Трудовые ресурсы России

За последний год численность занятых в экономике России выросла лишь на 300 тыс. человек. Это наименьший прирост за последние четыре года. Что же касается общей численности постоянного населения РФ, то она, вследствие продолжающейся естественной убыли, уменьшилась на 96,0 тыс. человек, или на 0,07%. В тоже время, на осуществление амбициозных планов российского правительства - в течение ближайших 10 лет вывести страну в пятерку ведущих экономических держав - нужны дополнительные руки. "Сейчас их можно черпать только из-за границы", - констатирует председатель комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Мосгордумы Михаил Антонцев. - Не зря в свое время Владимир Путин говорил о необходимости либерализации миграционного законодательства. На сегодняшний день это объективная реальность, иного пути пока нет".

По словам вице-премьера правительства, министра финансов РФ Алексея Кудрина, демографический кризис является "главным вызовом нынешнего столетия" и России еще не раз предстоит с ним столкнуться. "В ближайшие три года количество занятого населения в РФ сократится на 1 миллион. На фоне желания сохранить высокие экономические темпы роста мы острее, чем другие страны, ощутим сокращение численности занятых", - отметил Кудрин.

Жизненные реалии и вправду заставляют задуматься. По данным за 2007 год агентства РиФ, специализирующегося в области иммиграционных консалтинговых услуг, люди пенсионного и предпенсионного возраста составляют около 64% всего населения РФ (более 84 млн человек), личный состав армии вместе с контрактниками, сверхсрочниками, вольнонаемными, персоналом вспомогательных предприятий и научных институтов - более 2 млн, штатные сотрудники ФСБ, ФСО, ФПС, ФАПСИ, СВР, ФМС, и пр. - более 2,5 млн, штатные сотрудники МЧС, МВД, ВВ, Минюста, Наркоконтроля и Прокуратуры РФ - около 3 млн, работники таможни, налоговых, санитарных и прочих инспекций - около 2 млн, служащие прочих федеральных министерств и ведомств, а также сотрудники аппаратов властных структур с депутатами (порядка 4 млн), чиновники лицензирующих, контролирующих и регистрационных органов клерки пенсионных, социальных, страховых и прочих фондов - около 2,5 млн, аппарат МИД и госзагранучреждений (ООН, ЮНЕСКО, пр.) - порядка 800 тыс., священнослужители и пр. - около 700 тыс., нотариусы, юридические бюро, адвокаты и заключенные - около 3 млн, персонал частных охранных структур, детективы и т.п. - около 1,8 млн. С учетом безработных получается более 110 млн человек, которые ничего не производят и существуют за счет бюджета и платежеспособной части населения. И это не учитывая детей, учащихся, домохозяек, беспризорных, бомжей, вынужденных переселенцев, беженцев и пр.

В дополнение можно привести еще ряд цифр. В 2007 году только официально зарегистрировано: инвалидов - более 12 млн, алкогольно зависимых людей - свыше 3 млн 580 тыс., наркоманов - более 1 млн 870 тыс., психически больных - 978 тыс., ВИЧ инфицированных - 960 тыс. человек.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что экстенсивная модель экономического роста практически исчерпала себя, и необходима новая - интенсивная модель развития, в первую очередь, за счет привлечения новейших технологий и повышения производительности труда.

"Изменить существующую структуру населения практически невозможно, - говорит глава российского офиса консалтинговой компании Dynargie Маргарита Зобнина. - А потому в качестве главного трудового потенциала выступают в первую очередь мигранты".

По мнению руководителя департамента по связям с общественностью Национального союза кадровиков Марии Маркиной, можно еще постараться привлечь незанятое население: "Необходимо переучивать людей там, где совсем нет производства и там, где люди остались без работы. Переучивать не на низкие специальности, как это предлагают сейчас, а на более востребованные. Сейчас незанятым людям после сорока лет сложно рассчитывать на высокую должность и зарплату. Их необходимо переучивать, давать более "продвинутые" навыки, предлагать второе высшее образование за государственные деньги".

На данный момент власти предпринимают попытки повысить образовательный уровень населения: стремятся перейти к информационному обществу, сделать людей более образованными, готовыми обращаться с новыми технологиями. Но из-за того, что, как отмечает Маргарита Зобнина, за последние лет двадцать качество образования упало очень сильно, сейчас в первую очередь необходимо обратить внимание не только на программы дополнительного образования, переподготовки кадров, но и на повышение качества и контроля за качеством образования новых выпускников.

Естественно, молниеносного результата улучшения производительности труда, как впрочем и повышения качества образования мы не увидим. "Ощутить его мы сможем только лет через пять", - предполагает Марина Маркина. Получается, что основная надежда пока - все на тех же мигрантов. В правительстве это хорошо понимают, недаром МИД РФ совместно с Федеральной миграционной службой несколько лет назад разработало Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Участие в ней - дело добровольное, главное, чтобы переселенец владел или хотел овладеть профессией, нужду в которой испытывает принимающий его субъект Федерации. Таких субъектов сейчас более 40. В ходе реализации проекта участникам будут выплачены "подъемные" в размере 100 тыс. рублей, а также по 20 тыс. рублей на каждого члена семьи. В правительстве обещают, что с оформлением российского гражданства не будет никакой бюрократической волокиты и стать полноправным жителем страны можно будет уже через полгода после переезда. Исключение составит лишь Москва, на которую условия программы не распространяются.

Д. ф. н., эксперт по вопросам межнациональных отношений Симон Кагиян весьма скептически относится к данной программе, расценивая ее лишь как лишний повод "взять и украсть бюджетные деньги". "И потом, какой русский поедет сейчас, например, из Казахстана в Россию. Там и закон, и порядок, и развивается Казахстан гораздо лучше. Именно специалисты, которые в основном состоят из русских, там очень нужны и востребованы. Назарбаев никогда своего человека никому не отдаст, он их ценит. И в остальных странах СНГ сейчас гораздо спокойнее, чем здесь", - уверяет эксперт.

Миграционный поток частично компенсирует численные потери населения страны (см. таблицу). Нехватка не только рабочей силы, но и профессиональных кадров, постепенно приводит к тому, что завтрашние мигранты в России будут уже далеко не "серыми", а "синими", и даже частично "белыми воротничками". В такой ситуации у российских властей появляется весьма важная задача - объяснить коренному населению страны суть происходящего, в противном случае "национальный вопрос" станет еще более болезненным.

Тем не менее, пока проблемы трудовых кадров российские чиновники предпочитают решать иным способами. Так, например, Минздравсоцразвития РФ предлагает внести изменения в Трудовой кодекс - в частности, сократить оплачиваемые отпуска для получения образования. Это только одна из предложенных поправок в Трудовой кодекс. "Чтобы уменьшить дефицит на рынке труда, необходимо подталкивать работодателя к внедрению новых технологий и увеличению производительности труда", - говорит замглавы министерства Александр Сафонов. В министерстве считают, что повышение МРОТ до уровня 4330 рублей и зарплат в госсекторе на 30% с декабря этого года должно послужить сигналом бизнесу, зарплаты в котором, соответственно, тоже увеличатся.

"Нас очень многие экономисты сейчас обвиняют в том, что у нас на сегодняшний день наблюдается рост заработной платы, опережающий производительность труда. И говорят, что если идти дальше так, то мы проедим все что накопили за последние годы, и никакие нефтедоллары нам не помогут. Но здесь есть лукавство", - отстаивает позицию Михаил Антонцев. По его мнению, частный сектор в стране развивается очень сильно, но беда в том, что "львиная доля добавочной стоимости оседает не в руках наемных работников, а у собственников".

"На что пускают эти деньги собственники? - продолжает г-н Антонцев. - Прямая заинтересованность их - пускать ее на оборудование, на новые технологии, а они последние годы этого не делали. У нас настолько устарел производственный инструментарий, что это становится уже серьезной угрозой".

Однако вполне реальное повышение производительности труда наталкивается, по мнению депутата, на все тот же "кадровый голод профессиональных работников". "А вот эта проблема очень серьезная, - заключает он. - Мы же сейчас привлекаем иностранную рабочую силу на черновые низкооплачиваемые работы. А все страны привлекают наоборот умы, а не дешевые руки".

Получается, что в итоге проблема замыкается: экстенсивный путь развития экономии практически исчерпана, в центре внимания - интенсивная модель экономического роста, одной из главных проблем которой остаются все те же кадры. И пополнять их ряды будут все те же мигранты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: