Если бы Вы были теперь на месте этого учителя, как бы Вы поступили?

Тема 8 ВОЗВРАЩЕНИЕ В СВОЕ ДЕТСТВО

( нравственный мир детства).

ЦЕЛЬ: создание эмоциональных «якорей» своего детства; активизация уровня посознательной памяти.

«Эмоциональные якоря» - это память подсознания, хранящая детские воспоминания и переживания горя, страха, радости, любви, обиды, недоверия, отчаяния и т.д. 

ЗАДАЧА ПРАКТИКУМА: вспомнить и описать не менее двух случаев из своей дошкольной, школьной жизни, где со стороны воспитателя, учителя к Вам было проявлено особое понимание (или непонимание) детской души.

 

СТРУКТУРА РАБОТЫ 1.Описание самой ситуации. 2. Поведение учителя в этой ситуации. 3. Ваша последующая реакция. 4.Анализ того, что произошло с позиции сегодняшнего дня. 

План занятия.

1.Совместный анализ ситуации из школьной жизни.

Это произошло в 4 классе. Я была примерной ученицей и никогда не пропускала занятия. Даже когда болела, рвалась в школу. Классная руководительница была строгой, но справедливой, и я ее любила. -Дело было в мае, в конце 4 четверти. На улице стояла теплая погода, и многие ученики ленились носить с собой сменную обувь. За это их очень ругали и даже вызывали родителей. Каждое утро наша учительница стояла у входной двери и проверяла у детей наличие сменной обуви. Меня всегда ставили в пример за старательность. Но однажды, почистив вечером туфли, я забыла положить их в сумку. Придя в школу, я побежала к учительнице предупредить ее. Я верила, что Тамара Александровна поймет и разрешит мне сбегать за туфлями на большой перемене. Реакция учительницы была неожиданной для меня. "Так! И ты без, обуви!" – закричала она. "Иди назад домой, а за пропущенное занятие по русскому получишь прогул". И она закрыла перед моим носом дверь. С тех пор я больше никогда не забывала сменную обувь, но и любовь к учительнице почему-то прошла.

Анализ ситуации.

Ученица нарушила установленные в школе правила (дисциплину).

* Действие учителя.

Учительница использовала метод наказания.

* Результат педагогического воздействия.

Ребенок больше не забывал сменную обувь. Однако появился побочный результат, который учитель вовсе не заметил: у ученицы пропала любовь к учителю, доверие и привязанность. Возможно, в педагогическом словаре данной учительницы не было таких "ненаучных" понятий.

* Методика взаимодействия учителя с учеником.

Прежде чем действовать, учитель анализирует ситуацию. Ребенок нарушил правила. Но какой мотив его поступка? Ребенок всегда был ответственный. Возраст детства очень доверчив к слову и личности взрослого, раним при несправедливости. Проступок случаен для данного ребенка. Учитель должен был просто выслушать объяснения (информационная реакция) и, использовав реакцию понимания, дать развивающий совет: "Ты знаешь, я всегда проверяю с утра свои вещи, все ли я приготовила". После такой беседы у ребенка не пропало бы желание быть хорошим, то есть состояние, которое В.А.Сухомлинский называет термином воспитуемость.

 

Со мной в классе училась девочка, которая отставала в умственном развитии (только теперь я поняла, в чем была причина такого отношения к ней), а соответственно и в успеваемости от сверстников. Она была забитой серенькой мышкой и стремилась войти в класс незаметно. Ее часто очень сильно били, даже я иногда пыталась ей сказать что-нибудь грубое, неприятное (теперь мне очень стыдно за свое поведение). Ее мама часто ругалась с нами, жаловалась классному руководителю, встречала дочь из школы. Но мало что помогало в такой ситуации. Девочка возвращалась домой в грязном платье и зареванная. Единственный человек, кто пытался защищать ее, была наша классная руководительница. Остальные учителя просто не обращали на эту ситуацию никакого внимания, считая, что дети разберутся сами. А классный руководитель считала, что этой девочке необходима ее помощь. И мы боялись классного руководителя, что она может нас наказать за издевательства над этой девочкой. Наша классная руководительница постоянно с нами беседовала, говоря нам, что так поступают только самые жестокие люди, порой даже наказывала. А саму девочку учила, как надо защищать себя.

Теперь я вспоминаю эту учительницу, как единственного человека, который противостоял нашей детской жестокости, был искренне заинтересован в воспитании в нас доброты, сочувствия более слабому, в отличие от других учителей предметников.

2..Групповой тренинг. Вспомнить и описать случаи из своего детства по следующим темам (ПО ВЫБОРУ):

· детские страхи,

· ложь и фантазия,

· непослушание,

· жадность и щедрость.

· дети в бурных проявлениях (радость, гнев, истерики, драки…),

· униженные и оскорбленные и др.

Описать ситуацию, которая произошла непосредственно с Вами.

Вспомнить свои ощущения (настроение, чувства, реакцию на случившееся происшествие).

Если бы Вы были теперь на месте этого учителя, как бы Вы поступили?

==========================================================

Чувство стыда. «Это было в 6 классе. (Это был сложный период для нашей страны, большинство товаров приобреталось по талонам, в том числе и школьные тетради. На каждого ученика было положено определенное количество тетрадей на четверть. На их покупку каждая школа выдавала талоны со штампом школы, но тетрадей все равно не хватало). Наш класс дежурил по школе. Меня и еще одну девочку попросили что-то взять в учительской. Мы зашли в учительскую, там никого не было. На столе мы увидели штамп нашей школы. У нас сразу появилась мысль воспользоваться этой ситуацией. Мы взяли по листку бумаги и стали ставить штампики… Мы очень увлеклись и не заметили, как в учительскую вошла учительница и увидела нас за этим занятием. Она поругала нас, но не грубо. Затем отобрала листки со штампиками и отправила нас на дежурство. Я испытывала стыд, боялась, что учительница всем расскажет о нашем проступке. Но она никому не сказала. Меня еще долго мучила совесть, но я благодарна учительнице, что она промолчала.

       Я и теперь понимаю, что поступила тогда нехорошо. Но сама жизненная ситуация того времени толкнула нас на этот проступок. Видимо учительница это тоже понимала, в какой-то мере в душе нам сочувствовала, поэтому, наверное, никому об этом не сказала».

==========================================================

3. Групповой анализ предложенной ситуации:

· анализируя взгляды Ваших сокурсников на описанную ситуацию, отметьте внешние и внутренние мотивы такого поведения ребенка и взрослого,

· сравните, если это возможно, вашу реакцию в такой ситуации с позиции поведения вас как ребенка и как воспитателя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: