Объем дисциплины и виды учебной работы

Особенности рассмотрения отдельных категорий уголовных дел

Учебно-методический комплекс

для магистрантов заочной формы обучения

направление подготовки 030900.68 Юриспруденция

магистерская программа «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза»

Челябинск

2013

Автор: Арабули Д.Т., кандидат юридических наук, доцент

    Актуализация:  Н.В. Ткачева, зав.кафедрой уголовно-процессуального права, к.ю.н., доцент

 

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция.

Одобрен на заседании кафедры уголовно-процессуального права Уральского филиала Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 01 от «03» сентября 2013 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Уральского филиала Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 01 от «26» сентября 2013 г.).

 

© Российская академия правосудия, Уральский филиал, 2013

© Арабули Д.Т., 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение........................................................................................................4

Объем дисциплины и виды учебной работы.............................................10

Тематический план дисциплины................................................................11

Программа курса...........................................................................................11

Планы аудиторных (практических) занятий.............................................14

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации

самостоятельной работы магистрантов.......................................................47

Контрольные задания....................................................................................54

Примерная тематика магистерских диссертаций.......................................63

Литература......................................................................................................64

Вопросы для подготовки к зачету................................................................81

 

Введение

Учебная дисциплина «Особенности рассмотрения отдельных категорий уголовных дел» является одной из неотъемлемых составляющих профессиональной подготовки юристов, обучающихся в Уральском филиале ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» по магистерской программе «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза».

Проведение лекций, семинарских и практических занятий, а также самостоятельная работа студентов позволяет им усвоить основные теоретические положения уголовного судопроизводства, его принципы, особенности регулирования уголовно-процессуальных отношений по отдельным категориям уголовных дел с участием несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, лиц, в отношении которых ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, обладающих определенными иммунитетами и привилегиями, исходные начала процесса доказывания по обозначенным уголовным делам, его предмет и пределы, порядка производства предварительного расследования, судебного разбирательства, обжалования, уяснить смысл и содержание уголовно-процессуального законодательства, его норм и правил их применения, обрести навыки составления процессуальных документов, осуществления процессуальных, следственных и судебных действий по уголовным делам об отдельных видах преступлений, соизмерять свои действия и решения с нравственными началами уголовного судопроизводства.

Для успешного освоения материала по изучаемой дисциплине студент должен иметь представление об основополагающих правовых явлениях, основных закономерностях их возникновения, функционирования и развития, закономерностях и особенностях становления и развития правовых институтов, элементах правовых норм, системе права, механизме и средствах правового регулирования, реализации права, понятии и правовом статусе субъектов правоотношений в различных отраслях права, основных положениях теории государства и права, конституционного права, административного права, гражданского права, гражданского процесса, семейного права, уголовного права, сущности и содержании изучаемых в рамках данных дисциплин понятий, категорий, институтов (о понятии преступления, составе преступления, категориях преступлений, о понятии чести и достоинства, защите имущественных прав, опеке, попечительстве, физическом и юридическом лицах, о понятии административного правонарушения и др.), взаимосвязи и взаимодействии международного и внутригосударственного права, месте и роли сравнительного правоведения, методах и средствах поиска, систематизации и обработки правовой информации, применять современные информационные технологии для оформления юридических документов, уметь работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, осуществлять подбор необходимых для решения конкретных задач международных и нормативно-правовых актов, постановлений и определений Конституционного Суда РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, материалов опубликованной судебной практики, судебных решений, размещенных на официальных сайтах судов общей юрисдикции, в Информационно-правовых справочных системах «Гарант», «КонсультантПлюс» и др., оперировать юридическими понятиями и категориями, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, правильно применять правовые нормы.

В ходе преподавания и самостоятельной работы студентов в рамках изучения дисциплины «Особенности рассмотрения отдельных категорий уголовных дел» студенты должны быть подготовлены к следующим видам профессиональной деятельности:

- правотворческой;

- правоприменительной;

- правоохранительной;

- экспертно-консультационной;

- организационно-управленческой;

- научно-исследовательской;

- педагогической.

Для успешной реализации студентами полученных знаний и навыков по обозначенным видам профессиональной деятельности студенты должны решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

- правотворческая деятельность: подготовка нормативных правовых актов;

- правоприменительная деятельность: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией норм; составление юридических документов;

- правоохранительная деятельность: обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

- экспертно-консультационная деятельность: консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов;

- организационно-управленческая деятельность: осуществление организационно-управленческих функций;

- научно-исследовательская деятельность: проведение научных исследований по правовым проблемам;

- педагогическая деятельность: преподавание правовых дисциплин; осуществление правового воспитания.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

1) общекультурных компетенций (ОК):

осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания, проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону (ОК-1);

быть способным добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

быть способным совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5);

2) профессиональных компетенций (ПК):

- в правотворческой деятельности:

быть способным участвовать в разработке нормативных правовых актов (ПК-1);

- в правоприменительной деятельности:

быть способным квалифицированно применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

- в правоохранительной деятельности:

быть готовым к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

быть способным выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-4);

быть способным осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

быть способным выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-6);

- в экспертно-консультационной деятельности:

быть способным квалифицировано толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

быть готовым принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам уголовного судопроизводства (ПК-8);

- в организационно-управленческой деятельности:

быть способным принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);

- в научно-исследовательской деятельности:

быть способным квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

- в педагогической деятельности:

быть способным преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

быть способным управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

быть способным эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

общие правила производства по уголовным делам в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях, нормативные правовые акты, регулирующие правовое положение и деятельность несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, отдельных категорий лиц, любого лица, подвергаемого уголовному преследованию и уклоняющегося от явки по вызовам к следователю и в суд, частного обвинителя (потерпевшего), каждого участника судебного разбирательства, особенности процесса доказывания по уголовным делам об отдельных видах преступлений, понятие и классификацию доказательств, использование технических средств при рассмотрении судами уголовных дел;

Уметь:

оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты, позволяющие принять то или иное решение; анализировать, толковать и правильно применять уголовно-процессуальные нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, отдельных категорий лиц, любого лица, подвергаемого уголовному преследованию и уклоняющегося от явки по вызовам к следователю и в суд, частного обвинителя (потерпевшего), каждого участника судебного разбирательства; принимать решения и совершать действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу уголовно-процессуального законодательства; давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, реализации ими процессуальных прав; правильно составлять и оформлять юридические документы (постановления, ходатайства, определения, приговоры, жалобы, представления и т.д.); правильно составить вопросы, подлежащие разрешению при назначении судебных экспертиз; анализировать и правильно оценивать содержание заключений эксперта (специалиста); выявлять обстоятельства, способствующие совершению различных преступлений; планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений; выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения; дискутировать по правовым вопросам, связанным с рассмотрением отдельных категорий уголовных дел;

Владеть:

юридической терминологией; навыками работы с процессуальными документами, международным и национальным законодательством, регламентирующим рассмотрение отдельных категорий уголовных дел; навыками: анализа правовых явлений, юридических фактов, позволяющих говорить о законности или незаконности принятых по уголовному делу решений и осуществляемых действиях; анализа правоприменительной и правоохранительной практики применения уголовно-процессуальных норм; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина в сфере уголовного судопроизводства.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

(по учебному плану)

Количество зачетных единиц и часов
заочная форма обучения
Зачетные единицы – общая трудоемкость 2 з.е. – 72 ч
Всего аудиторных занятий из них: 12
Лекции 2
Семинарские (практические) занятия 10
Самостоятельная работа 56
Форма итогового контроля Зачет

 

 




double arrow
Сейчас читают про: