double arrow

Жилищно-коммунального хозяйства

2

За последние десятилетия в ЖКХ накопилось немало проблем. Вопрос о необходимости реформирования жилищно-коммунальной сферы был поставлен в конце 80-х годов, и с 1991 года разрабатывается и осуществляется. Реформа жилищно-коммунального хозяйства формально началась с принятия закона «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г., который наметил переход отрасли на самоокупаемость, когда население станет целиком оплачивать все жилищно-коммунальные услуги.

Взятый в начале 90-х гг. курс на развитие рыночных отношений в экономике страны, естественно, не обошел вниманием сферу жилищно-коммунального хозяйства. Отрасль ЖКХ в дореформенный период составляла, по оценкам специалистов, треть основных фондов страны. Охватывая единое экономическое и географическое пространство, отрасль функционировала под жестким государственным регулированием всех жилищно-коммунальных отношений с доминирующей государственной формой собственности на все основные фонды ЖКХ.

Курс, взятый на преобразование отрасли, потребовал немедленного решения конкретных проблем, негативно отразившихся на состоянии недвижимости жилищно-коммунальной сферы. В первую очередь к ним следует отнести:  




- остаточный принцип финансирования;

- отсутствие четкого разграничения властных полномочий и ответственности различных уровней управления за ее сохранность;

- мизерное участие населения в оплате жилья и коммунальных услуг;

- отсутствие рынка жилья и услуг в сфере ЖКХ;

- многофункциональность, а значит, и многоуровневая ведомственная подчиненность предприятий и др.

То, что современная система управления ЖКХ несовершенна, не вызывает сомнения не только у правительства и представителей частного бизнеса, но и у большинства руководителей муниципальных образований и унитарных предприятий. Система доказала свою неэффективность, изжила себя и не соответствует задачам, поставленным президентом России. Муниципальные унитарные предприятия в той форме, в какой они существуют, тормозят проведение реформы. Они учреждены органами местного самоуправления и, по сути, являются их продолжением.[11]

Среди трудностей, стоящих на пути осуществления реформы жилищно-коммунального хозяйства, особое внимание следует обратить на скудность местных бюджетов, которые в последнее время еще больше истощились, а также практически полное отсутствие серьезных инвестиций в инфраструктуру ЖКХ.

Унитарные предприятия по определению являются коммерческими, то есть ориентированными на достижение прибыли, со специальной правоспособностью, выражающейся в четком установлении предмета и целей деятельности. На самом деле, как правило, муниципальные унитарные предприятия создаются для оказания социально значимых услуг, в значительной мере дотируемых из муниципальных бюджетов и частично - из бюджетов других уровней, в связи с чем говорить о прибыльности и ориентированности на прибыль вряд ли уместно. Растет количество убыточных унитарных предприятий, что во многом спровоцировано отсутствием должного управления и бесконтрольностью со стороны муниципальной власти.



Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: существующая система управления унитарными предприятиями требует кардинального реформирования.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства направлено на повышение роли органов местного самоуправления, самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов различных форм собственности, обеспечивающих непосредственное обслуживание потребителей жилищно-коммунальных услуг и имеющих правовые и финансовые возможности не только для осуществления текущей эксплуатационной деятельности, но и для развития объектов жилищно-коммунального назначения.

Особое внимание следует уделить:

- проведению субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления необходимых преобразований в сфере управления, финансирования и ценообразования, направленных на обеспечение более эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства;



- формированию структур (службы заказчика, управляющие организации, товарищества собственников жилья и другие), представляющих интересы всех собственников жилья и защищающих права потребителей жилищно-коммунальных услуг;

- введению договорных отношений на всех этапах производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг, включая собственника-домовладельца, производителя услуг и их потребителя;

 - завершению процесса передачи в муниципальную собственность ведомственных объектов жилищно-коммунального хозяйства.

В основу системы управления жилищно-коммунальным хозяйством могут быть положены рациональное разделение функций и организация взаимоотношений между собственником-домовладельцем, управляющей организацией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющими обслуживание жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, и органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг необходимого качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности.[12]

При выборе варианта управления целесообразно руководствоваться принципом предоставления собственнику-домовладельцу права решать, кто будет обслуживать принадлежащую ему недвижимость и управлять ею.

Органам местного самоуправления как собственникам объектов жилищно-коммунального хозяйства следует стремиться к формированию на территории муниципального образования единой социальной и финансовой политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Подрядные жилищные и коммунальные организации несут ответственность за соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунального назначения, за эффективное использование ограниченных финансовых ресурсов при качественном и надежном обслуживании потребителей, обеспечении сохранности жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства.

Таким образом, основными задачами организации управления жилищно-коммунальным комплексом в настоящее время являются:

- постепенное (ориентировочно с 2006г.) прекращение бюджетного финансирования текущей деятельности ЖКХ;

- совершенствование системы льгот по оплате жилья и коммунальных услуг и создание законодательных условий по их фактическому финансированию – переводы льгот в систему денежных компенсаций с учетом финансового положения семей льготников;

- реструктуризация и ликвидация задолженности предприятия ЖКХ, создание финансово - экономических условий, обеспечивающих невозможность образования указанной задолженности в будущем;

- нормативно-правовой обеспечение эффективной системы тарифного регулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве;

- создание условий вхождения частного бизнеса в ЖКХ – обеспечение правовой среды для взаимодействия муниципальных властей и частного инвестиционного бизнеса;

- заключение договорных отношений между органами местного самоуправления, территориальными органами исполнительной власти и предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства;

- решение проблемы развития конкуренции в сфере жилищной недвижимости на основе домового управления.[13] 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, был рассмотрен вопрос о «Государственном управлении в сфере жилищно-коммунального хозяйства». В работе ознакомились с государственными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере ЖКХ, их структурным строением, деятельностью и задачами, утвержденными законодательными правовыми актами Российской Федерации. Определили основные задачи управления жилищно-коммунальным комплексом. Нормативные и законодательные акты помогли проследить взаимосвязь всех органов управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а статьи из периодических изданий – понять основные проблемы и рассмотреть основные перспективы развития сферы жилищно-коммунальных услуг.   

                     

 

 

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов государственной власти»

2. Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004г. «Положение о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству», гл. I, II, III. 

3. Указ Президента РФ №1168 от 13 сентября 2004г. «О Министерстве регионального развития Российской Федерации»

4. Постановление Правительства РФ от 26 января 2005г. №40 «Об утверждении положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», гл. I, II, III.

5. Федеральный закон от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

6. Закон Алтайского края от 15 марта 2002г. №17-ЗС «Об Администрации Алтайского края»

7. Закон Алтайского края от 2 сентября 2004г. №18-ЗС «О структуре исполнительных органов государственной власти Алтайского края»

8. Постановление Администрации Алтайского края от 11 мая 2005г. №277 «Об утверждении Положения о комитете Администрации Алтайского края по жилищно-коммунальному и газовому хозяйству» 

9. А.Н. Королев, О.В.Плешакова, Постатейный комментарий к Федеральному Закону «О товариществах собственников жилья», Юридический Дом «Юстицинформ», 2005

10. А.А. Аболин «О жилищной политике Российской Федерации в 2004-2010гг.» ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера, №11, 2004г, стр.8

11. С.Шерешовец, «Управление по-европейски» «Коммунальный комплекс России», № 2, 2005г

12. Э.Маркварт «Основные принципы и направления реформирования муниципального хозяйства» ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера №11, 2004г., часть I, стр.37-38

13. "Вестник Госстроя", №5, 2004г.

14. Рекомендательное письмо №168 от 17.11.2004г. Краевого государственного унитарного предприятия «Алтайский теплоэнергетический комплекс»

15. «Российская газета», №202 от 16.09.2004г.

16. «Российская газета», №50 от 12.03.2004г.

17. «Российская газета», №88 от 07.05.1997г.

18. «Российская газета», №19 от 02.02.2005г.

19. «Российская газета», №130 от 22.06.2004г.   

20. Большая советская энциклопедия, М, Советская энциклопедия, 1978г.

 

 

 

  


[1] Рисунок 1 «Структура центрального аппарата Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству»

 

[2] Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов государственной власти»

[3] Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004г. «Положение о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству», гл. I, II, III. 

[4] Указ Президента РФ №1168 от 13 сентября 2004г. «О Министерстве регионального развития Российской Федерации»

[5] Постановление Правительства РФ от 26 января 2005г. №40 «Об утверждении положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», гл. I, II, III.

[6] Закон Алтайского края от 15 марта 2002г. №17-ЗС «Об Администрации Алтайского края», статья 17

[7] Постановление Администрации Алтайского края от 11 мая 2005г. №277 «Об утверждении Положения о комитете Администрации Алтайского края по жилищно-коммунальному и газовому хозяйству»

[8] Структура управления муниципальным унитарным предприятием согласно рекомендательного письма №168 от 17.11.2004г.  Краевого  государственного унитарного предприятия «Алтайский Теплоэнергетический Комплекс»  (рисунок 2)  

[9] Э.Маркварт «Основные принципы и направления реформирования муниципального хозяйства» ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера  №11, 2004г., частьI, стр.37-38

[10] Федеральный закон от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

[11] С.Шерешовец, «Управление по-европейски» «Коммунальный комплекс России», № 2, 2005г.

 

[12] А.Н. Королев, О.В.Плешакова, Постатейный комментарий к Федеральному Закону «О товариществах собственников жилья», Предисловие, 01.10.2004г., Юридический Дом «Юстицинформ», 2005

[13] А.А. Аболин «О жилищной политике Российской Федерации в 2004-2010гг.» ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера, №11, 2004г, стр.8




2




Сейчас читают про: