К теме “Восточные славяне в древности”

Славяне – народ индоевропейской группы, окончательно славянский этнос сложился на рубеже новой эры. Выделились из индоевропейской общности народов к концу 2 тыс. до н.э. В начале нашей эры – 1-2вв. славяне выделились из общего с балтами индоевропейского предка. Античные историки упоминали их под именем венеды. Прародиной славян считаются земли в бассейне реки Вислы и Прикарпатье. К середине 1 тысячеления н.э(6-8 века). сформировались три ветви славянства – западные(ляхи, чехи, словаки, моравы, лужичане, поморяне, лютичи), южные(сербы, хорваты, хорутане), восточные(поляне, древляне, северяне, дреговичи, вятичи, радимичи, ильменьские славяне, уличи и тиверцы, дулебы, белые хорваты, полочане.

Варяги - викинги, норманны, воинственные скандинавские племена, в 7-9 веках осуществлявшие экспансию на всем протяжении морского побережья Европы. В русской земле тоже образовались варяжские княжества - Рюрика в Новгороде, Аскольда и Дира - в Киеве, Рогволда - в Полоцке, Тура - в Турове.

Угро-финнские народы – народы, являющиеся автохтонными(природными) на большей части Великой русской равнины – чудь, весь, водь, сумь, комь, емь, пермь, корела, мурома, меря, мещера, голядь, мари, черемисы, мордва, югра. Были ближайшими соседями восточных славян, ассимилировались с ними.

Тюркские народы «Великой степи» – народы, оказывающие давление на юго-восточные границы Руси, пришли с Востока в процессе великого переселения народов, можно отметить несколько волн тюркского переселения – авары – 6 в., хазары – 7 в.н.э., булгары – 7-8 в.н.э., печенеги, торки, половцы.

Печенеги - тюркский кочевой народ, впервые упомянутый в летописи под 915 годом, первоначально населявший степи между Волгой и Аральским морем, а затем обитавший в Северном Причерноморье. Совершали набеги на древнюю Русь. В 1036 разбиты Ярославом Киевским.

Половцы - иначе - кипчаки, куманы, - тюркский народ, прикочевавший в 9 веке с территории Северо-Западного Казахстана в степи Причерноморья, вытеснив оттуда печенегов. Впервые в русской летописи запись о них под 1054 годом. Были соперниками, но иногда, и союзниками Руси. В “Поучении” Владимира Мономаха детям упомянуто около 80 походов, совершенных князем против половцев.

Балтские народы – ятвяги, литва, жмудь, селы, курши, латгалы, латы, ливы, пруссы – находились на уровне развития, примерно одинаковом со славянами, часть их входят в состав формирующейся древнерусской государственности.

Норманисты и антинорманисты - представители научных школ, дискутирующих между собой по вопросу о происхождении Древнерусского государства, о роли варяжского фактора на складывание государственности Руси. Основоположниками норманизма являются Шлецер, Байер, Миллер. Противником норманизма стал М.В.Ломоносов.

Путь из варяг в греки - торговый путь, начинающийся с побережья Финского залива, далее во Неве, озеру Нево, по реке Волхов до озера Ильмень, далее по реке Ловать, затем по переволокам в Днепр и в Черноеморе.Явился катализатором складывания государственности у восточных славян.

Пашенное земледелие – основное занятие славянских племен.

Страда – название сезона сельскохозяйственных работ у восточных славян.

Подсека(подсечно-огневая система) - система обработки земли, распространенная в лесных районах, сначала вырубался участок леса, затем выкорчевывались и выжигались пни, по истечении 1-2 лет, участок распахивался и засевался. Первые годы давала хороший урожай – сам-8, сам-10. После его истощения на 3-4 год земледелец осваивал новый участок. Такая система была возможна при наличии значительных свободных земель. Подсечная система была возможна при слаженном труде всех членов общины. Консервировала роль общины. В средней полосе России была распространена до 16 века включительно.

Перелог - система получившая распространение в степной зоне. На участке земли выжигалась трава, производилась распашка и засев земли. По ее истощении осваивался новый участок.

Двухполье – система обработки земли, предполагающая разделение земли на две части – возделываемое поле и отдыхающее – пар, на котором пасли скот.

Трехполье - система земледелия, предполагающая разделение земель на три части - одна засевалась озимыми, другая - яровыми посевами, а третья отдыхала, использовалась под паром. Здесь пасли скотину. Трехполье позволяло в течение длительного времени поддерживать плодородие земли и получать стабильный урожай, хотя и невысокий сам-2, сам-3. При трехпольном севообороте снижалась роль общины в хозяйственной деятельности и напротив, возрастала роль отдельной семьи.

Жизнь, жито - такими словами именовали славяне засеянные поля и зерно.

Рало – наиболее архаическое орудие труда, типа плуга.

Соха, плуг, борона, кома, серп, решето – основные орудия труда земледельца, соха использовалась в лесостепных районах, где можно было возделывать только верхний слой земли, глубокое возделывание было невозможно из-за обилия корней, плуг применялся в степной полосе и открытых от леса участках земли.

Бортничество - добывание меда и воска диких пчел. Борть – лесной улей

Ремесла и промыслы славян – гончарное дело, плотницкое, добыча озерных и болотных руд, ткачество, добыча пушного зверя, рыбная ловля, сбор ягод и грибов - являлись важным подспорьем в хозяйстве славян.

«Зона рискованного земледелия» - в целом неблагоприятные условия для развития землепашества у славян, предопределили длительное многовековое существование общины.

Протогорода – торговые фактории 8-9 веков, которые охранялись гарнизонами воинов-дружинников. Примером п. может служить Гнездово. В поздние времена многие протогорода прекратили свое существование, вытесненные полноценными городами.

Славянский поселок – поселение, сложившееся в середине 1 тыс. нашей эры. Состояло из нескольких десятков домов. Известно, что в них проживали не только родичи, но и соседи. Располагались с.п. вдоль рек. Дома имели тип землянок, полуземлянок.

Родовая община – община, члены которой связаны кровнородственными узами. Избирала своих старейшин. Несколько расположенных по соседству родовых общин образовывали племя. Племенем руководил Совет родовых старейшин. На время опасности избирался князь – военный вождь, который набирал дружину или ополчение.

Соседская община – формируется в результате развития обмена и контактов между племенами. Помимо родичей включает и соседей. Главным становиться фактор территориальной общности. Этот период – 8-9 века совпадает с усилением роли князей и дружинников в жизни славянского мира. Военные походы за добычей и пленными становятся постоянными. Князь и дружинники доминируют. Историки используют для характеристики этого периода термин « военная демократия ».

Племенные союзы – объединения племен, возникающие в связи с усилением одних племен и упадком других, развитием обмена, усилением активности князей и дружинников. Являются непосредственной предпосылкой складывания государственности.

Племенное княжение - ранняя форма государственности у восточных славян, начинает складываться с 8 века. Примером могут служить полянское, древлянское княжения.

Факторы происхождения цивилизации у восточных славян –

Географический – признается главным, основным, включает в себя: протяженность границ и их открытый характер(нет естественных преград в виде рек, гор), обширность территории и ее населенность разрозненными небольшими по численности племенами, реки и речные системы – единственные средства коммуникации между племенами, прохождение через славянские земли транзитных торговых путей «Через варяг в греки» и Большой Волжский, Расположение между Западом и Востоком, опасность грозит отовсюду.

Природно-климатические – неплодородные почвы в значительной части славянских земель, климат неблагоприятный – «зона рискованного земледелия» - угроза вымерзания, высыхания, не вызревания посевов из-за дождей – невысокая урожайность – сам –2, сам-3. Именно сложные условия хозяйствования на земле и обусловили длительность сохранения общины в истории России.

Этнические, демографические – рост народонаселения, увеличения плотности населения в славянских землях, формирование общности славянских племен на основе языка, традиций, верований, уклада жизни.

Социально-экономические – изменения в хозяйственной жизни славянских племен, переход к трехпольному севообороту, разложение родовой общины, формирование соседской общины – верви, выделение знати(родовых старейшин, князей, дружинников, жрецов, социальное и имущественное расслоение, формирование союзов славянских племен, выделение племенных центров – погостов).

Культурные – общность языка, верований, обычаев, традиций, осознание своего единства, задач формирования государственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: