Пояснительная записка

РОСЖЕЛДОР

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(ФБГОУ ВПО РГУПС)

____________________________________________________________________

А.В. Охотников, Т.М. Канина

 

ОФОРМЛЕНИЕ

КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ И ПРОЕКТОВ

ПО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ

И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКЕ

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Ростов-на-Дону

2011

ББК 74.58я7+06

Охотников, А.В.

Оформление курсовых и дипломных работ и проектов по социально-гуманитарной и экономической тематике: учебно-методическое пособие / А.В. Охотников, Т.М. Канина; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2011. – 38 с. – Библиогр.: 14 назв.

 

В методических указаниях даны нормы и примеры оформления учебных материалов курсовых и дипломных работ и проектов студентов, обучающихся по экономическим, юридическим и социально-гуманитарным специальностям и направлениям подготовки.

 

Рецензент: д-р техн. наук, проф. В.М. Приходько (РГУПС)

 

 

Ó Ростовский государственный университет

путей сообщения, 2011

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

    В период обучения будущие экономисты, социальные работники, специалисты в области сервиса и туризма, юристы, документоведы и менеджеры выполняют курсовые работы и проекты, расчетно-графические и контрольные работы по ряду дисциплин. Завершается обучение подготовкой и защитой выпускной квалификационной работы. Названные учебные работы имеют специфику, связанную с изучаемой дисциплиной, их различает способ структурирования и объем материала.

Федеральный государственный образовательный стандарт по каждой специальности и направлению подготовки предусматривает выполнение выпускной квалификационной работы. При этом выпускающая кафедра определяет содержание такой работы, ее объем.

Представляется важным выбрать некий унифицированный подход к структуре и правилам оформления учебных работ. Унификация способствует сопоставлению различных работ, повышению объективности их оценки преподавателем. Кроме того, подготовка учебной работы в соответствии с действующими стандартами позволяет закрепить теоретические знания о них.

Настоящие методические указания составлены в основном исходя из требований ГОСТ 7.32-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» (в ред. поправки ИУС 5-2002, Изменения № 1, принятого Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации, протокол № 27 от 22 июня 2005 года).

Отметим, что указанный стандарт распространяется на отчеты о фундаментальных, поисковых, прикладных научно-исследовательских работах по всем областям науки и техники, выполняемых научно-исследовательскими, проектными, конструкторскими организациями, высшими учебными заведениями, научно-производственными и производственными объединениями, промышленными предприятиями, акционерными обществами и другими организациями. Стандарт гласит – его положения могут быть использованы при подготовке отчета в других сферах научной деятельности. 

Структура и правила выполнения рассматриваются в настоящих методических указаниях, в первую очередь, применительно к выпускным квалификационным работам (ВКР), как имеющим по сравнению с другими учебными работами больший объем.

 

 


1 СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РАБОТЫ

 

Структурными элементами пояснительной записки ВКР являются:

– титульный лист;

– задание (несколько заданий, например, основное задание, задание по экономической части, по безопасности жизнедеятельности и др.);

– реферат;

– содержание;

определения, обозначения и сокращения;

– введение;

– основная часть;

– заключение;

– список использованных источников;

приложения.

Обязательные структурные элементы выделены полужирным шрифтом. Остальные структурные элементы включают в пояснительную записку по усмотрению руководителя ВКР.

 

 

2 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ

СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РАБОТЫ

 

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей ВКР и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска учебной работы. Номер страницы на титульном листе не проставляется.

Титульный лист содержит реквизит для упорядочения учета учебной работы. Он содержит обозначение вуза (ФБГОУ ВПО РГУПС – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения»), индекс факультета, кафедры, формы обучения студента (1 – очная, 2 – очно-заочная, 3 – заочная), двухзначного номера темы студента в приказе по вузу, а также тип документа – пояснительная записка (Пз). Например: ФГБОУ ВПО РГУПС.13.07.107.Пз. Здесь 07 – номер темы по приказу.

В ФГБОУ ВПО РГУПС в соответствии с утвержденной номенклатурой дел приняты следующие индексы структурных подразделений, на которых обучаются студенты (представлена выборка факультетов и выпускающих кафедр):

13 – гуманитарный факультет;

13.03 – кафедра социальных технологий;

13.07 – кафедра документоведения и информационного обеспечения управления;

15 – международный институт предпринимательства и права;

15.03 – кафедра гражданского права и процесса;

15.05 – кафедра теории государства и права;

15.06 – кафедра уголовного права и процесса;

15.07 – кафедра экономики и менеджмента;

15.08 – кафедра экономики, учета и анализа;

15.09 – кафедра экономики и предпринимательства;

15.10 – кафедра экономики и финансов.

Титульный лист дипломной работы оформляется согласно образцу, приведенному в Приложении А.

 

Задание

Задание на подготовку дипломной работы оформляется на бланке. Тема дипломной работы, указанная в задании, должна соответствовать теме, указанной на титульном листе и в приказе ректора университета. ВКР может содержать одно задание или несколько заданий (основное задание и задания для выполнения отдельных разделов). Задания заполняются вручную либо печатаются. Страницы задания учитываются, но не нумеруются.

Бланк задания на выполнение дипломной работы документоведа приведен в Приложении Б.

Бланк задания на курсовую работу (проект) распечатывается из подсистемы АСУ РГУПС при ведении базы данных «Курсовое проектирование». Бланк предусматривает возможность ручного либо машинного заполнения исходных данных на лицевой и оборотной стороне.

Реферат

Реферат – аннотация, краткая характеристика содержания дипломной работы. Реферат лишь информирует и дает самое общее представление о содержании дипломной работы. Он характеризует тематику работы, краткие сведения по существу рассматриваемой проблемы, но не дает критической оценки дипломной работы.

Реферат должен содержать: сведения об объеме работы, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве использованных источников; перечень ключевых слов; текст аннотации.

Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста работы, которые в наибольшей мере характеризуют ее содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются прописными буквами в строку через запятые.

Текст аннотации должен отражать:

– объект исследования или разработки;

– цель работы;

– метод или методологию проведения работы;

– результаты работы и их новизну;

–.основные экономические, социальные, эксплуатационные характеристики (экономические, социальные, эксплуатационные и др.);

– степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов работы;

– область применения;

– экономическую эффективность или значимость работы;

– прогнозные предположения о развитии объекта исследования.

Если учебная работа не содержит сведений по какой-либо из перечисленных составных частей реферата, то в тексте реферата она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется.

Вариант реферата приведен в Приложении В.

 

Содержание

Содержание перечисляет введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы. Текст элемента для придания ему четкости и упорядочения рекомендуется оформлять в виде таблицы, обрамленной непечатаемыми («невидимыми») линиями.

Пример фрагмента содержания:

 

5

Разработка инструкции пользователя системы автоматизированного делопроизводства …………………………………………………………

  43
  5.1 Общие положения …………………………………………………... 43
     
  5.4 Интерфейс пользователя …………………………………………… 48

 

Определения, обозначения и сокращения

Структурный элемент содержит определения, необходимые для уточнения или установления терминов, используемых в ВКР, а также перечень применяемых обозначений и сокращений. Структурный элемент целесообразно использовать для работ, в которых используется более десятка аббревиатур и узкоспециальная терминология.

Текст элемента рекомендуется оформлять в виде таблицы, обрамленной непечатаемыми («невидимыми») линиями. При этом перечень должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке приводят сокращения, условные обозначения, символы, единицы физических величин и термины, справа – их детальную расшифровку. Запись обозначений и сокращений проводят в порядке приведения их в тексте пояснительной записки либо в алфавитном порядке.

Пример обозначений:

АСУ ТП –  автоматизированная система управления

технологическим процессом;

ВКР      –  выпускная квалификационная работа;

ГИС      –  географическая информационная (геоинформационная)

система;

    …

СЭ         –  структурные элементы.

Пример сокращения:

инф.-коммуникац.   –  информационно-коммуникационная

(система).

 

Введение

Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой оргпроектной проблемы, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения исследования, сведения о планируемом уровне разработки, о поиске источников и патентных исследованиях и выводы из них. Во введении должны быть показаны актуальность и новизна темы, поставлена цель работы, перечислены решаемые задачи.

Введение, как и заключение, рекомендуется писать после полного завершения основной части дипломной работы. Не рекомендуется делать введение объемом более 2…3 листов.

Основная часть

В основной части пояснительной записки приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной работы.

Основная часть в общем случае должна содержать:

а) выбор направления разработок, исследований, включающий обоснование направления исследования, методы решения задач и их сравнительную оценку, описание выбранной общей методики проведения оргпроектирования;

б) процесс теоретических и инструментальных исследований и оргпроектирования, включая определение характера и содержания исследований, методы исследований, методы расчета, обоснование необходимости проведения опытной проверки, экспертной оценки работ, принципы действия разработанных систем, их характеристики;

в) обобщение и оценку результатов исследований и оргпроектной разработки, включающих оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов и технико-экономической эффективности их внедрения и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ.

В каждом конкретном случае студент самостоятельно, опираясь на указания руководителя работы, определяет содержание основной части, наиболее полно раскрывая разрабатываемую тему в соответствии с заданием.

 

Заключение

Заключение должно содержать:

– краткие выводы по результатам выполнения работы;

– оценку полноты решений поставленных задач;

–.разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов ВКР;

– результаты оценки социально-экономической и технико-экономической эффективности внедрения;

– результаты оценки научного уровня выполненной ВКР в сравнении с лучшими достижениями в данной области.

 

 

Список использованных источников

Список должен содержать сведения об источниках, использованных при составлении отчета. Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте отчета и нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа.

Пример списка использованных источников приведен в Приложении Г, а примеры библиографического описания различных источников – в Приложении Д.

 

Приложения

В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной учебной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.

В приложения могут быть включены:

– промежуточные доказательства, расчеты;

– таблицы вспомогательных цифровых данных;

– протоколы экспертизы, замеров, испытаний;

– инструкции, методики, разработанные в процессе выполнения работы;

– иллюстрации вспомогательного характера;

– копии документов.

Приложения выпускных квалификационных работ содержат, как правило, презентационные иллюстрации для мультимедийного сопровождения доклада выпускника во время защиты работы. Рекомендуется включать в приложения протокол рассмотрения выполненной ВКР на научно-техническом совете предприятия, акты внедрения результатов ВКР; письма-отзывы предприятий либо должностных лиц и др.

Приложение оформляют как продолжение пояснительной записки на последующих листах. Все приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц. В тексте учебной работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте отчета.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.

В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Если в отчете одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

Пример:

Приложение Е

Копия приказа по ОАО «Авто» от 09.04.2006 № 2308

О проведении пуско-наладочных работ

 

Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения, например: А. 7.1.

 

3 ПОСТРОЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ

ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

 

Нумерация разделов, подразделов, пунктов, подпунктов

Основную часть учебной работы следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

Порядковый номер (обозначается арабской цифрой) и заголовок следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки между порядковым номером и заголовком и без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

Если работа имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками.

Пример:

3 Анализ документопотоков в организации

3.1 Методика исследования

3.1.1

3.1.2 } Нумерация пунктов первого подраздела третьего раздела

3.1.3 отчета.

3.2. Матрица взаимосвязи структурных подразделений организации

3.2.1

3.2.2 } Нумерация пунктов второго подраздела третьего раздела

3.2.3 отчета.

Если раздел состоит из одного подраздела, то подраздел не нумеруется. Если подраздел состоит из одного пункта, то пункт не нумеруется.

Если текст относительно небольшой по объему контрольной работы или реферата подразделяется только на пункты, то они нумеруются порядковыми номерами в пределах всей пояснительной записки.

Пункты ВКР, при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.3 и т.д.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.

Перед каждым элементом перечисления следует ставить дефис. При необходимости ссылки в тексте работы на один из элементов перечисления вместо дефиса ставятся строчные буквы в порядке русского алфавита, начиная с буквы а (за исключением букв ё, з, й, о, ч, ъ, ы, ь).

Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.

 

Пример:

а) __________________;

б) __________________;

   1) ________________;

   2) ________________;

в) __________________.

 

Иллюстрации

Иллюстрации (диаграммы, графики, схемы, компьютерные распечатки, фотоснимки, чертежи) следует располагать в пояснительной записке непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в отчете.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. Достаточно эффективно при выполнении многих иллюстраций использовать встроенный в программный продукт Word графический редактор.

Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.

Например, Рисунок 1.1.

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 – Детали прибора.

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3.

При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «... в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.

 

Пример:

 

                                          Центральный

                                          аппарат

                                          управления                                                       Уровень 1

                                          (Директор)

 


                   Орган               Орган

                   управления 1       управления 2      ...                         Уровень 2

                   (Заместитель                  (Заместитель

                   директора)           директора)

     
 


Подразделение 1 Подразделение 2 Подразделение 3

(Главный технолог) (Начальник цеха) (Зав. складом)                          Уровень 3

             
     

 


      ...                        ...             ...             ...                         Уровень I

 

В скобках приведены условные наименования должностей.

 

Рисунок 3.7 – Многоуровневая организационная

система управления предприятием

 

Таблицы

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Наименование таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким.

Таблицы эффективно строить с помощью программного продукта Word, который содержит встроенный табличный процессор. Сложные таблицы с расчетными формулами, с данными для графической иллюстрации целесообразно строить с помощью программного продукта Excel.

Таблица состоит из головки, вертикальных граф (колонок) и горизонтальных строк (рядов).

Наименование таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в отчете. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Пример построения таблицы:

    ┌──────────┬────────────┬────────────┐

    │     │       │       │} Заголовки граф

Головка {│     ├──────┬─────┼─────┬──────┤

    │     │ │ │   │ │} Подзаголовки граф

    ├──────────┼──────┼─────┼─────┼──────┤

    │     │ │ │ │ │

    ├──────────┼──────┼─────┼─────┼──────┤} Строки

    │     │ │ │ │ │ (горизонтальные

    └──────────┴──────┴─────┴─────┴──────┘ ряды)

     |__ ___| |__________ ___________|

        \/            \/

  Боковик (графа Графы (колонки)

  для заголовков)

 

Пример наименования таблицы:

 

Таблица 5 – Перечень документов постоянного хранения

 

       
         

 

Пример фрагмента текста со ссылкой на таблицу:

Данные об объеме публикаций по тематике исследований демографической ситуации в Ростовской области приведены в таблице 12.

 

Таблицу с большим числом строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица», ее номер и наименование указывают один раз слева над первой частью таблицы, а над другими частями также слева пишут слова «Продолжение таблицы» и указывают номер таблицы.

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае – боковик. При делении таблицы на части допускается ее головку или боковик заменять соответственно номером граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в отчете одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1», если она приведена в Приложении В.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Пример фрагмента таблицы:

 

Продолжение таблицы 7

 

1 2 3 4
Общий объем работы Иванова И.С. План Академический час 540
Общий объем работы Петрова П.П. То же 540
Загрузка оборудования 67
Продолжительность занятий 8

 

Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

Пример:

 

Наименование Единица измерения Количество
1. Бумага для ксерокса Пачка 80
2. Тонер Колба
3. Диск Штука 567

 

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

 

Примечания и сноски

Примечания приводят, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала.

Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания. Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзацного отступа и не подчеркивать. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки.

 

Пример:

Примечание – Продолжительность академического часа составляет 45 мин. Перерыв между уроками устанавливается с учетом перехода учащихся между классами и учебными корпусами.

 

Несколько примечаний нумеруются по порядку арабскими цифрами.

Пример:

Примечания

1 ____________________________________________________________

2 ____________________________________________________________

3 ____________________________________________________________

 

При необходимости дополнительного пояснения в учебной работе его допускается оформлять в виде сноски. Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение. Знак сноски выполняют надстрочно арабскими цифрами со скобкой. Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками <*>. Применять более трех звездочек на странице не допускается.

Сноску располагают в конце страницы с абзацного отступа, отделяя от текста короткой горизонтальной линией слева.

Пример:

В общем случае свойства и цели организационной системы не есть сумма свойств и целей ее компонентов. На такого рода структуры распространяется понятие «сложная система»1) и к ним применим математический аппарат системного анализа.

…….

____________

1) Понятие «сложная система» раскрывается в публикациях известного ученого ….

Следует помнить, что примечание к таблице и сноску к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

 

Формулы и уравнения

Уравнения и формулы с учетом их вида оформляют с помощью программного продукта Word путем непосредственного набора в виде текста либо путем посимвольной вставки (меню «Вставка» и «Символ…»), или используют сопряженный с Word редактор формул. По согласованию с руководителем проектирования допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (), деления (:) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «».

Формулы в отчете следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всего отчета арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

Пример:

 

                       A = a: b,                                                                               (1)

 

                       B = c: e.                                                                            (2)

 

Одну формулу обозначают – (1).

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Пример:

 

Для повышения оперативности и точности расчетов применяется ЭВМ. Программа рассчитывает также коэффициенты вариации Vi и компетентности Kij:

 

и  ,                                           (3)

 

где  – среднеквадратическое отклонение веса;

 – математическое ожидание оценок экспертов;

 

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, формула (В.1).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках.

Пример:

В формуле (1.8) значение коэффициента динамики равно 1,2.

 

При написании формул, уравнений и результатов расчетов следует руководствоваться ГОСТ 7.54-88 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Представление численных данных о свойствах веществ и материалов в научно-технических документах. Общие требования».

 

Ссылки

Общие правила составления ссылки: основные виды, структуру, состав, расположение в документах устанавливает ГОСТ Р 7.0.5-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления (утв. 28 апреля 2008 г. № 95-ст).

Библиографическая ссылка является частью справочного аппарата документа (учебной работы, курсового и дипломного проекта) и служит источником информации о других документах, например, книгах, статьях, патентах, базах данных. При этом последние выступают в качестве объектов ссылки.

Ссылка должна содержать библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом тексте документа либо его составной части, необходимые и достаточные для его идентификации. Она должна позволять осуществить поиск документа и давать общую характеристику. В учебных работах часто достаточно дать только краткую ссылку, предназначенную только для поиска документа.

По месту расположения в учебной работе различают ссылки: внутритекстовые, помещенные непосредственно в составе предложения; подстрочные, вынесенные из текста вниз полосы страницы; затекстовые, когда ссылка выносится за текст раздела.

Пример внутритекстовой ссылки:

 

Проблематика защиты информации достаточно подробно рассмотрена в научных трудах и учебной литературе Мельникова В.П. (Мельников В.П., Клейменов С.А., Петраков А.М. Информационная безопасность и защита информации: учеб. пособие. – М., 2006).

 

Технология подстрочной ссылки эффективно реализуется в редакторе Word через меню «Формат», опцию «Ссылка» и окно «Сноска». При этом такая «сноска», например, в виде цифры ставится в тексте по месту нахождения курсора, а в нижнем колонтитуле страницы образуется место для ввода библиографических сведений о цитируемом источнике.

Использование внутритекстовой или подстрочной ссылок не отменяет затекстовую ссылку – она является обязательной частью курсовой и выпускной квалификационной работы и повторяет все внутритекстовые и подстрочные ссылки. Как правило, эта часть называется «Список использованных источников».

Собственно ссылки на использованные источники следует указывать порядковым номером библиографического описания источника в списке использованных источников. Порядковый номер ссылки в тексте заключают в квадратные скобки. Нумерация ссылок ведется арабскими цифрами в порядке приведения ссылок в тексте документа независимо от деления пояснительной записки на разделы.

 

Пример:

 

Теория систем массового обслуживания (СМО) возникла как один из математических методов для анализа и синтеза сложных многоканальных объектов [ 8 ]. Многоканальным объектом следует считать линейку кассовых аппаратов в супермаркете. При этом очередь покупателей к кассиру является для СМО входящим потоком заявок…

 

В этом случае, под номером 8 в «Списке использованных источников» будет приведено библиографическое описание соответствующего источника информации (монографии, статьи и т.п.).

При ссылках на стандарты и технические условия указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год их утверждения при условии полного описания стандарта и технических условий в списке использованных источников в соответствии с ГОСТ 7.1–2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

 

 

4 ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТЫ

 

Страницы текста пояснительной записки учебной работы и включенные в записку иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4. Допускается применение формата А3 при наличии большого количества таблиц и иллюстраций данного формата.

Пояснительная записка выполнена печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги через полтора интервала.

Текст пояснительной записки следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – не менее 10 мм, верхнее и нижнее – не менее 20 мм, левое – не менее 30 мм.

Рекомендуется применять распространенные программные продукты: Word и Excel.

Основная гарнитура шрифта – Times New Roman. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков – с кеглем 14 (допускается при заполнении таблиц и бланков документов применять шрифт с кеглем 12). Текст набирается через полтора интервала. Одинарный интервал допускается использовать в таблицах, примечаниях, на рисунках. Полужирный шрифт не применяется.

Абзацы устанавливают с одинаковыми отступами (1,27 см) с помощью масштабной линейки или с помощью команды меню «Формат» – «Абзац». Все слова внутри абзаца разделяют только одним пробелом. Перед знаком препинания пробел не ставится, после знака препинания – один пробел.

Предпочтительное размещение сплошного текста на странице – равномерное по всей ширине между полями. Наоборот, в ячейке таблицы, более «читаемым» будет текст с размещением к левому краю.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры (рекомендуется Arial, а для таблиц – моноширинный шрифт Courier New, удобный для проектирования таблицы).

Страницы, имеющие опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки работы, рекомендуется после исправления перепечатать с соблюдением верстки текста. В исключительных случаях допускается исправлять опечатки подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью – рукописным способом. Повреждения листов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.

Страницы пояснительной записки следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту, включая приложения. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

Титульный лист и задания включают в общую нумерацию страниц отчета. Номера страницы на титульном листе и на листах задания не проставляют.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц отчета. Иллюстрации и таблицы на листе формата A3 учитывают как одну страницу.

Для оформления компьютерных презентаций ВКР рекомендуется использовать программный продукт Power Point.

Необходимо помнить, что офисные программные продукты Word, Excel, Power Point и другие настроены применительно к подключенному к компьютеру принтеру. Поэтому при подготовке частей учебной работы на разных компьютерах верстка текста и рисунков в общем случае может не соответствовать задумкам автора. Поэтому перед распечатыванием пояснительной записки необходимо просмотреть весь текст и, при необходимости, выполнить окончательную верстку учебной работы.

 

 

5 УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ ТЕКСТА РАБОТЫ

 

При подготовке учебной работы следует опираться на так называемый научный стиль изложения. В основе научного стиля лежит формально-логический способ изложения учебного материала. При этом исполнитель работы постепенно развивает мысль от исходной посылки, заключенной в наименовании темы работы и в задании, систематизирует материал, делая промежуточные выводы и обобщения, обосновывает и формулирует конкретные предложения и заключения. Научный стиль характеризуется строгой последовательностью изложения в соответствии с планом (содержанием) работы и однозначностью толкования текста. Смежные предложения и абзацы работы согласуются друг с другом. Используется безличная форма изложения.

В соответствии с требованиями стандарта текст документа должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований (ГОСТ 2.105-1995 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам).

При изложении обязательных требований в тексте должны применяться слова «должен», «следует», «необходимо», «требуется, чтобы», «разрешается только», «не допускается», «запрещается», «не следует». При изложении других положений следует применять слова – «могут быть», «как правило», «при необходимости», «может быть», «в случае» и т.д. При этом допускается использовать повествовательную форму изложения текста документа, например «применяют», «указывают» и т.п.

Должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в научной и учебной литературе. Автор работы должен применять общепринятый понятийный аппарат, четко выверенную терминологию либо полно аргументировать введение в научный оборот новых определений.

Для указания последовательности используют слова: вначале; во-первых, во-вторых…; затем; впоследствии; после. Причинно-следственные связи обозначаются словами: поэтому; вследствие; следовательно; исходя из этого; изложенное показывает, что. Переход от одного тезиса к другому сопровождают словами: вернемся к рассмотрению; прежде чем; отметим следующее. Слова для противопоставления отдельных мыслей: тем не менее; однако; в то же время; с другой стороны; как альтернатива. Для подведения итогов используют: в заключение; в итоге; на основании изложенного; таким образом; итак.

Безусловно, должны быть соблюдены орфографические, синтаксические и пунктуационные правила современного русского языка. Программный продукт Word имеет достаточно мощный встроенный аппарат грамматической и синтаксической проверки текстов.

В тексте документа не допускается применять:

– обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;

– применять для одного и того же понятия различные научные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

– применять произвольные словообразования;

– применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами;

– сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.

Приводя наибольшее или наименьшее значения величин, следует применять словосочетание «должно быть не более (не менее)», а приводя допустимые значения отклонений от указанных норм – словосочетание «не должно быть более (менее)».

Например, «… число страниц документа должно быть не более 100».

Отметим, что фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, названия изделий и другие имена собственные в пояснительной записке приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия организаций в переводе на русский язык с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.

Между инициалами и фамилией ставится пробел, перед сокращениями и между ними ставится «Неразрывный пробел» (2011 г., т. д., т. е., и т. п., н. э., и т. д.).

Сокращение русских слов и словосочетаний в работе допускается делать по ГОСТ 7.12-93 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила».

Следует знать, что пробелы не допускается ставить между:

– точкой и предшествующим словом;

– цифрами, обозначающими диапазон изменений (правильно 3–4 года);

– скобками, кавычками и заключенными в них словами;

– дефисом и частями слова (правильно: информационно-программное обеспечение);

– цифрой и литерой (правильно: ауд. В 214; 10 а класс);

– многоточием и словом в начале цитаты.

Между последней цифрой числа и обозначением единицы измерения следует оставлять пробел (352 МПа, 30 °С, 10 %).

Следует не допускать частую ошибку – неразборчивость в применении дефиса «-» и тире «–». С двух сторон тире необходимо делать пробелы, например, «делопроизводство – это процесс…». Тире делается принудительно с помощью клавиши Ctrl и клавиши «минус» цифровой части клавиатуры.

Наименования структурных элементов пояснительной записки «РЕФЕРАТ», «СОДЕРЖАНИЕ», «ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» служат заголовками структурных элементов. Заголовки структурных элементов следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.

Пример:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………………… 5

 

Приложение А ………………………….……………………...….…………………………….. 87

 

Необходимо помнить, что каждый структурный элемент учебной работы следует начинать с нового листа (страницы).

 

 

Приложение А

Титульный лист выпускной квалификационной работы

 

___________________________________________________________________

 

РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО РГУПС)

 

                                                             Допустить к защите в ГАК

                                                             Зав. кафедрой ДИОУ

 

                                                              _________ И.О. Фамилия

                                                              «____»____________ 2012 г.

 

Конкретное наименование темы выпускной квалификационной работы
название темы дипломной работы в соответствии с приказом  

 





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к дипломной работе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: