Гендерные исследования

  Соотношение понятий «пол» и «гендер». Приступая к анализу сущности и специфики гендерных исследований в целом и тендерного подхода в социологии в частности, необходимо начать с характеристики ключевых понятий: «пол» (sex), «гендер» (gender), а также связанных с ними терминов. Здесь мы сформулируем лишь общие, операциональные определения, которые по ходу изложения будем уточнять и углублять. Содержание традиционного понятия «пол» (sex): биологический пол. В английском языке разграничиваются понятия пола социального («gen-den) и биологического («sex»). Термин «пол» в смысле «sex» относится к биологическим характеристикам, в соответствии с которыми люди делятся на категории «мужчина» и «женщина». Пол обозначает, в первую очередь, физические, физиологические, биологические различия между мужчинами и женщинами. Пол характеризует мужчину и женщину в «природном», «естественном» качестве, как биологическое существо, судьба которого предопределена его физиологическими особенностями.

  Но, как отмечает Н. Смелзер, различия между мужчинами и женщинами имеют, мягко говоря, сложный характер. И в настоящее время социологи исследуют их, анализируя четыре компонента половой идентичности: биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли.

    Таким образом, вплоть до появления гендерной теории понятие пола было довольно простым. Под ним понимались биологические, психические и социальные особенности мужчин и женщин, причем биологические различия между ними считались основой для формирования и всех других различий, включая социальные роли. Культурная и историческая относительность половых различий и гендерных ролей необходимость развести понятия «пол» (sex) и «гендер» (gender). По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства, а все остальные различия не так уж важны для человеческого существа. Р. Хоф подчеркнул, что «культурно-антропологические исследования предоставили важные сведения о многообразии приписываемых женщинам и мужчинам характеристик в разных культурах, эти работы ставили под сомнение до того времени казавшиеся очевидными биологические объяснения, так что разница в общественном положении женщин и мужчин не могла больше объясняться их половыми признаками. Как справедливо подчеркивает О.А. Воронина, «социальные понятия «женщины» и «мужчины» состоят из множества аспектов, набор которых зависит от того, какое общество мы изучаем. Традиционно женщине приписывают такие качества, как слабость («слабый пол»), пассивность, эмоциональность или даже иррациональность, а мужчине - совсем другие: силу, активность, рациональность, достижительность. Гендерный подход дал возможность более тонкой дифференциации социального поведения и статуса: наряду с мужчинами, ведущими себя так, как в данном обществе обычно ведут мужчины, и женщинами, ведущими себя так, как в данном обществе обычно ведут женщины, представляется возможность выделить женщин, ведущих себя так, как ведут мужчины, и мужчин, ведущих себя так, как женщины, и т.д. Исторически первая попытка ввести различение понятий пол и гендер была сделана психологом Робертом Столлером в 1968 г. Изучая в Калифорнийском университете транссексуалов, он пришел к выводу, что легче хирургическим путем поменять пол транссексуала, чем его гендерную идентичность.

Одной из первых обратила внимание на существование системы пол гендер - антрополог Гейл Рубин. Она пыталась разработать новый подход к описанию различения полов, которое является очевидной конституирующей формой организации при возникновении общества и культуры. Так биологическому полу (sex) был противопоставлен пол в значении вида (рода) - (gender). Это противопоставление должно было обратить внимание на социально-культурное конструирование сексуальности.

 

 

        

 

Анализ результатов социологического исследования ценностных ориентаций студенчества: гендерный аспект

В ходе нашего социологического исследования была собрана и проанализирована вторичная и первичная информация. Метод сбора первичной информации – анкета. Были опрошены студенты, обучающиеся на дневном отделении г. Екатеринбурга УГТУ-УПИ 2-ого курса ФтФ факультета, кафедры «социальная безопасность» - 22 человека. В результате выборочной совокупности в число респондентов попали 12 девушек, 10 юношей.

Итак, будем проводить анализ каждого вопроса анкеты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: