Технологии определения сплоченности отряда

Сплоченность коллектива

Не любая малая группа является сплоченной. В первые дни ваш отряд будет похож на песочную кучку: вроде бы все вместе, но чуть подует ветер, и песчинки разлетятся в разные стороны – их ничто не держит. Таким отрядом управлять намного сложнее, да и дети в низкосплоченном коллективе будут чувствовать себя некомфортно.

Что такое сплоченность? Сплоченность – это результирующая всех сил, действующих на членов группы с тем, что­бы удержать их в ней. (Л.Фестингер) Силы сплочения группы имеют две образующие:

1. степень привлекательности собственной группы;

2. сила притяжения других групп.

Сплоченности содействуют:

· Удовлетворенность личных потребностей индивидов в группе или при помощи группы.

· Цели всей группы, которые находятся в согласии с индивидуальными по­требностями.

· Выгоды, вытекающие из членства в группе и ожидание несомненной пользы от него.

· Разного рода симпатии между членами группы, их взаимное тяготение.

· Дружески располагающая атмосфера.

· Престиж группы, при одновременном повышении престижа человека во время его членства в группе.

· Влияние групповой деятельности:

  а) притягательность действий (инте­ресные, веселые, увлекательные действия, ведущие к совместному пере­живанию позитивных эмоций);

  б) групповые технические приемы, на­правленные непосредственно на поддержку сплоченности, например, об­разование узкого круга, в котором все участники держатся за плечи и со­средотачиваются на чувстве сплоченности; совместные песни и танцы в этом кружке, особенно при подчеркнутой интимности происходящего (погашенный свет, перестановка мебели и т.п.).

· Соперничество с иной группой или группами.

· Игры на сплочение – это игры, сближающие людей (и в прямом, и в переносном смысле)

К последствиям роста групповой сплоченности можно отнести:

Ø сохранение группового членства, уменьшение числа уходов из группы;

Ø усиление влияния, оказываемого группой на отдельных индивидов;

Ø возрастание участия каждого в жизни группы;

Ø рост индивидуальной адаптации к группе и переживание чувства личной безопасности (снижение тревожности, рост самооценки).

 

Игры на сплочение

В решении задачи сплочения отряда Вам помогут игры и тренинговые упражнения на сплочение.

Целесообразно проводить эти игры в течение всей лагерной смены (с первого до последнего дня) с учетом логики ее развития.

В оргпериод игры на сплочение должны носить ознакомительный характер, содержать несложные задания и занимать непродолжительное время. Примерами таких игр могут быть:

· Атомы-молекулы (все)

Участники бродят «в хаотичном броуновском движении». Каждый из них - атом. Ведущий объявляет, в молекулу из какого количества атомов они должны построиться.

· Человек к человеку (все)

Участники разбиваются на пары. Галящий дает команды, которые выполняются каждой парой. Например: рука к руке, спина к спине, ухо к уху и т.д. Фигура усложняется. После этой команды «Человек к человеку», каждый участник ищет себе новую пару. Задача галящего успеть найти себе пару. Оставшийся без пары становится новым галящим.

· Построение (все)

Отряд делится на 2 команды, которые как можно быстрее и точнее должны построиться по каким-либо параметрам: по росту, цвету глаз, длине волос, размеру ноги, числу карманов, дням рождения, величине вытянутой руки и т.д.

· Построение – 2 (старший, средний)

Игра в круге. Все закрывают глаза.

Инструкция: в полной тишине построить круг, треугольник, квадрат, ромб и т.д.

· Крокодил + (все)

Необходимо что-либо изобразить, используя всех участников команды, например: различные буквы, фигуры; оркестр, электричку, сороконожку, танк; болельщиков, команда которых проигрывает; зрителей, смотрящих крутой боевик; людей в очереди за колбасой; пациентов у кабинета стоматолога; известные картины и т.д.

· Путанка (все)

Водящий отворачивается. Участники, стоя в кругу и взявшись за руки, начинают путаться между собой, образуя живой клубок (запутывать может сам вожатый, играя вместе с детьми). Задача водящего – распутать этот клубок, не разрывая рук.

· Гусеница (все)

Отряд становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что отряд – это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку и т.д.

· Импульс (все)

Играющие образуют круг и держатся за руки, галящий передает «импульс» - рукопожатие - в одну сторону. Засекается время, за которое «импульс» к нему возвратится. Надо увеличить темп.

· 33 (старший, средний)

Игра в круге. Отряд по порядку считает до 33, причем тот человек, которому выпадает число, содержащее 3 или кратное 3, должен назвать свое имя вместо числа. При ошибке игра начинается заново с этого человека.

· Сесть на колени (старший, средний)

Участники становятся в круг, смотрят в затылок друг другу. Их задача сесть на колени друг другуг и продержаться в этой позе 30 секунд.

· Посиделки (все)

По хлопку ведущего игроки образуют пары: один из участников наполовину приседает так, чтобы к нему на колени мог сесть другой.

Последние 2 человека выбывают из игры (или присоединяются к ведущему). Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна пара.

· Ура! Меня любят (старший)

Участники образуют круг. Смотрят на носки своей обуви. По хлопку ведущего они должны посмотреть кому-то одному из присутствующих в глаза. Если пара совпала, они произносят слова «Ура! Меня любят!!!» и выходят из круга. Игра продолжается, пока не совпадут все пары. Игра проводится с четным количеством игроков.

· Оценка группы (средний, старший)

Материал: ручки, бумага.

Участники делятся на две группы. Задача каждой - предположить (сделать оценку)

- общий вес противоположной группы,

- общую длину обуви противоположной группы,

- общее количество домашних животных противоположной группы,

- общий возраст противоположной группы,

- общий рост противоположной группы.

Приблизительно на 3-ий день смены можно провести общелагерное мероприятие «Тропа доверия», где отрядам предлагается выполнять различные задания (не на скорость, а на качество), передвигаясь по станциям.

Каждая станция – игра на сплочение, подобранная исходя из возрастных особенностей детей и техники безопасности. Можно придумать какую-то интересную идею. Хорошо такая игра пройдет ночью, когда каждая станция будет отмечена горящей свечой.

Передвигаться между станциями можно также особым способом: взявшись за руки, положив руки на талию и т.д.

Можно усложнить задание и исходя из легенды объявить, что в команде есть один слепой (человеку завязывают глаза), хромой (нога подвязывается) и т.д.

Задания должны быть направлены на взаимодействие детей в отряде и совместное творческое решение ими различного рода задач, например:

· Тропинка

На земле рисуется достаточно извилистая тропинка. Одному человеку из отряда завязывают глаза. Задача отряда: указывать ему путь таким образом, чтобы он прошел тропинку от начала до конца ни разу не оступившись.

· Болото

На небольшом расстоянии друг от друга рисуются 4-5 «островков» от большого к маленькому, ребятам необходимо перебраться на последний островок. Условие: сначала все должны собраться на островке, и лишь затем двигаться дальше.

· Слепой паровозик

«Паровозики» (колонна ребят из 3-х человек, глаза открыты только у последнего) должны добраться до определенного предмета в комнате, при этом не разговаривая. («Паровозики» старших отрядов могут быть «длиннее», и на пути у них могут быть препятствия).

· Пропасть

Для этой игры нужен парапет, длинная скамейка или бортик бассейна. Дети выстраиваются вдоль края плечом к плечу, лицом к вожатому. Их задача: перейти из одного конца строя в другой, по очереди, лицом к ребятам и держась за них, к Вам спиной.

· Минное поле

Чертится «минное поле» размером 5 на 5 или более. Ведущий имеет карту минного поля. Задача отряда: перейти минное поле с наименьшими потерями. Если человек встал на мину, ведущий хлопает. Человек встает в конец колонны.

· Пирамида

Предлагается построить пирамиду с как можно меньшим основанием (определяется по числу ног всего отряда).

· Паутина

Между столбов или деревьев натягиваются веревки на уровне шеи и щиколоток, а между веревками – резинки, имитирующие паутину.

Через одну ячейку может пройти только один человек. Резинок касаться нельзя, разговаривать запрещено. Задача – пройти сквозь паутину, не задев ее.

· Равновесие

Отряд делится на группы из нескольких человек, которые образуют кольцо стоя лицом вовнутрь, взявшись за руки и отклонившись назад. Их задача – вместе сесть и вместе встать

· Спасти человечков

На асфальте проводится черта, по одну сторону от черты стоят играющие, по другую – разбросаны карандаши (человечки). Задача игроков, не используя никаких подручных средств и не заступая за черту, спасти человечков.

В течение основного периода смены можно увеличивать игры на сплочение по продолжительности, усложнять их задания. Играми основного периода могут быть:

· Тихая почта (средний, старший)

Материал: 2 листа бумаги, 2 маркера.

Группа игроков садится достаточно близко гуськом друг за другом. Первый и последний игрок получают по одному листу бумаги и маркеры. Последний игрок рисует какое-то изображение (предмет, живое существо и т.д.) на листе бумаги. При этом остальные игроки не должны видеть нарисованное. После этого последний игрок рисует пальцем на спине соседа точно такое же изображение, как и на листе бумаги. Сосед, даже если он не совсем понял, что это было, рисует пальцем на спине своего следующего соседа то, что, по его мнению, было нарисовано ему на спине. Первый игрок, после того как ему нарисовали что-то на спине, должен перенести это изображение на бумагу. В результате сравниваются два варианта.

· Броуновское движение (старший)

Все закрывают глаза и начинают беспорядочно перемещаться по комнате, сталкиваясь, расходясь вновь. По сигналу ведущего участники, не открывая глаз, хватают ближайшего к себе партнера и пытаются определить, кто попался.

· Узнай меня (все)

Один или несколько участников с закрытыми глазами садятся в круг. К нему/ним подходят оставшиеся игроки и протягивают руки. Задача «гадалок» - угадать человека по руке. Возможны модификации этой игры. Например, можно узнавать человека по голосу, коленкам и т.д.

· Игры на передачу предмета (средний, старший)

- Клоун

Для проведения этой игры необходимо разделиться на 2 - 3 команды и приготовить 2 - 3 коробки спичек. Точнее нужен не весь коробок, а только верхняя его часть. Внутреннюю, выдвигающуюся часть вместе со спичками можно отложить в сторону. Для того, чтобы начать игру, все команды выстраиваются в колонну, первый человек надевает коробку себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем членам своей команды, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, команда начинает процедуру заново. Соответственно выигравшей считается та команда, которая закончит передачу коробка быстрее.

- Яблочко

Эта игра опять же связана с передачей предмета двумя или несколькими командами. Этим предметом теперь будет яблоко, и держать его нужно будет, зажав между подбородком и шеей. Яблоко можно заменить апельсином или теннисным мячом.

- Искорка

Аналогичная игра, но передавать нужно спичку, постепенно обламывая ее круг за кругом.

· Бегающий гномик (средний. старшнй)

Дети становятся в круг и закрывают глаза (это важно). Вожатый начинает игру: громко топает сначала правой ногой, потом левой. Сосед, стоящий слева, услышав топот, передает сигнал дальше также сначала правой, потом левой ногой. Сначала бег гномика будет «тормозиться», «западать» на ком-нибудь, но постепенно скорость передачи топота будет увеличиваться и возникнет эффект бегающего по кругу гномика.

· Японский театр (все)

В этом театре существует только три роли: красавица (побеждает рыцаря, побеждается драконом), рыцарь (побеждает дракона, побеждается красавицей) и дракон (побеждает красавицу, побеждается рыцарем)

Отряд делится на две команды. Команды договариваются втайне от другой, кого будут изображать (одна команда показывает одну роль). Далее – демонстрация. Команде-победителю насчитывается 1 балл.

· Считаем до двадцати (средний, старший)

Участники расходятся по помещению. Они должны равномерно распределиться по комнате и ни в коем случае не образовывать ряд или круг. Как только каждый найдет удобное для себя место, он закрывает глаза.

Цель упражнения: группа должна посчитать от одного до двадцати. (При небольшом количестве игроков достаточно досчитать до деся­ти.) При этом действуют следующие правила: один игрок не может назвать два числа подряд (например, четыре и пять), но в ходе игры каждый участник может назвать больше одного числа. Если несколь­ко игроков одновременно назвали одно и то же число, игра начинает­ся сначала. Участники не должны заранее договариваться о стратегии игры. Во время выполнения задания нельзя разговаривать.

В конце основного периода, на который приходится пик настроения и активности детей (12-15 день смены) можно запустить длительную (2-5 дней) игру «Дерево желаний» или «Твой тайный друг»

· Дерево желаний

Для запуска этой игры вам нужно будет разделить детей на 2 группы, написать имена детей на листочках и дать возможность каждому из них вытянуть. При этом одна группа вытягивает имена людей другой группы. Далее команды выбирают себе название и проводят жеребьевку, какая команда начнет игру. На отрядном месте создается дерево, с ветвями, на которых пишутся имена детей, но дерево пока без листочков. Потом каждый ребенок пишет свое желание на листочке и прикрепляет его на свою ветку. Одна группа на два дня становится волшебниками, исполняющими желания ребят другой группы. Если ребенку понравилось, как волшебники исполнили его желание, он закрашивает свой листочек ярким цветом. Затем роли меняются.

· Твой тайный друг

Эта игра похожа на предыдущую, но здесь каждый член отряда вытягивает имя другого человека и никому его не сообщает. В течение нескольких дней каждый ребенок тайно делает кому-то (чтобы этот кто-то не догадался) подарки, сюрпризы, в общем, что-то приятное. Вожатый здесь играет большую роль как посредник. В конце игры секреты раскрываются и дети узнают, кто был их тайным другом в течение нескольких дней.

На заключительном этапе смены можно проиграть предыдущие игры и посмотреть, как изменилось качество выполнения заданий. Особенности этого периода в том, что дети научились максимально понимать и принимать друг друга, для совместного выполнения заданий им почти не требуется слов, в решении задач отряд действует как единое целое. Сами игры на сплочение заключительного периода носят более серьезный характер, к примеру:

· Ритм (все)

Выполняется в парах. Два человека встают лицом друг к другу и договариваются о своих ролях: один – ведущий, второй – зеркало. Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий произвольно двигает руками, а играющий роль зеркала пытается отражать эти движения в том же ритме. Роли несколько раз меняются.

· Передача чувств прикосновениями (средний, старший)

Один из участников становится в центр круга и закрывает глаза. Он знает, что сейчас к нему будут подходить по очереди остальные участники и прикосновением постараются передать одно из 4-х чувств: страх, радость, любопытство, печаль. О том, какое именно чувство ему будет передано, участники сговариваются в тайне от водящего, задача которого - определить по прикосновениям, какое чувство ему передавалось.

· Магнит (все)

Ребята становятся в шеренгу у стены, им говорится, что они к ней «прилипли». Один выходит в центр. Это «магнит». Он закрывает глаза, сосредотачивается и начинает «притягивать» людей к себе. Тот, кто чувствует, что его «выдернули из клея», присоединяется к магниту и они начинают тянуть вместе. Наблюдая порядок, в котором люди будут «отлипать» от стены можно смотреть на отношение к человеку-«магниту», а по скорости «отклеивания» можно судить о степени сплоченности отряда.

На прощальном костре наряду с «Гусеницей», «Клоуном», «Крокодилом +» можно поиграть в следующие игры:

· Мой сосед (средний, старший)

Предложите играющим по очереди назвать, что они любят и что не любят у своего соседа. Потом то, что любят у соседа, целуют, а что не любят – кусают.

· Грязные танцы (все)

 Необходимо встать в колонну, держа соседа впереди за талию. Под музыку (можно в личном исполнении) все дружно начинают танцевать, к примеру, ламбаду (можно любой другой танец). Через некоторое время музыка прекращается и необходимо обнять за талию соседа, который стоит перед твоим соседом впереди, музыка снова играет и все снова танцуют, но уже в более неудобном положении. Потом все повторяется, только надо дотянуться до того, кто на два, потом на три и так далее человек впереди тебя.

· Клубок (все)

Дети садятся в круг. Ведущий берет клубок, наматывает кончик нити на ладонь, потом бросает клубок любому участнику со словами: «Ты мне нравишься, потому что…» или «Мне нравится, как ты…». Далее этот участник также наматывает нить на ладонь и бросает клубок другому человеку, продолжая фразу «Ты мне нравишься, потому что…».

Технологии определения сплоченности отряда

1. Наблюдение

Понаблюдайте, как ведут себя дети в течение в различных ситуациях (напр, перед столовой держатся ли они вместе одной группой, нескольким группами, тройками, двойками. Отметьте одиночек. Скоре всего, у них есть сложности общения со сверстниками и им нужна ваша поддержка)

2. Игры на сплочение

Многое обнаруживается в процессе игр с отрядом, особенно при выполнении тренинговых заданий на сплочение. Можно использовать объективные показатели, их динамику (количество секунд, число ошибок и т.д.). Играя с детьми, Вы отмечаете состояние отряда. И это двойной плюс.

3. Социометрия

Социометрия – это метод, направленный на выявление структуры межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы. Главное – замотивировать детей на участие в данной процедуре и в получении адекватной информации, можно рассказать детям о задаче опроса (улучшение МЛО в отряде) и заверить в полном сохранении его тайны.

Для проведения социометрии детям необходимы листочки бумаги и ручки. Каждый ребенок подписывает листок. Затем отряду задается какой-либо вопрос, например: «С кем из ребят ты хотел бы общаться после лагеря? На пиши не более 3-4 фамилий» Можно задавать и иные вопросы. После этого листочки собираются, и полученный материал обрабатывается с помощью таблицы.

 

Кто выбирает

Кого выбирают

1 2 3 …. 25
1. Маша          
2. Петя          
3. Оля          
………          
25. Вася          
Количество выборов          
Количество взаимных выборов          

 

Примечание. По вертикали записываются фамилии всех детей, по горизонтали их порядковые номера. На соответствующих пересечениях знаком + обозначают, кого выбрал каждый из учеников. Знаком + обозначают взаимный выбор. Затем по вертикали подсчитывают количество полученных выборов и взаимных выборов каждым участником эксперимента.   

 

Исходя из данных таблицы, можно высчитать индекс групповой сплоченности:       

 

G=

             число взаимных выборов
                 количество сделанных выборов

      

Чем ближе к единице величина индекса, тем более сплочен Ваш отряд. Построив схему, Вы реально увидите детей-изгоев, которым необходима Ваша поддержка, и лидеров, из которых сложится актив отряда.

 

Статусы членов группы Количество выборов
звезды 6 и более
предпочитаемые 3–5
принятые 1–2
изолированные 0
отвергаемые Меньше 0 (Выборы с минусом (отвержение)

 

Особенности взаимодействия с лидерами: Вы должны найти общий язык с лидером. Ведь не зря на него равняется большая часть отряда. Лидер – это не ваш противник, угрожающий вашему авторитету, а ваш союзник. Ваше общее дело – сплочение и побуждение отряда к действию. Как говорится, одна голова хорошо, а две лучше. Но не стоит идти на поводу у лидера и переваливать на него свою ответственность (напр, обвиняя в том, что он не может построить отряд на зарядку). Помните: Вы – вожатый, а он – хоть лидер, но ребенок.

 

Особенности взаимодействия с низкостатусными членами группы

Низкостатусными членами группы являются те, кого отстранили, или те, кто сам отстранился (правда, бывает сложно понять, что первее: яйцо или курица). Ваша задача: не сделать из аутсайдера звезду, ваша задача – создать комфортные условия для этого ребенка. Если он не хочет общаться с ребятами, не заставляйте его, не включайте насильно в совместные игры, а помогите найти занятие по душе (это может быть посещение кружка, где он может найти себе друзей, либо изготовление экибаны и т.д.). А изолированный член стремится в группу, и ему очень не хватает общения с ребятами. Что делать? Возможные пути:

Ø Станьте ему лучшим другом. Обратите на него внимание. Пусть он почувствует вашу теплоту и заботу. Другие дети, увидев ваше к нему отношение, тоже начнут лучше к нему относиться. Только будьте готовы к тому, что в по пути столовую, место вашего партнера в паре уже забронировано

Ø Помогите ему стать лучше. Напр., если девочка не следит за своей прической и за это ее не любят другие девочки, заинтересуйте девочку в том, чтобы она следила за собой. И как только она этого захочет, действуйте сами, возводя красивые «вавилоны» или попросите девочек, которые, вы чувствуете, не откажут.

Ø Помогите ему раскрыться. Ребятам кажется, что он – неинтересен и ничего не умеет, а вы знаете или случайно обнаруживаете, что в школе – он чемпион по прыжкам (пению, рисованию и пр.), то не думайте, кого поставить на станцию прыжков в эстафете! Можно и похвалить за удачное выступление этого ребенка публично, главное – заслуженно во избежание обратного эффекта. Дети хорошо чувствуют фальшь и неискренность.

Ø Подружите его с другими детьми. Попробуйте дать какое-нибудь задание (дежурство и пр.) ему и 2-3 другим ребятам (это могут быть предпочитаемые, принятые и подобные ему изолированные ребята). Вполне вероятно, что он найдет с кем-нибудь общий язык, раскрепостившись в тесной компании. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: