Национальная государственная идея

После событий 1471 г. обстановка в Новгороде вновь обострилась, чем вскоре воспользовался московский великий князь. И в 1478 г. Новгородская республика прекратила своё существование. Вместо выборного посадника назначались 4 княжеских наместника, а вечевой колокол был снят и увезён в Москву.1 Но традиции веча были достаточно сильны. И великокняжеская власть была вынуждена пойти на “временные” уступки. Иван III обещал не “выводить” больше никого в другие земли, не вмешиваться в дела о земельных вотчинах сохранить местные судебные порядки; во внешних сношениях дипломатические отношения со Швецией осуществлялись через новгородских наместников.2 После вхождения новгородских земель в состав московского княжества присоединение к Москве других русских земель было делом времени.

Сразу после присоединения новгородских земель была присоединена великая Пермь в 1472 г. В 1485 г. Тверь после двухнедельного сопротивления сдалась московским властям. Вятская земля, важная в промысловом отношении, была присоединена в 1489 г. После трёх русско-литовских войн в 1492-1494, 1500-1503, 1512-1514 гг. под власть Москвы перешла часть Червонной Руси: города Мещевск, Вязьма, Сернейск, Гомель, Чернигов, Любеч, Новгород - Северская земля, Путивль, Смоленск с предместьями – всего 25 городов и 70 волостей.

Объединённое вокруг Москвы государство представляло собой качественно новый этап в развитии государственности. Изменяется вся система - вассальных отношений: бывшие князья тверские, рязанские, ростово-суздальские сами становятся вассалами московского великого князя. Формируется принцип местничества, связывающий возможность занимать государственные должности с родовитостью того или иного кандидата. Отныне на московской службе бывших удельных князей определялось значением московских “столов” на которых они сидели, то есть статусом их стального города. Бывшие удельные князья превращаются под властью великого князя в вотчинников – землевладельцев, при сохранении за собой некоторых властных функций, и становясь наместниками в своих бывших владениях. К концу XV в. происходит резкое уменьшение феодальных привеллегий. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу великому князю: введённый боярин, окольничий, правчий. Происходит формирование служилого класса – людей состоящих на службе великого князя и всецело от него зависимых. Это были потомки “оброков” и “гридей”, ставших к тому времени, княжьими “дворными слугами”. А те, в свою очередь, объединились в новую группу “детей боярских”, так и не ставших боярами, но составившими основу дворянству.

Во время средневековой Руси значительное место в жизни общества занимали церковь и вера. В период феодальной раздробленности в условиях постоянных междоусобиц непререкаемый авторитет оставался только у церкви. Неудивительно, что в период складывания единого российского государства великий князь опирался именно на церковь, которая также была, не прочь воспользоваться силой великого князя для подавления своих соперников - еретиков. Союз церкви и государства обусловил характерную теоретическую особенность государственно-политических идей рубежа XV - XVI вв. Наиболее активные поиски обоснования величия великокняжеской власти приходятся на период правления Василия III (1505-1533), как впрочем, и на период правления его отца - Ивана III. Именно в это время были сформированы две основные идеи, остававшиеся неизменными в течение нескольких столетий - идеи богоизбранности и независимости Московского государства, которые должны были придать легитимные формы порождавшейся самодержавной власти великого князя, царя, в Московском государстве. В окружении князя из всех многочисленных, порой противоречивых, имеющих свои цели, теорий брали тот самый минимум, который помогал осуществлению конкретных политических задач.

В 1510-1528 гг. в своих посланиях Василию Ш и его дьяку Мисюрю Менухину Филофей развивал идею о " Москве - третьем Риме ". Согласно этой идее, России отведена своя особенная роль в мировой истории. Филофей считал, что Россия - последняя страна, где сохранилось истинное православие в изначальном виде. В начале чистоту веры сохранял Рим, но он пал, ввиду " аппохинариевой ереси ". На смену Риму пришёл Константинополь, столица Византии, - " второй Рим ". Но и византийские правители отступили от истинной веры, согласившись на унию с Католической церковью - Флорентийская уния 1439 г. А в 1453 г., в наказание за этот грех, древний город был завоёван турками. Москва же, не признавшая Флорентийскую унию, стала мировым центром православия, а Василий Ш - сын племянницы последнего византийского императора - его глава. В державу русского царя, писал он, " все царства православные христианские веры в твоё единое царство, един ты во всей поднебесный христианам царь броздодержатель церкви". " Так знай, - писал Филофей Василию Ш, - что все христианские царства пришли к концу, и сошлись в едином царстве, и это - Российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвёртому не бывать. Вся христианская вера в конец и во едино царствование нашего государя, то есть в Российское царство ".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: