недели после Коляды).
—  Велесов День ("Сивый Яр" - оберег скота), встреча Зимы с Весной. Отмечается в середине месяца лютеня (февраля). [Если в это время наступает оттепель, то Весна ожидается теплая; однако, Зима-Марена еще сильна, и после оттепели ударяют трескучие Велесовы (Власьевские) морозы...].


Список использованной литературы:

1. Гаврилов Д., Наговицын А “Боги Славян”

2. Рыбаков Н. “Язычество древних славян”

3. Рыбаков Н. “Религия древних славян”

4. материалы ресурса paganism.ru

5. материалы ресурса pagan.ru

6. Георгис Д. “Исконные корни русского народа”

7. материалы ресурса daenesidhe.narod.ru

 

Комментарии:


[i] ППЯ цитируются здесь и далее в основном по трем источникам: Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси, т.2 – Древнерусские слова и поучения, направленные против остатков язычества в народе, М., 1913.; И. И. Срезневский, Словарь Древнерусского Языка (в шести томах), М.: Книга, 1989; В. В. Мильков. Древнерусские апокрифы. Спб.:Издательство РХГИ, 1999. – 896 с. – (Памятники древнерусской мысли; исследования и тексты. Вып 1.)

[ii] Славянская хроника. I,83, здесь и далее цит. по Гельмолд, Славянская Хроника. пер. Л.В.Разумовского, М., 1963.

[iii] "Сл. Св.Григория о том, како первое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали"

[iv] "Мученiе св.Трифона изъ февральской Минеи четiи по списку XV века." Моск. дух. Акад. N584

[v] Сбор. Троиц, 16 век

[vi] "Цветник"

[vii] "Паремейник", 1271 г.

[viii] Изборник 13 века – "Книга нарицаемыя изборникъ и о многъ оць тълкованы"

[ix] Пиисiевскiй сборникъ конца XIV в.

[x] Лет. рус. лит. т.IV, 99, 108-9

[xi] Чешскія глоссы въ Матер Верборум / разборъ А.О. Патеры и дополнительныя замечанія И.И.Срезневскаго, СПб., 1878. -152 с. (Приложеніе к XXXII-му тому Записок Имп. Академіи Наук. №4.)

[xii] "Деяния священников Гамбургской церкви".

[xiii] Abraham Frentzel. Commentarius philologico-historicus de diis Soraborum aliorumque Slavorun, In quo Slavorum antiquitatues, multague hastenus obscura illustrantur,aut minus recte intellecta & scripta corriguntur, 1719

[xiv] Saxo Gramaticus, Gesta Danorum, ed J.Olric and H.Raeder, Copenhagen, 1931, 2 vols; Saxonis Gesta Danorum, et J.Olriic et H.Raeder, T.1 Haunal, 1931 (здесь и далее цитаты даются в переводе Л.Н.Гумилева)

[xv] Abraham Frentzel. Commentarius philologico-historicus de diis Soraborum aliorumque Slavorun... по Н.А.Михайлов. Балтийские боги в сербо-лужицком пантеоне А.Френцеля/Балто-славянские исследования-1997, М.: Индрик, 1998, стр. 392-399

[xvi]Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. Спб., 1870. - С.193.

[xvii] Чешскія глоссы въ Матер Верборум…

[xviii] цит по Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси, т.2 – Древнерусские слова и поучения, направленные против остатков язычества в народе, М., 1913

[xix] Обрядныя песни языческаго времени, сохранившiеся устнымъ преданием у македонских и фракiйских Болгар-Помаков, собр. А.Веркович, Спб. 1881.

[xx] Обрядныя песни языческаго времени, сохранившiеся устнымъ преданием у македонских и фракiйских Болгар-Помаков, собр. А.Веркович, Спб. 1881

[xxi] А.Ирасек, Старинные чешские сказания, М. Л., 1952, стр. 15.

[xxii] И.И.Срезневский, Словарь Древнерусского Языка, М.: Книга, 1989 т.1 стр. 295

[xxiii] Герборд. "Жизнь св. Оттона" (Vita S. Ott.) II, 30; III, 22, 32.

[xxiv] "Commentarius philologico-historicus de diis Soraborum aliorumque Slavorum..”.

[xxv] О неком Утрабоге пишет в конце 17 века упомянутый выше Абрахам Френцель: "De Jutrobogo sive Deo aurora", как о боге утра или утренней зари.

[xxvi] например, "Слово о мздоимании" 16 века, "Слово о покаянии" 16 века

[xxvii] "Поведание о Мамаевом побоище вел. кн. Дитрия Ивановича Донского" в изл. Срезневского.

[xxviii] "Слово об Идолах" 15 века

[xxix] Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу, т 3, М.: Индрик, 1994 (по изд. 1869), С. 387-413

[xxx] там же

[xxxi] Ипатьевская летопись..., 1114 г.

[xxxii] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян, М.: Русское слово, 1997. -824 с.

[xxxiii] Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества...

[xxxiv] Длугош Ян. История Польши. I, I, 47-48; II, VII, 447.

[xxxv]

[xxxvi]

[xxxvii]

[xxxviii]

























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: