Интерпретация результатов по методике Фидлера-Ясюковой

В «Психологической характеристике» выставляются только три качества, анализируемые методикой: самокритичность, доброжелательность, объективность в оценке людей. Вывод делается на основе сравнения с нормативами общих индексов по этим характеристикам (Приложение 2). Для индивидуального консультирования можно использовать дополнительную информацию, получаемую с помощью отдельного, независимого рассмотрения индексов по деловым и личным качествам. Количественные значения индексов по деловым и личным качествам могут существенно различаться и попадать в разные зоны. Отношение к подростку со стороны старших (учителей, родителей) будет определяться в большей степени особенностями интерпретаций, получаемых на основе оценок в деловой сфере, отношение одноклассников больше зависит от того, получается ли доброжелательная установка, самокритичность, объективность в личностной сфере. Соответственно, может наблюдаться и различная успешность подростка в деловых или приятельских контактах.

Самокритичность (индекс Р, дополнительно А и СО)

Зона 1 – Самокритичность отсутствует. Подросток считает себя лучше всех, не видит своих недостатков, не в состоянии адекватно оценивать свои способности, качества и поступки. Такое самоотношение часто складывается и долго сохраняется у захваленных отличников, которые искренне считают себя идеальными детьми, видят недостатки только у других, но не у себя, постоянно делают всем замечания. От этого у них могут портиться отношения с одноклассниками, возникать ссоры с друзьями. Завышенная самооценка может возникать и усиливаться из-за подростковой потребности в самоутверждении. Такой подросток не соглашается с критикой, замечаниями, считает их несправедливыми. Защищаясь, склонен преувеличивать недостатки других ребят, доказывая, что другие еще хуже его.

Зона 2 – Начальная стадия формирования самокритичности. Подросток уже иногда задумывается о себе, понимает, что не идеален, допускает наличие у себя недостатков, может адекватно оценивать отдельные свои качества, которые считает не особо важными, или действия. Однако отношение к себе пока сохраняется целостное и несколько «улучшенное». О недостатках задумывается только тогда, когда ему на них указывают. Не сразу принимает критику, старается оправдаться тем, что он такой, как все.

Зона 3 – Подросток уже может независимо от того, как его оценивают другие, анализировать собственные поступки и формировать собственное мнение о себе. Оно в основном соответствует тому, что подросток собой представляет. Он видит свои недостатки, может критически к ним относиться. Признает, что среди людей, с которыми он общается, есть такие, которые явно лучше его по значимым для него качествам. Сравнивая себя с ними, он видит то, чего ему еще не хватает. Оптимум самокритичности позволяет подростку заниматься саморазвитием, самовоспитанием, преодолевать свои недостатки. Готов принять советы и помощь от других, чтобы преодолеть свои недостатки.

Зона 4 – Подросток самокритичен, иногда склонен видеть у себя больше недостатков, чем есть на самом деле. Самооценка занижена, может расти тревожность, закрепляться неуверенность в себе. Часто так бывает, когда подростка больше ругают, чем хвалят, и в итоге он привыкает и принимает такую заниженную оценку. Бывает, что она его и не травмирует, а свою беспомощность и неумелость он использует как психологическую защиту, чтобы окружающие не предъявляли к нему высоких требований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: