Первое Болгарское царство

Держава Само

Согласно «Хронике мира» Фредегара в 623-624 годах славяне восстали против авар (обров), кочевников, занявших около середины VI века Паннонию – одну из римских провинций – и постоянно нападавших на франков, византийцев и славян. К восставшим славянам присоединились прибывшие к ним в то время для торговли франкские купцы, в том числе и Само, уроженец Сенонской области Фракии. По каким-то причинам Само прекратил торговлю с аварами и в битвах против них на стороне венедов показал себя искусным и храбрым воином, хорошим стратегом, умеющим вести за собой людей. После победы над аварами Само был избран вождем славян. Царствование Само продолжалось тридцать пять лет. За это время он создал обширное государство, которое включало земли лужицких сербов, дулебов, чехов, моравов, словаков, черных хорватов, распространялось за Дунай, на территорию Паннонии и южных славян. Главным городом державы Само стал Вышеград на реке Мораве.

Держава Само представляла собой племенной союз, как оборонявшийся против врагов, так и совершавший грабительские набеги на соседей. Судя по хронике Фредегара, держава Само вела постоянные войны с гуннами, аварами, франками, алеманнами и лангобардами. В частности, Фредегар рассказывает о трех битвах славян с воинами короля восточной части франкской державы Дагоберта, которые стали результатом убийства славянами франкских купцов и дерзкого отказа князя Само выдать королю виновных. В сражениях с армиями алеманов (на территории современной Австрии) и лангобардов (в Хорутании) славяне потерпели поражение, однако в последней битве под крепостью Вогастибург (согласно хронике Фредегара битва продолжалась три дня) армия Дагоберта была разбита, и славяне разграбили несколько областей франкской державы.

По свидетельству Фредегара, Само правил с 623 по 658 годы, однако после его смерти государство распалось, несмотря на то что после себя Само оставил двадцать два сына и пятнадцать дочерей от двенадцати жён-славянок.

Карантания (Хорутания)

 

После распада государства Само в бассейне реки Мура и верховьях реки Дарва образовалось раннефеодальное государство словенцев – Карантания (Хорутания – VII – XI века). Сведения об этом государстве содержатся в трактате " Обращение баварцев и хорутан " (вторая половина IX века), причем термин "карантани" в этом памятнике последовательно употребляется как этноним, обозначающий особый славянский этнос, заселявший пространство между Баварией и Нижней Паннонией. Как отдельный славянский народ карантанцы фигурируют и в русских летописях.

 

Образование Карантанского княжества вызвало некоторую стабилизацию в жизни славян Альпийского региона и привело к их объединению. Об этом свидетельствует сложившаяся здесь в начале VIII века единая археологическая культура. Очевидно, с формированием и развитием карантанской культуры начался процесс становления особой славянской народности.

Однако около 745 года Карантания попадает в зависимость от империи Каролингов. С этого времени начинается активный процесс христианизации карантан миссионерами из Баварии и Италии. В 20-х годах IX века Карантания окончательно оказалась в составе империи Карла Великого, и альпийские славяне утратили свою государственность. Альпийский славянский этнос так и не успел сформироваться. В XI - начале XII века Карантания расчленяется на мелкие административно-территориальные образования: Каринтию, Штирию, Крайну. Одновременно начинается интенсивный процесс колонизации этих земель немецкими крестьянами и вместе с тем германизации славянского населения. Если в XV веке здесь еще сохранялись славяне, считавшие себя особым этносом, то позднее сведения о них исчезают.

Потомками альпийских славян сейчас являются только словенцы. Полагают, что становление их языка восходит к периоду существования Карантании. Ряд фонетических явлений словенского языка сложился уже к концу IX века.

Первое Болгарское царство

 

В конце VII века (681 – 1018 годы) на Балканском полуострове возникает еще одно славянское государственное объединение - Первое Болгарское царство. В основе его лежат три этнических компонента: фракийцысербы, одрисы, бессы, астисы, мизийцы, геты, трибалы – коренные жители Фракии, одной из самых больших и богатых провинций Римской империи, которая уже к III веку н.э. утратила свое влияние на Балканах; славянесеверы, смолене, драгувиты, ринхиты, с конца V века н.э. освоившие Родоп, Македонию, северную Болгарию; протоболгары – тюркские племена, пришедшие на Балканы в VII веке н.э. из Центральной Азии.

Первое упоминание о Болгарском царстве относится к 681 году, когда византийский император Константин IV Погонат, разгромленный войсками хана Аспаруха, подписал договор, по которому был вынужден платить годовой налог болгарскому хану. Позднее византийские императоры еще не один раз будут признавать законность Первого Болгарского царства и его правителей. Первой столицей этого государства стала Плиска. Это было военизированное государственное объединение, высшая власть в котором принадлежала пришлому кочевому тюркоязычному племени, а подчиненное земледельческое население составляли славяне и ранее ассимилировавшиеся им фракийцы (следы воздействия фракийской культуры на славян выявляются в этнографии - в элементах праздничных обрядов, свадебных и похоронных ритуалах, религиозных представлениях, а также в деталях одежды и украшений - и некоторых фольклорных особенностях). Археологические данные показывают, что до IX века на территории Первого Болгарского царства существуют два самостоятельных этноса – тюрков и славян, но с IX века болгары восприняли культуру более многочисленного славянского населения. Болгарский хан Крум (803-814 годы) в изданных им законоположениях уже не делает никаких различий по этническому признаку. В составе администрации Болгарского царства присутствуют не только тюрки, но и славяне, и роль их постепенно возрастает. Так, при Круме послом Болгарии в Константинополе был славянин Драгомир, среди приближенных хана находились лица со славянскими именами. В результате смешения славян и протоболгар сформировалась новая этническая общность, за которой закрепилось название «болгары». Процесс этногенеза окончательно завершился только в Х веке. Став славянской этнической группой, болгары унаследовали от славян сельскую общину, а от протоболгар – военную организацию. Проникновение тюркизмов в язык славян на этом этапе было незначительным: славяне усвоили некоторые военные термины, наименования титулов, специфически протоболгарских вещей, единицы счета и времени. 

На протяжении VII – начала ХI веков, всего периода существования Первого Болгарского царства, болгары с переменным успехом ведут войны с разными славянскими племенами и Византией. В то же время VIII – IX века становятся «золотым веком» болгарской архитектуры и литературы. При активном содействии государственной власти болгарская архитектура впитывает византийские традиции и на их основе развивает новые, собственно болгарские.

В 865 году царь Борис I (852–889), чтобы повысить международный престиж Болгарского царства, принимает христианство, а с 870 года болгарская церковь признается независимой. Позиции христианства в Болгарии еще более упрочились после прибытия сюда Климента и Наума, учеников славянских просветителей Кирилла и Мефодия, которые перевели основные части текста Библии и некоторые византийские религиозные труды на староболгарский язык, заложив тем самым основы славянской литературы. Государство процветало и при сыне Бориса, Симеоне (893–927 годы), который получил образование в Константинополе и считается величайшим из болгарских правителей. Он расширил территорию Болгарского царства от Адриатического моря на западе до Черного – на востоке, создал в междуречье рек Лим и Ибар зависимое от него государство сербов, которое через несколько лет после смерти Симеона отделилось от Болгарии. Столица Болгарского государства при Симеоне перемещается из Плиски – военно-административного поселения – в Преслав – собственно городской центр, обустроенный по образцу византийских городов. В 927 году Симеон объявил себя «царем болгар и греков». В период его правления превратилась в крупный центр просвещения и София (Средец). При Симеоне многие византийские книги по праву и теологии переводились на староболгарский язык, был составлен первый свод славянских судебных законов.

Мощность Первого Болгарского царства держалась на сильных и мудрых правителях. После смерти Симеона государство стало быстро распадаться. Болгарские земли терпят набеги русичей (войска Святослава несколько раз вторгаются на территорию Болгарии), византийцев, раздираются внутренними противоречиями. В это время в Болгарии возникает еретическое движение богомилов, которые проповедовали миролюбие и равноправие, но одновременно призывали к неповиновению властям и осуждали паразитический образ жизни военной и церковной знати. Падение Первого Болгарского царства продолжается до 1014 года, когда войска царя Самуила были разбиты в сражении при Беласице армией императора Василия II. Пятнадцать тысяч болгар были захвачены в плен и ослеплены по приказу византийского императора. На каждую сотню слепцов был оставлен один одноглазый. Когда это войско калек предстало перед Самуилом, сердце правителя не выдержало, и он через какое-то время скончался. Перестало существовать и Первое Болгарское царство. В 1021 году византийская армия захватила Срем, последний оплот независимости болгар.

Великая Моравия

 

В IX веке, спустя чуть более столетия после падения державы Само, на той же территории возникает Великоморавское государство. Первое упоминание о моравах и, предположительно, об оформившемся к тому времени Моравском княжестве относится к 822 году: в одном из франкских документов упоминается, что в декабре этого года моравы участвовали во Франкфуртском сейме. В трактате "Обращение баварцев и карантанцев" упоминается и один из первых моравских правителей – Моймир I (умер около 846 года), который правил в 30-е годы IX века. Тут же находим упоминание о завоевании Моймиром княжества Прибины с центром в городе Нитре (территория современной Западной Словакии).
Франкские источники сообщают о большом количестве крепостей, которые воздвиг Ростислав, преемник Моймира. В них моравы выдерживали многочисленные осады немецких феодалов, в частности, подробно рассказывается о крепости Довина (855 год), где Ростислав одержал победу над Людовиком Благочестивым (Немецким).


Предпосылками возникновения Великоморавского государства стали усилившийся процесс феодализации и необходимость обороны от германских племен, которые стремились захватить восточные территории Европы.

Земли Моравии постепенно разрастаются. Если при Моймире и Ростиславе основной задачей мораван было противостоять Людовику Немецкому и франкам, то при Святополке, племяннике Ростислава, держава уже занимает территорию Моравии, Словакии, Чехии, Лужиц, Паннонии, Малой Польши и часть словенских земель. По своему характеру Великая Моравия не является централизованным государством, не имеет единой системы управления. Местные князья только формально подчиняются Святополку и платят ему дань, а по первому требованию правителя выставляют свои войска, вместе с тем каждое отдельно взятое княжество является достаточно самостоятельным.

Церковь Моравии (известно, что еще в 831 году несколько моравских князей приняли христианство) была подчинена баварцам, которые укрепляли в стране политическое влияние франков, и не была опорой государственной власти. Князь Ростислав стремится к независимости; желая создать свой клир, он обращается за помощью в Константинополь с просьбой направить в Моравию епископа. В 863 году в Моравию прибыла христианская миссия, возглавляемая Константином и Мефодием. С их именами связано становление славянского богослужения и развитие славянской письменности. Славянская миссия в Великой Моравии продолжалась двадцать один год. После смерти Мефодия (885 г.) князь Святополк не захотел поддерживать слишком строгой религии, запрещавшей многоженство, требовавшей соблюдать многочисленные посты и налагавшей строгие епитимии за церковные прегрешения. Моравская знать во многом продолжала сохранять языческие традиции, на которые латинская церковь смотрела снисходительно. Святополк изгоняет учеников Мефодия из страны, большинство из них находит пристанище в Чехии и Болгарии, куда и перемещается центр славянской культуры.

После смерти Святополка Великая Моравия стала распадаться. Постепенно отделились Паннония, Нитра, Чехия. Кроме того, на протяжении IX века на земли Моравии нападают кочевые племена мадьяр. В 907 году они полностью захватили Великую Моравию. Это привело к политическому разъединению чехов и словаков. Чехия стала развиваться как самостоятельное государство, а Словакия вошла в состав вновь возникшего венгерского государства.



Паннония

 

Паннония (Παννονία) издавана была известна как одна из южнодунайских областей Римской империи. Соседними с Паннонией областями были Германия, Иллирия, Дакия, Норик. Паннония представляла собой огромную равнину, окруженную горами, и опускающуюся на востоке к Дунаю. Кроме Дуная, в паннонских землях протекали две главные реки - Драва и Сава с многочисленными притоками. Населяли Паннонию иллирийцы, отличавшиеся воинственным характером. Отдельные племена паннонцев возглавляли князья, но уже в 1 в. до н.э. вместе с другими племенами иллирийцев и далматов, паннонцы были покорены войсками императора Августа и с 9 г. до н.э. Паннония превратилась в римскую провинцию. В дальнейшем Паннония была поделена еще на 3 части, управляли которыми гражданские и военные наместники.

К концу IV века н.э. жители Паннонии были романизированы, однако во время великого переселения народов сюда приходят языги, квадры (II в.н.э.), гунны, остготы (V в.н.э.), лангобарды, авары (VI в.н.э.). В VII в.н.э. в Паннонии появляются славяне, вытесненные аварами из Дакии. Археологические данные и данные языка говорят о том, что паннонские славяне являлись ближайшими родственниками нынешних словинцев.

Пaннoнcкиe славяне образовали Паннонское, или Платенское, княжество, история которого ограничивается всего лишь несколькими десятилетиями от свержения аварского ига до появления новых завоевателей - мадьяр.

Около 835 г. к восточному франкскому маркграфу Ратбоду явился моравский князь Прибина, изгнанный из Моравии Моймиром; он был ласково принят маркграфом и крещен. Почему-то рассорившись с Ратбодом, Прибина бежал сначала во владения болгарского князя, потом к Ратимиру, князю посавской Хорватии, затем примирился с франкским королем и получил от него около 840 г. в лен земли по р. Сале, впадающей в Блатенское оз. Так вокруг Прибины объединились паннонские славяне, рассеянные до тех пор по юго-западной Венгрии. Видя верность Прибины и его заботы о распространении христианства, с помощью священников зальцбургской архиепископии, король Людовик Немецкий сделал его настоящим государем в 848 г. Прибина построил у оз. Блатна (мадьяр. Балатон, нем. Platten-See) город того же имени "Блатьно" (лат. Urbs paludarum, нем. Moseburg). В 850 г. Прибина выстроил в Блатне большой храм и пригласил на его освящение зальцбургского архиепископа Лиупрама; по этому поводу "Зальцбургский аноним" ("Conversio Bagoariorum et Carantanorum") называет приближенных Прибины, из которых одни имеют славянские имена, другие - немецкие. Границы государства Прибины можно установить приблизительно, по указаниям "анонимом" тех городов, в которых Прибина строил храмы: самым западным городом был нынешний Оптуй в южной Штирии (Bettovia), восточным - Печух (Ad quinque baslias), северным - Кисек (Keisi); следовательно, держава Прибины охватывала большую часть нынешней Венгрии к югу и западу от Дуная и доходила до восточной Штирии. В 862 г. Прибина пал в борьбе с мораванами. После него князем Паннонии был его сын Коцел.

Когда в 867 г. св. Кирилл и Мефодий путешествовали из Моравии в Рим к папе Николаю I, то им пришлось идти через Коцелову державу. Коцел и его народ с радостью приняли проповедников, с их славянским языком и книгами, и слушали их проповедь в течение нескольких месяцев пребывания там первоучителей. В 870 г. Мефодий, возвращавшийся из Рима, остался в Паннонии, так как в Моравии происходили смуты; папа наименовал его архиепископом Моравско-Паннонским. Деятельность архиепископа возбудила против него ненависть немецкого духовенства и тяжкие преследования.

Коцел умер около 874 г. После его смерти власть над паннонскими славянами захватил сын короля Людовика Карломан, а потом его сын Арнульф, вынужденный передать в 884 г. Паннонию моравскому князю. Отвоевав Паннонию снова, Арнульф в 896 г. передал нижнюю Паннонию, с г. Блатном, князю паннонской Хорватии Брацлаву.

С этого времени исчезают известия не только о былой державе Прибины и Коцела, но и вообще о паннонских славянах; имя Паннония еще встречается в документах XI в., но не в смысле государственном, а как историко-географическое определение разных поселений. В последние годы IX и первые Х вв. Паннонию захватили мадьяры и поглотили славян.

Киевская Русь

 

Славянские племена мигрировали в бассейн Днепра в V веке н.э., здесь они разделились на две ветви: южную, племена которой ушли на Балканский полуостров, и восточную. На рубеже VIII – IX веков у восточных славян идет процесс формирования древнерусской народности. В результате объединения их племен на территории от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев северной Двины на севере возникла Киевская Русь. О её истории мы узнаем из древнерусских летописей, в частности из "Повести временных лет", в которой летописец подробно рассказывает о славянских племенах, местах их обитания, первых правителях, дает свою интерпретацию происхождения термина Русь. По мнению, Нестора, само слово "русь" имеет скандинавские корни и тесно связано с приходом в Древнерусское государство варяжских князей и их племени. Концепция средневекового летописца в XVIII веке была поддержана Г.-Ф. Миллером, В.Н. Татищевым и отвергнута М.В. Ломоносовым, который связывает термин "Русь" с названием реки Рось, являвшейся южной границей первоначального расселения славянских племен, и с этнонимом роксоланы. О.Н. Трубачев полагает, что в основе этих онимов лежит индоевропейский корень, значение которого определяется как «светлый». Северное Причерноморье традиционно называли «белой, светлой стороной». Обе концепции имели и до сих пор имеют своих сторонников и противников. Первую из них отстаивают М.П. Погодин, Ю. Венелин, С.М. Соловьев, А.В. Муравьев, Д.А. Мачинский и др.; вторую разделяют и развивают Д.И. Иловийский, А.Н. Носов, О.Н. Трубачев.

Киевская Русь являлась одним из крупнейших государств в Европе. История его проходит несколько этапов. До 882 года происходит объединение под единой властью племён полян, северян, древлян, дреговичей, полочан и словен. Завершается этот этап слиянием Киева и Новгорода. Это событие летопись связала с именем Олега и его походом из Новгорода в Киев. После захвата Олегом власти в Киеве начинается новый этап развития Древнерусского государства – расцвет раннефеодальной монархии. В 981 году к Киевской Руси были присоединены восточнославянские земли до реки Сан; в 992 году в её состав вошли земли хорватов, лежавшие по обоим склонам Карпатских гор; в 989 году русские дружинники ходили на ятвягов, и русское население, заселявшее край вплоть до границ владений пруссов, положило начало Черной Руси. В 981 году к Древнерусскому государству присоединилась земля вятичей, хотя здесь еще долгое время сохранялись следы былой ее независимости; спустя три года власть Киева распространилась на радимичей. К 1054 году Киевская Русь охватила почти все восточнославянские племена, а Киев стали называть «мати городомъ русьскымь». Во второй половине XI века проявляется тенденция к распаду Киевской Руси, однако в первой половине XI века вновь происходит усиление феодальной монархии, так как в связи с натиском половцев князья стремились объединить свои силы. Киевская Русь на какое-то время вновь становится более или менее единым государством, но развитие феодальных центров, возросшая роль бояр усиливали стремление его отдельных частей к самостоятельности. В 1132 году Киевская Русь распалась, начался период феодальной раздробленности.

Как и князья других славянских государств, русские правители ищут поддержку своей власти и международного признания в религии. В русских летописях рассказывается, что около 955 года при дворе византийского императора приняла крещение княгиня Ольга с христианским именем Елена. В 986 году князь Владимир призвал ко двору представителей разных религиозных конфессий: католических послов с Запада; хазар, исповедовавших иудаизм; булгар, исповедовавших мусульманство; византийцев. При выборе веры существенную роль сыграли торжественность и великолепие византийского богослужебного обряда и церкви в целом. Посланцы князя Владимира, побывав в Константинополе, восторженно описали князю Софийский собор и действо, происходившее во время богослужения. 988 год стал официальным годом крещения Руси. Незадолго до этого, в 986 году в Византии крестился и сам Владимир. Он принимает христианское имя Василий и вместе с крещением заключает выгодное политическое соглашение: Владимир женится на сестре византийского императора.

Источники сообщают, что крещение русичей проходило принудительно. По приказу князя всех киевлян согнали к Днепру и крестили, после чего сбросили в Днепр идол Перуна и сплавили его по реке, а других идолов, изрубив, сожгли. В Новгороде язычники оказали сильное сопротивление прибывшему туда епископу Иоакиму (991 г.), в Ростове только четвертому епископу удалось крестить жителей. Дольше всех славянских племен сохраняли язычество вятичи; здесь, на севере Черниговской области, в восточной части Орловской и южной части Калужской областей, христианство утвердилось только в XII веке. После татаро-монгольского нашествия христианство утвердилось не только в городах, но и в сельской местности. Впрочем, некоторые элементы язычества остаются сильными у восточных славян и по сей день.

Вместе с распространением православия в Русскую землю проникло кириллическое письмо. Археологические раскопки в Новгороде, Старой Руссе, Смоленске и других древних русских городах показывают широкое распространение грамотности на Руси того времени. Исследователи находят огромное количество берестяных грамот, написанных не князьями или дружинниками, а обычным посадским людом; берестяные грамоты мальчика Онфима помогают установить, как шло обучение письму детей. О распространении грамотности среди народа свидетельствуют и надписи на найденных при археологических исследованиях предметах быта: пряслицах, бочках, сосудах и т.д.

 

Князь Владимир открывает при монастырях и церквях школы. Князь Ярослав Мудрый создает огромную библиотеку, в которой находится множество книг, в том числе и переведенных с греческого языка на русский. В 1037 году при Софийском соборе (Киев) открывается училище для трехсот детей из знатных семей, а в 1086 году княжна Анна Всеволодовна организовала при Андреевском монастыре в Киеве школу для девочек. С падением Первого Болгарского царства центр славянской книжности перемещается в Киевскую Русь. Из Болгарии и Сербии книжники устремляются сюда, где создаются все условия для развития славянского письма и славянской культуры.

Искусство Киевской Руси после принятия христианства впитало в себя византийские и южнославянские традиции, сохранив при этом и дохристианские мотивы: сказочные птицы, и звери, растительные орнаменты. 

Таким образом, древнерусская культура не только впитала традиции византийского искусства, но и создала собственные традиции, объединившие языческие и христианские мотивы. На стадии раннего средневековья Киевская Русь по типу культуры и направлению исторического развития была близка другим европейским государствам. В дальнейшем от этой близости остается очень мало. Обусловлено было это расхождение разделением церквей на западную и восточную, произошедшим в 1054 году.

В середине XII века Киевская Русь распадается на отдельные княжества. Андрей Боголюбский фактически переносит великокняжеский престол из Киева во Владимир (он перевез с собой икону Богоматери, позже получившую имя Владимирской). На смену Киевской Руси приходит период феодальной раздробленности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: