Социальное устройство общества по Библии

Иудаизм представляет собой практическую религию для повседневной жизни. В иудаизме нет чрезмерных требований, там все доступно обычному человеку. Детальная регуляция жизни записана лишь в кодексе Левитов, в особенности – в его поздне-раввинистической интерпретации. Законы Торы не подавляют человека.

Иудаизм – не религия в традиционном смысле слова. Еврея не обязывают верить в сверхъестественные явления типа нирваны или воскрешения из мертвых. Даже кажущиеся чудеса еврейского эпоса можно объяснить естественными причинами. Иудаизм – этическая система, которую можно понять и объяснить в соответствии с законами природы, а затем принять решение о следовании этим принципам. Атеистам не нравится Сотворение мира (которое физики называют Большим Взрывом), но для повседневной жизни это значения не имеет. Бог продиктовал Моисею заповеди, но что бы для нас изменилось, если бы Моисей просто заранее знал законы и записал их для применения судей, как посоветовал ему Иофор?
В конечном счете, иудаизм – именно закон, и все события, описанные в Торе, лишь демонстрируют актуальность этого закона. Любая другая точка зрения на иудаизм превращает его в языческую племенную религию, в которой бог данной этнической группы сильнее богов других групп. Евреи избраны для соблюдения Закона, и остаются избранными, пока они этот Закон соблюдают.

В отличие от сектантского радикализма, иудаизм не носит максималистского характера. В иудаизме нет дуалистического разделения мира на добро и зло. Согласно талмудической традиции, для вхождения в рай достаточно, чтобы в человеке была 1/1000 добра. Заповеди не требуют абсолютного соблюдения в том смысле, что их нарушение лишало бы человека всякой надежды. Чем лучше их человек соблюдает, тем легче его Путь.
Несоблюдение заповедей – лишь причина для раскаяния, сопровождаемая желанием более не повторять ошибку. Богу безразлично поведение людей. Господь не может гневаться на людей, поскольку Он неизменен. Заповеди представляют собой инструкции для жизни. Человек может, под бременем обстоятельств, отступить от соблюдения Заповедей. И за этим вовсе не последует удара судьбы или Божьего гнева. Просто будут действовать законы природы, которые мы еще, возможно, не до конца понимаем. Заповеди говорят нам, как жить с максимальным комфортом в поле этих законов. Выполнение заповедей освобождает наш Путь от множества препятствий. Если сунуть пальцы в розетку, то последующий за этим удар током – вовсе не кара Божественного провидения, а проявление закона природы. И то же самое – с Заповедями. Каждый волен соблюдать их или нет. Человек, которому дана свобода выбора, несет ответственность за свои поступки. В этом разница между применением к человеку законов Бога и законов природы. Если мы будем отрицать закон тяготения, он все равно будет действовать. Законы Торы можно игнорировать, но гораздо удобнее – соблюдать их.

На основании десяти Заповедей библейским евреям удалось создать достаточно эффективное сообщество, в котором все правила и установления прямо или косвенно вытекали из интерпретации вышеуказанных десяти. Человек может отрицать интерпретацию, просто не задумываясь, почему он так поступает. Однако у него могла возникнуть мысль – если все другие заповеди – правильные, может, в этой одной он что-то не понимает?

В истинном, первоначальном иудаизме нет посмертной кары за плохие поступки и вознаграждения за хорошие. Души плохих и хороших людей в равной степени пребывают в Шеоле в вечном сне, ожидая воссоединения с Первоначалом, где нет понятий добра и зла. Иудаизм не обещает своим приверженцам ни власти, ни богатства, ни привилегий, лишь приближение к праведности благодаря служению Господу.

Ценности свободы и индивидуализма, присущие современной западной цивилизации со времен войны за независимость в США и великой французской революции, были декларированы три тысячи лет тому назад с горы Синай. Применение Десяти заповедей характерно для любого либерального цивилизованного общества. Иудаизм основан на предположении, что свобода воли и ответственность за свои действия являются основой человеческого поведения.
“Не испытывай Господа” означает, что человек должен рассчитывать на себя и нести ответственность за свои действия, а не полагаться на молитвы или выполнение ритуалов.

Иудаизм, в отличие от других религий и философских школ, есть ортопрактика – путь действий. Христианину достаточно перекреститься до или после убийства. Христиане заповедь “Возлюби ближнего” трактуют весьма растяжимо. Они могут из любви к своему ближнему и еврея убить.
Для еврея заповеди звучат именно так, как они написаны. Минимально верующий еврей не может убить, кроме как в рамках закона. Так же как, например, в семейной жизни поступки важнее клятв в любви. В иудаизме важен процесс, а не результат. В Торе нет понятий спасения, рая. Еврейское учение подразумевает получение удовольствия от жизни в процессе жизни, а не когда-нибудь потом. Евреев призывают не причинять вреда другим людям. Декалог развивает эти заповеди до уровня практического использования. Из десяти заповедей – четыре – это простые правила человеческого общежития. Сложные политические теории тоже базируются на простых постулатах как демократия, равенство граждан перед законом, авторитет государства.
Правила кашрута выводятся из “Не убий”; законы против гомосексуализма выводятся из “Не прелюбодействуй”. Здесь мы имеем классическую пирамидальную структуру: конституция, законы и подзаконные акты. Те, кто призывает к изменению законов, должны доказать необходимость изменений. Конституционная база остается нетленной и является основой существования нации. Десять заповедей даны Богом, тогда как вытекающие из них законы могут подвергаться сомнению и пересмотру.

Первые две заповеди – любить Бога и избегать идолопоклонства – являются аксиомами, обеспечивающими соблюдение остальных правил. Социалисты призывают своих последователей принять равенство и избегать служения собственным интересам. Различные философские школы полагаются на учение своих основателей. Иудаизм основан на Божественном авторитете.
Негативное отношение к гомосексуализму проистекает из доктрины святости жизненного начала и запрета на участие в оргиях в языческих храмах. В прогрессивном секулярном обществе имеются запреты, не менее странные, чем в древнем мире. Во Флориде уголовно наказуемым в теории является оральный секс. Мало кого не озаботит тот факт, что его жена совокупляется с быком – что Библия запрещает. Тот, кто не хочет соблюдать моральные установления, изложенные в Заповедях, волен этого не делать, но ответственность за это он берет на себя.

Количество заповедей минимально. Ни одна страна не живет по конституции, каждая разрабатывает широкое законодательство. Заявить “Не причиняй вреда” недостаточно. Иногда человеку приходится нанести вред ради спасения его жизни, например, при операции. Заповеди “не укради” недостаточно – общество отнимает у граждан часть их доходов в качестве налогов. Заповедь любви к ближнему не мешала христианам убивать евреев.

Даже спустя три тысячи лет, 603 заповеди, интерпретирующие основные Десять, удивительно сохранили свою актуальность. Многие возражают против того, что наказания возлагаются за проступки, не причиняющие вреда окружающим, как гомосексуализм или ритуальная нечистота. Однако в большинстве случаев подобные нарушения остаются не наказанными, поскольку наказание базируется на показаниях свидетелей, а в таких делах свидетели, да еще двое – явление не частое.
Хотя кодекс Левитов составляет часть Торы, многие ученые полагают, что он был создан позже основного массива заповедей, и для других целей. Законы Левитов были весьма сложны для исполнения, и вряд ли когда-либо применялись на практике. В отсутствие Храма они вообще не применимы. Предусмотренные законами Левита обряды вышли из употребления уже в эпоху Хасмонеев. Святость Храма была нарушена агрессорами. Первосвященники выполняли также роль светских правителей, а, следовательно, были уже ритуально осквернены.

Библия осуждает как демократию, так и монархию. Когда евреи пришли к пророку Самуилу с просьбой указать им царя,
как было принято у других народов, пророк заявил, что свободные люди не должны назначать себе земных правителей, поскольку у них есть небесный. Самуил перечислил беды, которые получат на свою голову люди, избирающие себе царя. Он может отнять их имущество, взять себе их дочерей, послать их сыновей на бессмысленную войну. Слова Самуила настолько достоверны, что сохранились при монархии. Еврейская традиция имеет дело с монархией де-факто. Практический иудаизм регулирует зло, которое уже содеяно, и его невозможно игнорировать. Когда евреи установили у себя монархию, они отвернулись от Господа. Для того чтобы вернуться к Нему, им нужно создать либеральную политическую систему. Бог избрал евреев для того, чтобы они создали общество, базирующееся на библейской этике. В результате они получили бы комфортную в моральном плане жизнь. Ведь только в либеральном обществе человек может реализовать божественный дар: свободу воли, ограниченную ответственностью за свои слова и поступки.

Система самоуправляющихся сообществ – общиныый анархизм – представлена в Торе как альтернатива централизованному правлению. В таком обществе нет большого законодательства, поскольку сами законы Торы являются всеобъемлющими. Необходимость дополнительных законов не является очевидной. Новые законы могут быть приняты, если они так же хорошо продуманы и очевидны, как законы Торы – то есть заповеди. Однако, в современных законах далеко не все ясно и очевидно, поэтому они нуждаются в постоянных уточнениях и доработках. Кроме того, они должны быть приняты почти консенсусом, чтобы соответствовать требованиям либерализма. Евреи приняли законы Торы консенсусом на Синае.

Гражданская власть в обществе, основанном на законах Торы, ограничивается наказанием за преступления, связанные с насилием над личностью и нарушением контракта.
Преступников необходимо эффективно выявлять и наказывать. С этой целью, в Торе были предусмотрены формы сотрудничества судей из разных городов, и формы объединения представителей разных еврейских общин для совместного отражения военной угрозы. Общественное мнение в стране, основанной на законах Торы, представлено не толпой, а советом старейшин. Поскольку они были стары и консервативны, то меньше ошибались.
Целые тома исписаны на тему того, как должно функционировать либеральное, экономически открытое общество. Сотрудничество в общественных, муниципальных целях сводится к нулю, поскольку все в частных руках. Именно такое общество описывает Тора. Библейское законодательство минимально, ограничиваясь вопросами благопристойности, тогда как современное государство издает уйму постановлений.
Библейское законодательство включает лишь основные моральные нормы. Это разительно отличает его от современной юриспруденции, которая представляет собой индустрию законов и подзаконных актов. Здесь идут бесконечные споры адвокатов, мало понятные непосвященным. Юристы придумывают хитроумные приемы, чтобы позволить виновному уйти от наказания.

Суд не должен потворствовать ни бедным, ни богатым. Тора полагает судей единственным легитимным земным авторитетом. Судьи действуют на основании здравого смысла в максимально упрощенном законодательном поле, не позволяя демагогам-адвокатам манипулировать правосудием. Судьи в Торе проводят в жизнь запреты асоциального поведения и придерживаются принципа “все, что не запрещено – разрешено”. В отличие от библейских судей, правители склонны постоянно изобретать и насаждать позитивистские нормы (“Делай” вместо либерального “Не делай”).
Иудаизм регламентирует наиболее важные правила отношений между людьми. “Не делай никому того, чего бы ты не хотел по отношению к себе”. То есть не делай зла. На самом деле, в обществе либерализма больше никаких правил и не нужно.

На иврите одно и то же слово – авон – применяется для обозначения и преступления, и наказания. В еврейской мысли, эти два понятия неразделимы.
Наказания в иудаизме – простые, логичные и не создают бремени для общества, каковым является содержание тюрем за казенный счет. Приговор обычно включает в себя штраф и возмещение ущерба. Компенсация, обычно устанавливаемая в размере ущерба, или в двойном размере против нанесенного ущерба, эффективна, в то же время не являясь чрезмерной. Штраф – превышение наказания над суммой ущерба – покрывал убытки общества от преступлений, которые остались нераскрытыми.
Необычно для древнего мира, что иудейские нормы не предусматривали членовредительства, а телесные наказания сводились к порке, причем суд назначает число ударов так, чтобы исключить возможность увечья. Смертная казнь предусматривается за насильственные преступления и множество религиозных нарушений. Необходимость доказательств и свидетельств делает во многих случаях приговор заведомо невозможным. Например, измена жены наказывается смертью. На практике судебная процедура такова – женщине, подозреваемой в измене, дают пить “горькую воду” – настой некрепкого слабительного. Если она сразу после этого не умрет, то считается невиновной. Тора предусматривает смертную казнь за сексуальные отклонения, но только в том маловероятном случае, если обвиняемый, например, совокуплялся с овцой в присутствии двух свидетелей.

Принцип “око за око” означает, что Бог наказывает за преступления, совершенные против него. Религиозные преступления, в теории, судят лишь на небесах. Религиозный еврей верит, что все евреи – единое тело перед Богом, поэтому ответственность за религиозное преступление является коллективной. Это позволяет священникам осуществлять наказания за преступления против Бога. Изначально, карет – изгнание вероотступника, и избавление общества от него, было так же эффективно, как и смертный приговор ему.

Некоторые очевидные предрассудки возникают благодаря неправильному пониманию библейского текста. В книге Чисел 5:2, предусматривается изоляция из общины вовсе не человека, нечистого из-за контакта с трупом, а зараженного другими людьми. (Перевод nefesh как сокращение от nefesh mot безоснователен.) Речь идет о людях пораженных венерическим заболеванием. В условиях, когда эти болезни не умели лечить, изгнание больного было единственным выходом.

Священники не искореняли некоторые языческие традиции, а переосмыслили их с тем, чтобы освятить жизнь общины, города. Они же смягчили некоторые наказания. В Коране была применена та же тактика. Конфуций превратил культ поклонения предкам в практическую этику общества. Первоначально это поклонение предкам включало в себя сложную систему приношения жертв, подобную той, что была предписана для иерусалимского Храма. Конфуций, как и авторы Торы, исходил из принципа взаимности. Есть еще и другие несистемные совпадения между конфуцианством и иудаизмом – напр. почитание клятв и уважение к родителям. Китайский язык и иврит имеют сходную модельно – корневую ячеечную структуру. Китайский иероглиф состоит из элементов, образующих корень. Сходными были налоговые нормы – одна десятая в Иудее, и одна девятая часть урожая – в Китае. У китайцев, как и у евреев, есть мощная диаспора, оба народа сопротивляются ассимиляции. Такое мощное национальное самосознание, как у евреев и китайцев, встречается редко.
Тора дала новую интерпретацию понятия божественного. Древние евреи, как и другие народы, верили во внешнюю, независимую от их сознания силу, которая контролирует их жизнь. Поскольку древние авторы не могли сказать народу, что нет дедушки, который сидит на облаке и управляет людьми, они сохранили доктрину божества, очистив ее от многих традиционных представлений. Первые строки книги Бытия описывают Бога как бесплотный дух, который постоянно перемещается как бы в энергетическом поле.

Храмовая служба была монополизирована не только по экономическим соображениям. Такая монополия не давала священникам периода Второго храма никаких материальных выгод. Они не могли съесть все продукты, принесенные в качестве даров Храму. Храмовые порядки, как они описаны в Библии, вряд ли существовали в действительности. Всеобщее паломничество в Храм трижды в год, масштаб приносимых жертв – это было невыполнимо. Жертвоприношения были централизованы в Храме, чтобы уменьшить их число. С централизацией служения в Храме, баранов перестали резать в жертву на каждом холме. Следует учесть святость всякой жизни, которая декларировалась в иудаизме в качестве основной ценности. Мягкие наказания за неправильное жертвоприношение или вообще его отсутствие противопоставлены жестким наказаниям за преступления в социальной сфере. Храмовые священники не могли наживаться на своей службе. Приношения были ограничены первыми плодами – то есть незрелыми; первыми – некачественными – хлебами; а также вредным жиром животных. Идеологи иудаизма были не в состоянии отменить такие пережитки язычества как жертвоприношения, однако они постарались свести эти ритуалы к минимуму.
Еврейские священники создавали не религию, а этику, и сопротивлялись существованию профессиональной касты жрецов – экономических паразитов. Для этого и были ограничены жертвоприношения пределами Храма.
Тора подчеркивает, что только деяния человека имеют значение. Сосед, который не ворует, лучше того, кто ворует. Даже если первый – богат и не имеет соблазна воровать, а второй – отчаянно беден, и вообще-то, как правило, тоже не ворует. Даже если вор пообещает исправиться, для соседей он все равно останется вором.

Воздержание от совершения зла есть долг каждого человека. Это – норма, и благодарности за это никто требовать не должен. Полицейский не благодарит пешеходов за то, что они переходят улицу на зеленый сигнал светофора. Командование армии дает солдатам медали за храбрость, чем признает, что участие в лишенных смысла войнах не является обязанностью солдат. Указания в Торе, как и в любом либеральном законодательстве, носят негативный характер. На небесах записываются только проступки. Сколько раз человек удержался от проступка – не важно.
Нужно ли считаться с тем, что согрешивший был беден, и, следовательно, более подвержен соблазнам? Возможно. Однако Тора считает, что склонность к греху носит универсальный характер. Богатый так же подвержен искушениям, как и бедный. Настоящих злонамеренных преступлений немного – это убийство, воровство, причинение увечий, лжесвидетельство. В моральном плане, эти преступления ясно очерчены и одинаково греховны для богатых и бедных, независимо от обстоятельств.

В гедонистических обществах, где люди избегают собственных страданий и вида страданий других, они воспринимают слова Божьи о наказании за содеянное зло не буквально, а лишь в переносном смысле. Иудаизм удерживает баланс между законностью и милосердием, между судом и договоренностью в гражданских исках. Наказание в иудаизме не откладывается «на потом», на загробную жизнь. Люди не являются носителями абсолютного зла или абсолютного добра, однако небесный, вечный суд является абсолютным. Абсолютное, вечное наказание за краткое преступление было бы несправедливо. Текущие, мирские преступления должны наказываться на земле – беспощадно.
В Торе предусмотрен порядок, при котором свидетель и выполняет приговор суда. Слабовольный человек стремится уклониться от такого порядка. Однако этот институт создает социум, формирует коллективную ответственность членов общины за соблюдение порядка и искоренение преступности. Другой путь к этому – участие членов общины в голосовании по важным вопросам жизни общины, или вовлечение членов общины в совместное ведение дел.

В Торе нет идеи о прощении за грехи путем молитв, жертв, исповеди. Люди наделены свободой воли. Бог не может постоянно вмешиваться в их споры. Только сама жертва вправе простить обидчика. Бог вправе простить идолопоклонство, то есть грех, совершенный против него.
Основанием для прощения может быть раскаяние преступника и возмещение им ущерба. Прощение – социальный институт. Религиозный аспект здесь вторичен. Наказание за преступление имеют своей целью месть преступнику.
Если преступник раскаялся, в возмездии ему нет необходимости, и совершивший ненасильственное преступление возмещает жертве ущерб. Убийство делает возмещение ущерба невозможным, поэтому убийце полагается смертная казнь.
Прощение за убийство требует и раскаяния убийцы и его смерти. Самоубийство в этом случае может рассматриваться как вынесение себе приговора и его осуществление. Человек предпочел умереть, чем жить с неискупимой виной.
Раскаяние в иудаизме – это действие, вернее, контр-действие, направленное на возмещение ущерба, причиненного преступником. Одного чувства вины недостаточно. Преступник должен возместить ущерб, а затем выполнять заповеди, чтобы стать достойным, законопослушным членом общества.

Библейская доктрина воздаяния за преступление имеет преимущества над современной. Раввины интерпретировали “око за око” как уплату штрафа лишь из-за того, что в еврейских общинах диаспоры, лишенных собственной юрисдикции, не практиковались телесные наказания. Преступник должен был выплатить потерпевшему компенсацию, размер которой заранее не известен, ее размер определяли судьи в каждом конкретном случае. С учетом компенсации, богатый мог выбить бедному глаз и заплатить компенсацию, которая для богатого не является чрезмерной. Поэтому Тора предлагает абсолютную справедливость. Царапина на колымаге бедняка имеет для него такое же значение как царапина на шикарной машине богача. Для богача его глаз имеет такую же ценность, как для бедняка – его.

Тора предусматривает порабощение несостоятельного должника кредитором. Невозможность возврата долга – скорей результат злого умысла или пренебрежения обязанностью возврата, чем неудачного для должника стечения обстоятельств. Если доходы должника предсказуемы, кредитор предпочел бы не разбираться с проблемами должника, а подождать возврата долга вместо порабощения.
Невозвращенный долг – то же, что воровство. В тюрьме воров обрекают на тяжелую работу. Чем рабство хуже? Тем более, что Тора предусматривает не пожизненное рабство, а ограничивает рабство за долги семью годами. Можно назвать это обязательством должника отработать долг.

Юридические процессы Торы основаны на здравом смысле, а не на подборе формального закона или прецедента к каждому конкретному случаю. Судьи обладают правом действовать по своему усмотрению, основываясь на духе, а не на букве закона; на своем субъективном мнении с учетом здравого смысла.
Почему бы не применить эту систему и сегодня, полагаясь на мнение достойных и разумно избранных судей? Современный судебный процесс не слишком от этого отличается от библейского. Как и во времена Торы, для вынесения обвинения в нынешнем суде нужны два или три свидетеля, вещественные доказательства.

Тора требует, чтобы свидетели сами исполняли приговор суда. Мало кто в таких условиях захочет лжесвидетельствовать или пересказывать слухи о виновности обвиняемого.
В древности люди убивали легко; крестьяне постоянно убивали животных. Современный человек стремится избежать исполнения наказания, переложив эту неприятную работу на палачей. Но гражданин должен обладать достаточной решимостью, чтобы взять исполнение приговора в свои руки.

Тора включает жену в число объектов собственности, охраняемых законом. Для современного общества, где декларируются равные права мужчин и женщин, такой подход кажется несколько странным. “Не возжелай жены ближнего твоего, ни осла его, ни вола”. Другая заповедь запрещает воровство, лишь эта запрещает намерения – желания. Намерения невозможно доказать, за них невозможно наказать. «Не возжелай» является основой отношений в обществе. Вражда и зависть подрывают доверие и связи между членами общины. Ни у кого нельзя красть; в отношении ближних, даже сама мысль о краже запрещена.

Как и в современном либерализме, семь из Десяти заповедей содержат запреты. Людям говорят, чего нельзя делать, но не диктуют, что они должны делать. Даже заповедь соблюдения субботы носит негативный характер: “В седьмой день не работай”.
Остается три основных позитивных заповеди.
Позитивная заповедь “Люби Господа своего” есть конвенциональная база для принятия и исполнения остальных. Она закладывает основу единства нации. Другой позитив – почитание родителей – закладывает основы семейных отношений. Третий позитив – любовь к ближнему – закладывает основы общественных отношений в социальных группах.
Сотворение мира также строилось на позитивных повелениях – да будет. Заметим последовательное ослабление повелительной доминанты: люби Господа, почитай родителей, не вреди ближнему.

Библейская мораль, в принципе, совпадает с основными идеями современного общества об индивидуальной ответственности каждого за свои поступки, и представляет угрозу лишь для преступников и врагов общества. Каждый человек свободен и независим в своем выборе. Люди, сотворенные по образу и подобию Бога, являются конечной целью библейской этики.

Евреи настороженно относятся к прочим – чужим, неевреям. Это выглядит иррационально, но подумайте – ведь каждый человек недолюбливает какие-то группы. Мы не можем оценить миллионы людей индивидуально по их поступкам, но вынуждены объединить их в большие группы по различным признакам – и формировать мнение о группах. Люди западной цивилизации презирают аборигенов. Большинство людей не любит нерях, или нарушителей общественной морали.
Евреи придерживаются особой этики. Поэтому у них особое отношение к другим людям, которые накладывают на себя меньше ограничений, т.е., ведут себя менее этично (согласно еврейским понятиям). Этика не-евреев представляет собой лишь малый срез еврейской этики. Евреи, которые верят в собственные этические принципы, полагают, что гои в меньшей степени обладают моральными устоями, чем сами евреи. Неэтичное поведение является общепринятым основанием для презрения.

Смысл еврейской жизни – моральность; некоторые назовут ее этичностью. Иудаизм несет свет народам. Каждая вещь имеет свое божественное предназначение; каждая вещь служит уникальным образом. Смысл существования каждой человеческой личности – служить Богу своим, уникальным образом; делать то, чего другие не могут. У людей есть цели в жизни, у животных – нет. Животные не могут мыслить символами. Так и евреи призваны осуществлять то, чего гои не могут. (Я не провожу здесь параллель в дихотомии “люди – животные” – “евреи – неевреи”). Евреи не лучше гоев, так же как люди не лучше животных. Животные во многие отношениях поступают более гуманно, чем люди. Гои во многих сферах жизни проявляют себя лучше, чем евреи. Человеческое общество доминирует над животным миром. Еврейская этическая система, в ходе социальной эволюции, доказала свое превосходство над этическими системами других народов. Солдаты на передовой ничем не лучше тех, кто остался в тылу. У тех, кто на передовой, миссия более сложная, и они больше рискуют. Так же и евреи. В суровых условиях фронта все человеческие качества проявляются как на ладони. Так же и аморальные поступки евреев вызывают у окружающих куда большее отвращение, чем такие же проступки гоев. Это вызвано тем, что к евреям изначально предъявляются более высокие требования.
Евреи изолировали себя от гоев, чтобы создать чистое, угодное Богу общество, построенное на абсолютной ценности, святости человеческой жизни. В отсутствие этой высокой цели самоизоляция ведет к мизантропии.
Культура других народов ничуть не хуже культуры евреев. Но она соблазняет евреев, отвлекает их от выполнения их божественной миссии.

Бескомпромиссность в вопросах справедливости, смягченная состраданием к ближнему, сохраняет моральную чистоту общества.

Изоляция – это стена вокруг еврейской этики. Если эта изоляция слишком сильна, она становится мизантропией. Если евреи удаляются слишком далеко от других народов, эти народы попросту забывают об их существовании. Помня о наличии этой невидимой стены, евреи не исключают контактов с другими народами во всех сферах жизни, кроме религиозной, которая является основополагающим фактором еврейского существования. Именно на фоне сотрудничества с не-евреями во всех остальных сферах, отказ от диалога в сфере религии становится нагляден. Еврейская изоляция – это маяк, который виден издалека, к которому каждый может прийти.
Эта изоляция должна быть в определенной мере ограничена, чтобы евреи могли нести свет другим народам. Наша доктрина пассивна: евреи никого не стремятся обратить в свою веру. Евреи, тем не менее, должны оставаться видимыми другим народам, подобно маяку, который каждый видит, и испытывает желание к нему приблизиться.

Иудаизм – это не учение о достижении личного счастья, иначе ведь наркотическая эйфория была бы лучше религии.
Иудаизм – это не учение о служении обществу, иначе ведь монашеское самоотречение было бы эффективнее.
Иудаизм – это учение о соблюдении баланса интересов личности – получай удовольствие от жизни, уважай своих родных, не вреди ближним ближним, не злодействуй в отношении остальных.
Мир Создан как святое место. Иудаизм – инструкция к пользованию им.

Перевод с англ. Марьяна Беленького

 






































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: