Культура средневековых славянских стран западнохристианского культурного круга (XV-XVII вв.)

План:

1. Общие положение о культуре XV-XVII вв.

       Три главных события этого периода, их специфика.

2. Культура Чехии.

       Культура гуситского периода, ее особенности. Основные формы интеллектуального творчества. Творчество Яна Гуса, идеологов утраквистов и таборитов, Петра Хельчицкого. Гуситские песни. Общее значение этого периода в истории чешской культуры. Культура Ренессанса: две тенденции. Образование, роль Общины Чешских братьев. Ян Амос Коменский и его "Дидактика". Литература, ее политическая и патриотическая направленность. Изобразительное искусство: архитектура и живопись. Постепенное утверждение ренессансных инноваций в верхах общества. «Рудольфинский период» в культуре, его особенности. Культура барокко. Образование, роль иезуитов. Литература: историография, ее роль. Деятельность Богуслава Бальбина. Изобразительное искусство. Архитектура и скульптура: Динценгофер, Матиаш Браун. Живопись: Ян Брандль, Ян Купецкий.

3. Культура Польши

       «Золотой век» польской культуры. Откуда пришел гуманизм. Особенности раннего и зрелого гуманизма в Польше. Первые гуманисты. Подъем образования. Подъем науки. Коперник, Струшь, Гжебский, Моджевский, Ожеховский, их труды. Литература: Миколай Рей и Ян Кохановский, их произведения и особенности. Общественная мысль и Матвей Меховский. Реформация, ее особенности в Польше. Культурное значение Реформации. Контрреформация: средства и методы, главные действующие лица. Итоги КРф. Культура барокко, особенности. Литература: усиление индивидуализма (мемуары). Архитектура: раннее барокко и расцвет барокко при Яне Собеском. Итальянские мастера.

4. Культура Хорватии и Далмации.

       Ренессанс, его особенности. Близость к Италии. Романо-славянский синтез. Основные формы творчества. Интерес к народным языкам. Литература: трактаты о славянской культуре Винко Прибоевича и Паоло Орбини. Произведения Марулича, пьесы Држича. Изобразительное искусство: Юрий Далматинец и Никола Флорентинец в архитектуре, Никола Божидаревич в живописи. Влияние итальянского Кватроченто. Особенности Реформации в этих землях. Культура барокко. Литература: творчество Ивана Гундулича, лирика Джурджевича, исторические труды Лучича.

5. Культура Словакии.

       Носители гуманистической культуры. Близость к Чехии, культурный обмен. Первый университет. Распространение гуситских идей. Литература: Мартин Раковский. Архитектурные особенности. Складывание облика городов. Реформация, контрреформация.

6. Культура Словении

       Слабое распространение Реформации. Ее влияние на язык. Первая грамматика Бохорича. Примож Трубар. Словенская Библия Юрия Далматина. Сигизмунд Герберштейн. Музыка: Карниолус и его песнопения. Особенности Контрреформации.

 

1. Общие положения о культуре XV-XVII вв.

Три события этого периода: гуманизм и Возрождение, Реформация, Контрреформация и связанная с ней культура барокко.

Возрождение: эмансипация мысли, утверждение индивидуалистического самосознания, конфликт со старой феодальной системой. Но! Распространение этой новой культуры тесно связано с состоянием экономики. Германия к тому времени переживала экономический упадок -> славянские народы получали новые культурные импульсы из Италии, Нидерландов и Франции.

Реформация: связана с усвоением население христианства на более глубоком, личностном уровне. Церковь виделась людям не такой благочестивой, какой она должна быть по их мнению. Она нарушала предписания Христа и Священного Писания. Возникали идеи реформирования Церкви на основе евангельского идеала. На Реформацию оказали влияние гуманистические идеи и начало формирования национального самосознания и национальных языков, формирование буржуазии.

Контрреформация и барокко: КРф – комплекс мер и реформ, направленных на искоренение последствий Реформации. Реформация в корне изменила положение католичества в Европе. У нее появился идейный соперник. Впервые встал вопрос о сохранении идентичности католического учения и сохранения положения Рима в европейской политике. Барочная культура была связана с Контрреформацией, но не вытекала из нее. Барокко – следующий этап развития европейской культуры. На смену ренессансной гармонии и оптимизму пришла вычурность, контрастность, асимметричность, эмоциональный надрыв.

2. Культура Чехии

Культура гуситской Чехии: первая половина 15в. Культура этого периода теснейшим образом связана с историческими событиями и идеологией гусизма. Предреформационное течение. Соединение т.н. ученой (университетской) ереси и народных религиозных движений за реформирование церковной жизни. Основная форма интеллектуального творчества этого периода – философские и богословские полемические трактаты.

- Труды Яна Гуса. Основной -  «О церкви», где он в 44 пунктах обосновывает свои взгляды. «Церковь – сообщество всех верующих в Христа» - близко к православию. Духовные песни Яна Гуса, положившие начало собственно гуситской поэзии. Демократизм, патриотизм, стремление донести свои взгляды широким слоям населения – при нем проведена реформа правописания, сделавшая чтение и письмо более понятным.

Значение творчества Я. Гуса: заложены основы национальной культуры. Человек – главный объект этой культуры (близко к гуманизму, да?), утверждение нравственности и истины в качестве главных критериев культуры в ущерб формализму. К сожалению, дальнейшее развитие гусизма практически свело на нет гуманистические воззрения самого Гуса.

Особенность: интерес гуситов к православию – поездка Иеронима Пражского в Псков, посольства гуситов в Константинополь.

- сочинения идеологов утраквистов (Якоубек из Стршибра и Петр Пейн) и таборитов («Воинский устав» Яна Жижки).

- поздний период – значительное место занимает Петр Хельчицкий, писатель, философ и богослов. Познакомился с сочинениями Штитного и проповедями Гуса. Основное сочинение – «Сеть веры», в кот. он излагает свое понимание истинной веры, истинной церкви (вдохновляясь идеалами раннего христианства до Константина), утверждая личное самосовершенствование, нравственность. Главное – он пишет по-чешски и ориентируется на широкие слои населения (как и Гус). Учение Хельчицкого легло в основу идеологии общины Чешских братьев.

Особое место – гуситские песни на чешском языке. В них – конкретные жизненные проблемы, они далеки и от духовной, и от светской лирики прошлого периода. Песня, как и проповедь – главный инструмент распространения новой идеологии.

Общее значение гуситского периода: 1) широкое распространение грамотности среди населения. 2) развитие национального чешского языка. Табориты использовали его в богослужениях -> его усложнение и престижность.

Культура Ренессанса: со 2 пол. 15в. Переплетение с гуситскими традициями.

Две тенденции: 1) формирование гуманистического направления с опорой на итальянскую культуру и латынь (в верхах общества и среде интеллектуалов). 2) основа на местной, средневековой культуре с опорой на чешский язык, более консервативная (большая часть бюргерства, широкие слои общества). Ренессансные импульсы оказались здесь лишь элементами дальнейшей чешской культуры. Эти две тенденции не развивались параллельно, но сосуществовали и общались, создавая своеобразие чешской культуры. Стремление к знанию и патриотизм – основы -> превалирование интеллектуального труда над художественным + огромное влияние политических событий на культуру.

Образование: высшее теряет значение, т.к. Пражский университет был объявлен строго утраквистским -> студенты учатся в итальянских и немецких университетах. Большая роль принадлежит возникшей в сер. 15в. Общине Чешских братьев – новая педагогика, на основе кот. в начале 17в. формируется педагогика Яна Амоса Коменского. Его главный труд – «Дидактика», теория обучения и воспитания. С Коменского берет начало вся современная педагогика с ее классно-урочной системой, школьными планами, учебным годом и началом обучения с 6 лет.

Литература конца 15-нач.16вв. имеет яркую патриотическую и политическую направленность: сочинения Богуслава Гасиштейнского (1460-1510). Писал только на латыни. Викторин Корнель (1460-1520), напротив, писал труды на чешском, «дабы чехи приобщились к христианскому учению Отцов Церкви». Появляются и научные труды: ботаника (Тадеуш Гаек), горное дело (Георг Агрикола). Во второй половине 16в. интенсифицируется книгопечатание – деятельность Иржи Мелантриха и Даниэля Адама.

Начало 17в. – актуализация политических и религиозных проблем на фоне усилившейся габсбургской контрреформационной политики. Защита привилегий + защита веры. Знамение времени – сочинение Карела Старшего «Апология». Суровая критика общества. Патриотизм в нем переплетался с верностью Габсбургам, т.к. он понимал, что в противном случае может случиться катастрофа.

Изобразительное искусство: в начале 16в. отдельные ренессансные элементы (окна, аркады, портретность изображений и т.п.) проникают в укоренившуюся готику. С сер. 16в. ренессансные инновации наиболее полно отражены в архитектуре. Дворцы, дома, замки перестраиваются в этом духе. В живописи распространяется портретный жанр. Все это призвано демонстрировать амбиции и достоинство дворянств и бюргерства.

Кон. 16-нач. 17в. - «рудольфинский период» (император Рудольф 2, 1576-1612). При нем Прага вновь становится культурным центром, где сложилась творческая атмосфера и дух веротерпимости. Здесь занимаются наукой Тихо Браге, Иоганн Кеплер. Культ знания, аллегоризм, символизм, даже трагичность – главные черты культуры и искусства этого периода.

Культура барокко: после 1648г. и рекатолизации Чехии. «Побелогорский период» (название – от печально известного поражения чехов от имперских войск у Белой Горы 1620г.). Наднациональный характер культуры, идеологически направленный и официальный. Именно эпоха барокко внесла основной вклад во внешний вид городов и Праги особенно, оставила множество произведений общеевропейского значения.

Образование: под контролем Церкви и иезуитов. Иезуитские гимназии – основной тип средней школы. Высшее образование: Пражский (переименован в Карло-Фердинандов) и Оломоуцкий университет (основан иезуитами в 1573г.) также под их контролем. Господство схоластики, геоцентризма и аристотелизма в науке. Новые достижения механики, физики и астрономии практически не распространялись в Чехии из-за деятельности Церкви.

Литература: особая роль – у историографии (промывает мозги в идеологических целях). Богуслав Бальбин – иезуит, историк, филолог, энциклопедист. Вместе с тем – патриот. Осуждает политику Габсбургов в Чехии, переживает об упадке чешского языка, но сторонник рекатолизации. Сочинения: «Извлечения из чешской истории», «Защита языка славянского, преимущ. чешского», энциклопедия «Различные исторические сведения о Чешском кор-ве» (30 томов, при жизни издано 10 книг).

Изобразительное искусство: архитектура – господство барокко, становление «чешского барокко». Главная фигура – Килиан Игнац Динценгофер. Костелы в Праге (св. Николая), Карловых Варах. Скульптура: Матиаш Браун (тиролец по происхождению). Сильнейшая эмоциональность скульптур. Живопись: Петр Ян Брандль – портреты и работы на религиозную тематику. Ян Купецкий – портретист.

3. Культура Польши:

Ренессанс в Польше – «золотой век» в истории ее культуры. Гуманистические веяния проникли сюда через Чехию и Венгрию. Отсутствие религиозных распрей, преобладание римского духовенства, общая латинизация культуры -> первыми гуманистами были представители духовенства + ранний польский гуманизм не так сильно опирался на античные и «языческие» традиции, как итальянский. Роль Краковского университета. В дальнейшем гуманизм обретает почву в шляхетской среде. Первые польские гуманисты – дипломат Николай Лясоцкий, архиепископ Гжегож из Санока. Нач. 16в. – складывание гуманистических кружков Каллимаха (итальянец) и Конрада Цельтиса (немец).

Образование и наука: подъем престижа. Возникают новые городские гимназии – сначала протестантские, а потом иезуитские. Новые методы преподавания. Новые университеты: в Кенигсберге, Вильно (иезуитский). Внедряется книгопечатание -> информационный взрыв -> подъем науки.

- Николай Коперник – гелиоцентрическая система («Об обращении небесных сфер»), труды по математике, медицине.

- Юзеф Струшь – медицина.

- Станислав Гжебский – математика.

- Анджей Фрич Моджевский – трактат «Пять книг комментариев об исправлении Речи Посполитой». Против привилегий шляхты, за реформы в управлении и финансах, независимость польской церкви и главное – сильная монархия. Его идейный противник – Станислав Ожеховский. Его идеи – предтечи сарматизма.

Литература: расцвет и подъем. Секуляризация литературного творчества, хотя религиозные темы еще актуальны. Главные деятели – Миколай Рей и Ян Кохановский.

- Рей – выразитель шляхетского мировоззрения.

- Кохановский – цикл стихотворений «Трены». Посвящен умершей дочери Урсуле. Переплетение жизнеутверждающих мотивов с критическим душевным надломом.

Мировоззрение и идеология: секуляризационные тенденции, увлеченность знанием, рационалистичность и индивидуализм (появляются автобиографии). Вместо аскетизма – гедонизм, удовольствие. Красота в быту, эстетизм.

Общественная мысль: особое место занимает Матвей Меховский и его трактат «О двух Сарматиях» (1517г.), где он рассуждает о Сарматии Азиатской (Золотая Орда) и Сарматии Европейской (Россия). Одна переживает упадок, вторая – подъем. Тема централизованного государства очень заботит Меховского. В Польше он этого не наблюдает.

Реформация: также имела свои особенности. Она опиралась на шляхту, а не на бюргерство (реформационные идеи стали частью движения экзекуционизма); существование в Польше политики веротерпимости (в условиях сосуществования с православным населением украинских и белорусских земель это было оправданно) -> возникновение радикальных течений, антитринитаризма, анабаптизма. Как пример – община польских братьев Фауста Социна, Раковская коммуна (см. план Дмитриева). Лютеране, кальвинисты. 1562/63 гг. – Петрковский сейм запретил выплату аннат Риму, десятину с шляхетских владений + обложение церковных земель налогом. Но уже к концу 16в. Реформация идет на спад, а к середине 17в. Контрреформация одерживает победу. Культурное значение Реформации: развитие образования (и след. научной мысли), книгопечатания, национальной литературы + вызов католичеству, заставив его видоизмениться и «отвоевать» Польшу.

Контрреформация: развернулась в Польше после Тридентского собора. Судя по переписке папских нунциев с Римом, к этому времени Польша казалась потерянной для католичества. Но все же к сер. 17в. оно снова восторжествовало, почему? Какие методы?

Главные лица: кардинал Станислав Гозий и иезуит Петр Скарга.

- насилие и принуждение – не самый главный, т.к. Варшавская конференция 1573г. гарантировала свободу вероисповедания (при Генрихе Валуа).

- пропаганда, полемика с протестантами: брошюры, массовые шествия, религиозные братства, активное миссионерство, насаждение культа святых, даже использование театра и живописи. Важная роль возрожденного монашества.

- создание иезуитских школ и коллежей с использованием передовых методик преподавания, разработанных гуманистами и протестантами

- политический нажим, дискриминация не-католиков в суде, управлении. В деревнях крестьян принуждали регулярно ходить в церковь, причащаться, исповедоваться.

+ внутренние качественные преобразования в Церкви: повышение уровня образованности клира, его более активное участие в жизни прихожан (проповеди, процессии, религиозные братства), более строгая дисциплина (епископские визитации по епархиям)

Как итог: это был очень долгий процесс, растянувшийся на век. За это время общество было «перевоспитано», формировалось новое поколение людей, преданных католичеству.

Культура барокко: самобытный тип культуры. Особый тип мироощущения, построенный на контрастах и вычурности.

Литература: Матвей Сарбевский, Самуэль Твардовский, Веспасиан Коховский. Шляхта оставляет после себя мемуары, дневники, послания. Особенное место – мемуары Яна Хризостома Пасека (кон. 17в.). В тексте мемуаров встречаются народные песни, анекдоты, панегирики, цитаты из речей и писем. Данные мемуары представляют собой ценный источник по истории Польши того времени, особенно в плане исследования сарматизма, написаны простым повседневным языком.

Изобразительное искусство: возрастает сама роль искусства. Труд художников и скульпторов начинает высоко цениться. Приглашаются итальянские архитекторы и художники, которые являются проводниками новой культуры – Джованни Баттиста Тревано, Джованни Мария Бернардони, Микеланджело Паллони. Пример раннего барокко – костел св. Петра и Павла в Кракове (за основу – римский храм Иль Джезу). Барокко достигло расцвета в последней трети 17в. – правление Яна Собеского. При нем создается королевская мастерская живописи – будущая Академия живописи. Магнаты берут пример с королевского двора. В живописи господствует портретный жанр, фрески.

4. Культура Хорватии и Далмации

Ренессанс: ближе всего к Западу и Италии – центру гуманистического движения. Экономический подъем приморских городов Далмации, особенно Дубровника (тесные связи с Венецией), сильное влияние позднеантичных традиций в ранние периоды – основа для расцвета ренессансной культуры. Основные формы ренессансного творчества – поэзия, комедиография, общественно-историческая мысль. Переход от латыни к живым языкам, народным -> как следствие подъема хорватско-далматинского патриотизма. На фоне турецкой угрозы это чувство еще более обостряется.

- Трактат «О происхождении и успехах славян» Винко Прибоевича (1525). Идеологема иллиризма: славяне – один из древнейших народов мира. Александр, Аристотель, римские императоры были славянами. Он высказывался против стереотипа о дикости и отсталости славян. Созвучно ему сочинение Марко Орбини «Королевство славян» (рубеж 16-17 вв.). Попытка оценить вклад славян в развитие европейской цивилизации. Культурный критерий.

- творчество Марко Марулича. Патриотические поэмы «Юдифь», «Давидиада». Призывы дать отпор врагу (туркам). Использование библейских образов – сакрализация хорватского народа.

- Марин Држич – комедийные пьесы, в которых показана современная ему жизнь 1 половины 16в. Концепция исторического оптимизма – наступает общество справедливости, изобилия и равенства.

Особенность: романо-славянский синтез в далматинской ренессансной культуре.

Изобразительное искусство: архитектура – расцвет городского строительства. Как пример – Дубровник. Выдающийся архитектор 15в. – Юрий Далматинец. Кафедральный храм св. Якоба в Шибенике. Его купол достраивал другой выдающийся архитектор Никола Флорентинец. Живопись – образцы Кватроченто в творчестве хорватских авторов. Главный представитель – Никола Божидаревич (рубеж 15-16вв.). Образы мадонны – лиричные, мягкие, гармоничные. «Князь миниатюристов» - Юлий Клович.

Реформация: некоторое влияние – в 16-нач. 17вв. Но они не были сильны, т.к. постоянная внешняя опасность (турки) и вхождение в состав Габсбургской монархии (оплота католичества в Европе) не способствовали здесь сильному распространению протестантских идей.

Культура барокко: утрата душевной гармонии, тревога. Размышления о тщете земного существования.

Литература: особняком стоит творчество Ивана Гундулича (расцвет – 1620-е гг.). Пасторали «Дубравка», патриотические поэма «Слезы блудного сына», эпическая поэма «Осман». Идеи борьбы «креста и полумесяца», сильных характером героев, противостоящих ударам судьбы.

Творчество И. Джурджевича – лирическая поэзия рубежа 17-18 вв. Внутренние протворечия постепенно преодолеваются, его герои наслаждаются тем, что есть, ощущая гармонию от общения с природой, любви и интеллектуальных занятий.

Историография: И. Лучич. Шеститомный труд по истории хорватских земель с древности до 15в. Критика источников, стремление к объективности, латинский язык.

Политическая мысль: Юрий Крижанич (ок. 1617-1683). Особое место в культуре 17в. Богослов, философ, публицист. Иезуит. Сторонник слияния (не подчинения!) православия и католичества на равных началах. Был в России, писал там свои основные трактаты: «Политика», «Грамматическое изыскание о русском языке». Основные мысли: лояльность к православию, идея всеславянского единства и всеславянского языка, Россия – надежда славянского мира, находящегося под угрозой утраты политического значения и ассимиляции («Всем единоплеменным народам глава — народ русский»). Сторонник сильной монархической власти, опирающейся на армию, дворянство и идею «всеобщего блага» (эти идеи стали актуальны в России спустя полвека).

5. Культура Словакии

Гуманистические веяния – со 2-й половины 15в. Носители – члены королевского двора, церковные иерархи. Вхождение наряду с Чехией в состав империи Габсбургов способствовали культурному обмену и чешскому влиянию на словацкую культуру. Гуманизм затронул и образование – в 1467г. был основан первый университет – Академия Истрополитана. Центр деятельности итальянских гуманистов. Появляются новые городские и церковные школы. Тогда же в Словакии распространяются гуситские идеи. Братрики (братики) – словацкие последователи таборитского течения гусизма – радикального течения, в котором были сильны антигосударственные и антифеодальные идеи. Братрики даже приняли участие в династической борьбе.

Литература: крупнейший поэт эпохи – Мартин Раковский (16в.). Трактаты о сословиях, политической власти, где он защищал труд простых людей и обличал корысть власть имущих. Историческая баллада с фольклорными элементами – «Песня о Муранском замке» Мартина Босняка. События турецких войн и усобиц.

Изобразительное искусство: архитектура: сочетание готики и ренессансных элементов. Собор св. Мартина в Братиславе. Складывается облик городов. Живопись: станковая готическая живопись. Православная иконопись на СВ Словакии (русины).

В 17в. здесь появляется лютеранство. На протяжении всего 17в. здесь идет острая борьба за вероисповедание, но в конце 17в. католицизм переходит в наступление, что отразилось и в искусстве барокко. Как и в случае с Хорватией, большое значение в этом процессе играл политический фактор – вхождение в состав Габсбургской монархии. В 1636г. в Трнаве был открыт иезуитский университет – центр Контрреформации в Словакии.

6. Культура Словении:

На ренессансную культуру оказал итальянский и немецкий гуманизм. Испытала на себе влияние Реформации в 16-нач. 17в. Главную роль здесь играли умеренные элементы. На фоне внешней опасности (турецкая экспансия) радикальные течения, грозившие расколоть единый христианский лагерь, не получили распространения. Но на культуру Реформация влияние все же оказала: именно протестанты стали пестовать собственно словенскую культуру. Развитие языка (первая словенская грамматика А. Бохорича) -> развитие литературы на словенском языке. Примож Трубар – знаковая фигура словенской Реформации. Был изгнан из Словении и прославился издательской и литературной деятельностью. Юрий Далматин – перевод Библии на словенский язык в конце 16в. Определяющая роль в складывании словенского языка. Сигизмунд Герберштейн – автор «Записок о Московии» (1549). Открытие Руси для Европы.

Музыка: Якоб Хандл-Галлус Карниолус, цистерцианский монах, работавший при дворе Рудольфа 2. Написал цикл церковных песнопений Opus musicum и мадригалы.

 

Контрреформация не встретила здесь серьезного сопротивления из-за вышеуказанной умеренности словенской Реформации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: