Основные этапы проекта

Формирование системы профессиональной ориентации в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №17»

Исполнитель: Мушкарина Анастасия Владимировна, учитель информатики МБОУ «СОШ №17»

Чита, 2016


Карточка проекта:

Название: Формирование системы профессиональной ориентации в школе

Исполнитель: Мушкарина Анастасия Владимировна

Проблема: Профессиональная ориентация школьников

Цель: сформировать систему профориентации школьников на базе МБОУ «СОШ №17»

Задачи:

1) Проанализировать профориентированность учащихся

2) Разработать систему профессиональной ориентации и программу по профориентации

3) Применить разработки в учебном заведении

4) Оценить результативность программы путем анализа промежуточных и итоговых тестирований

Подзадачи:

1) разработать карту учебных заведений г. Читы

2) оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

3) обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, курсах по выбору, факультативных занятиях и в системе воспитательной работы;

4) выработка гибкой системы взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Предполагаемые сроки: 2 года


Высокие требования современного производства к уровню профессиональной подготовки кадров ставят проблему профессиональной ориентации молодежи, чуть ли, не на первое место в процессе обучения и воспитания, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики и рынка.

Профориентация молодежи, по своей сути, является не только проблемой педагогической, но и общественной, поскольку, субъективная ориентация абитуриентов зачастую не соответствует объективным потребностям рынка труда, что приводит к нехватке кадров в одном месте и одновременному переизбытку подготовленных специалистов в других сферах.

Наряду с этим, часты случаи, когда, молодежь, поддавшись модным веяниям или попросту советам друзей (родственников, знакомых), выбирает сферу деятельности, к которой она не является пригодной ввиду специфики обучения в конкретном учебном заведении, нехватки необходимых знаний и умений или особенностями воспитания, а так же, природными особенностями и наклонностями.

В связи с этим огромное внимание в школе необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работе среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.

Реализация принципов профильного обучения актуализирует проблему профессионального самоопределения старшеклассников, однако современное профильное обучение еще традиционно ориентировано на внутрисистемные образовательные задачи, допрофильная подготовка имеет низкий профориентационный характер, ограничивается допрофильной курсовой подготовкой для сдачи экзамена по учебному предмету и практически не связана с содержанием будущей профессии.

Выбор профессии связан зачастую со следующими факторами: будущая профессия, которая уже окончательно выбрана для себя, желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении, профессии родителей, школьные предметы, которыми бы хотелось углубленно заниматься, художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ, собственный практический опыт профессиональной работы, примеры и опыт друзей, знакомых, советы родителей или других родственников, рекомендации учителей, уверенность в своих способностях и профессионально важных качествах, профильное образование в 10-11-х классах, интуитивное принятие решений, выбор пока не сделан, возможно, будет сделан после окончания школы, все это неважно, так как всё определяет случай, престиж профессии в обществе, и другие причины.

Поэтому допрофильная подготовка и должна иметь профориентационный характер, чтобы помочь каждому ученику осознанно построить свою индивидуальную траекторию развития в условиях самостоятельного выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.


 




Основные этапы проекта

Для определения основных этапов системы ПО необходимо выделить основные понятия и аспекты системы.

Экономический аспект профориентации направлен на изучение демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда, условий, повышающих его производительность, причин брака, аварийности, ущерба производству в результате низкого интереса, отсутствия мотивации, профессиональной непригодности работников.

Социальный аспект профориентации связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий, удовлетворенностью (неудовлетворенностью) работой, выбранной профессией.

Психологический аспект профориентации предполагает изучение психологических сторон профессиональной пригодности, выявление профессионально значимых свойств личности. Медико-физиологический аспект профориентации связан с определением психофизиологических особенностей человека, состояния его здоровья, позволяющим выполнять определенную профессиональную деятельность.

Педагогический аспект профориентации предполагает поиск решения воспитательных задач, путей и методов ее проведения.

Профориентация как целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии основывается на идее взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов.

Одним из важнейших понятий, определяющих систему ПО учащихся является Профессиональное просвещение – научно организованное информирование о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности. Профессиональное просвещение предоставляет информацию о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии. Источником информации о профессиях являются СМИ и различная справочная литература: справочники с описанием профессий (специальностей), их особенностей, справочники для поступающих в различные учебные заведения, а также сведения о перспективных тенденциях занятости. Профпропаганда способствует формированию положительной мотивации к профессиям, в которых общество испытывает необходимость.

Профдиагностика – неотъемлемый компонент в системе профориентации, который охватывает все ступени школьного обучения. Диагностическая работа выстраиваетсятаким образом, чтобы максимально выявлять потребности, интересы и склонности каждого ребенка на каждом возрастном этапе.

Изучение индивидуальных психологических особенностей может осуществляться различными способами: от простого наблюдения за достижениями в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников, традиционных и модифицированных методик по самоопределению учащихся.

Это достаточно объемная работа, требующая привлечения не только администрации, психологов, социальных педагогов, но и учителей.

С целью организации взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса сегодня в школах разрабатываются комплексно-целевые программы социально-психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся, которые включают в себя пропедевтику и обучение, консультационную работу и диагностику

Профконсультация – часть системы профессиональной ориентации, регулятор профессионального самоопределения личности. Это непосредственная помощь школьнику в выборе конкретной профессии на основе изучения личности, ее возможностей и сопоставления полученной информации с требованиями профессии, что обеспечивает максимальный учет объективных и субъективных условий профессионального выбора. Профконсультация стимулирует размышления школьника о перспективах своего личностного и профессионального самоопределения, предоставляя ему определенные ориентиры для оценки собственной готовности к реализации намеченных профессиональных планов. При ориентации личности ученика на массовые профессии (пригодные для многих людей) помощь консультируемому состоит в нахождении личностного смысла будущей деятельности. Профконсультация может быть подготовительной, завершающей и уточняющей.

Профессиональная адаптация – активный процесс приспособления личности к производству, условиям рынка труда, особенностям конкретной деятельности, новому социальному окружению, трудовому или учебному коллективу. Адекватная самооценка личности своей профессиональной пригодности может рассматриваться как один из факторов ее успешной адаптации. Успешность адаптации является критерием правильного, обоснованного выбора профессии.

 

Все перечисленные составляющие профориентации взаимосвязаны, находятся во взаимодействии и дополняют друг друга, образуя определенную структуру, в рамках которой строится профориентационная работа.

Первым этапом разработки и формирования системы ПО можно назвать – диагностику с целью выявления основных групп направлений интересов учащихся.

Вторым этапом формирования системы ПО является разработка комплексно-целевых программ социально-психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся, которые включают в себя пропедевтику и обучение, консультационную работу и диагностику.

Третьим этапом является непосредственное внедрение разработанных программ и на данном этапе можно выделить 4 основных направления: когнитивный (информирование о мире профессий, состоянии рынка труда, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях); мотивационно-ценностный (формирование у школьников всей гаммы смыслообразующих и профессиональных ценностей); деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов).

 

Начальная школа С помощью профориентационной деятельности (ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.) формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.
Среднее звено 1. Основная школа (5-7 классы). Формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей. 2. Основная школа (8-9 классы). Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии, определяется стратегия действий по освоению запасного варианта.
Старшее звено Профессиональное самоопределение осуществляется на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.

 

Заключительным этапом формирования системы ПО является диагностика результативности внедрения программ. Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников X, XII кл.)


 


Этап (диагностика)

С целью реализации первого этапа разработки системы ПО была проведена диагностика: на предмет профессиональной ориентированности протестированы учащиеся 7 – 8 классов МБОУ «СОШ №17».

ВЫВОДЫ:

Исходя из результатов тестирования, можно сделать следующие выводы:

1) Опрошенные разделены на равные группы – гуманитарной и технической направленности, что позволяет одинаково учитывать обе направленности при разработке программы;

2) Значительный процент учащихся к 8 классу не имеют четкого представления о своих способностях, наклонностях, не могут четко определиться со своими интересами;

3) Большая часть респондентов имеет расположенность к техническим объектам, что говорит о необходимости введения кружков и другой внеурочной и научной деятельности по данной направленности интересов.

4) Так же, значительная часть учащихся имеет склонность к работе с людьми, что формирует необходимость планирования экскурсий в медицинские, педагогические учебные заведения.

5) Необходимо развитие научной деятельности на базе школы, приобщение учащихся к научной и творческой работе.

6) Необходима разработка и утверждение пакета комплексных программ, обеспечивающих выполнение Программы развития школы

7) Необходима разработка и утверждение документов, положений, необходимых для выполнения Программы

8) Нужна разработка программы психологического сопровождения Плана реализации

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: