Социально-профессиональная адаптация молодежи

Профессиональная адаптация - важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.

Профессиональная адаптация - это процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве.

В процессе приспособления к трудовому коллективу можно выделить три стадии:

ознакомление с новой ситуацией;

стадия приспособления к этой ситуации - работник переориентируется, признает главные элементы новой системы ценностей, но у него сохраняются в качестве равноценных многие прежние установки”

стадия ассимиляции - полное приспособление к трудовому коллективу, усвоение его установок.

 


 


Научная литература по профориентации

Профориентация как самопознание и обретение личных приемов самоанализа и саморефлексии. Это одна из первых и существенных задач при первом в жизни выборе профессии: научиться анализировать себя в контексте некоторой системы требований и условий, освоить и присвоить способы самоанализа и самоизучения, которые потом пригодятся в жизни в самых разных ситуациях.

Почти все книги по данной теме обращаются к самопознанию, рассматривая его для старшеклассников сквозь призму психологической диагностики особенностей, возможностей и способностей. И набор этих тестов удивительно устойчиво кочует из книги в книгу. В большинстве случаев речь идет о методиках изучения свойств нервной системы, когнитивных способностей и личностных свойств, с одной стороны, и набора специальных методик изучения профессиональных склонностей и интересов - с другой. Для организации занятий по самоанализу и самоизучению можно обратиться к книге Г.В. Резапкиной «Я и моя профессия», которая среди прочего хороша тем, что выходит в комплекте с рабочей тетрадью для школьников Т.Л. Павловой.

Непревзойденными мастерами игрового подхода в этой области были и остаются Н.С. и Е.Ю. Пряжниковы. Изучение способностей и интересов в профориентационных тестах непосредственно связано с другой задачей - познания мира современных профессий и предъявляемых ими требований к психологическим особенностям человека.

Методы и технологии самоопределения в проблемной жизненной ситуации - тоже задача профориентации. Выбор профессии - один из самых первых серьезных социально-личностных выборов для большинства современных российских детей. Их потенциальная взрослость значительно притормаживается в своем формировании существующей системой общего среднего образования, и к моменту профессионального самоопределения большинство из них еще не имеют осознанного опыта личных выборов.

Ситуация выбора профессии становится для них экспериментальной площадкой, школой осознанного целеполагания и выбора. Вернее, может стать и позволить обрести новый жизненный опыт и новые психологические способности - способность выбирать и достигать цели. О том, как методологически и методически верно организовать такую работу, к счастью, есть хорошие книжки. Из известных относятся работы А.П. Чернявской, В.Р. Шмидт, авторского коллектива под редакцией С.Н. Чистяковой и Н.Ф. Родичева. Жизненное и профессиональное самоопределение в ней рассматриваются сквозь призму собственно человеческих способностей и умений, которые взрослеющий человек должен в себе взрастить.

Книга Шмидт дорога тем, что, во-первых, предлагает решать задачи профориентации силами педагога и педагогическими методами - просто и умно составленными и проведенными диалогами, беседами. А во-вторых, «вспоминает» о родителях и дает понятные, но очень важные для этой категории «соучастников» профессионального самоопределения советы. Вообще в книге много современных и не банальных мыслей и идей. Например, серия диагностических бесед «Быть или не быть... журналистом, юристом, менеджером, психологом, педагогом». Учащимся предлагается на доступном им языке поразмышлять о требованиях и возможностях профессии, ее социальном статусе, видах профессиональной карьеры и о многом другом. Отличный материал собран под общим названием «Горячая десятка заблуждений в выборе профессий».

В книге С.Н. Чистяковой и ее соавторов много важного рефлексивного материала. По сути, учащимся предлагаются различные технологии размышления о выборе профессии. Значительней всего, пожалуй, идея профессиональных проб на этапе самоопределения и выбора. В книге не только раскрыта идея таких проб, но и приведен интереснейший пример такого рода методики. Это новое важное направление в профориентационной работе. В книге даны ссылки на первоисточник идеи, что тоже вызывает уважение и доверие к авторам.

 



Заключение

Выбор профессии сегодня - это не всегда и не обязательно выбор судьбы вообще. Это - нормальный процесс осмысления человеком себя в контексте культуры и ее ценностей, эпохи и ее социальных ожиданий и нахождения своего места в мире «здесь и сейчас». Будет меняться мир, буду меняться и я. И наоборот, я расту, меняются мои приоритеты. Если человек личностно свободен и оснащен необходимыми инструментами самоанализа, постановки целей и их достижения, если он умеет анализировать ситуацию и соотносить ее со своими интересами, если он умеет работать с информацией и превращать ее в знание и выбор - он прошел хороший курс профориентации в школе. В этом ему помогает специальная литература и практические занятия с людьми, занимающимися профориентацией школьников.

В данной курсовой изучены теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников, содержание, формы и методы профориентационной работы, а также научная литература, посвященная данной теме.

Профессиональное самоопределение является центральным новообразованием ранней юности. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. У всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение - система убеждений. Отсутствие мировоззренческого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений, затрудняет процесс профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение включает развитие самосознания у старшеклассника, формирование его «Я-концепции». Самооценка старшеклассника - устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. Происходит изменение учебной мотивации в старших классах. Учеба становится базой, предпосылкой для будущей профессиональной деятельности. К моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор. Поэтому необходимо изучить вплотную проблему оптимизации профориентационной деятельности в учебных заведениях.

В данной курсовой мы не только выполнили поставленные задачи, но и наметили ряд новых, существенно важных задач, которые будут освящены в дальнейших работах.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: