Классный руководитель и его функции

В воспитании все дело в том, кто воспитатель.

Д.И. Писарев

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. В учительской среде с давних пор в ходу ироническая поговорка: «Ничто не ценится так дешево и не дается так дорого как классное руководство». Отношение учителей к классному руководству бывает разным: одни считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, без нее невозможно представить современную школу, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно в классе организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором взаимодействия остается классный руководитель.

Классный руководитель в общеобразовательной школе Российской Федерации – это педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы. В начальных классах обязанности классного руководителя выполняет учитель, ведущий этот класс.

На средней и старшей ступенях обучения классный руководитель назначается администрацией школы из учителей, работающих в данном классе.

Должность классного руководителя введена также в средних специальных учебных заведениях. В малокомплектных школах, школах-интернатах, профессионально-технических училищах функции классного руководителя осуществляет воспитатель.

С 1989 года в некоторых школах России начала вводиться должность освобожденного классного руководителя (воспитателя).

Классный руководитель работает на полную учительскую ставку. Целесообразно совмещать классное руководство с преподаванием учебного предмета в этом же классе. Его рабочий день отнюдь не нормирован, но недельная занятость педагога воспитательной учебной работой может быть согласована администрацией школы и классными воспитателями. Введение должности классного воспитателя целесообразно в тех классах, где большинство детей нуждается в особой индивидуальной педагогической поддержке.

Наиболее распространенной является должность классного руководителя, которая материально подкрепляется доплатой к основной учительской ставке. Целесообразно использовать различную доплату за классное руководство в зависимости от возраста учащихся, качества работы и профессионализма педагога, особенностей детского коллектива.

В старших классах возможно кураторство, особенно в тех случаях, когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога.

Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы работы. Так, для классного воспитателя, становится возможным проведение целенаправленной работы с каждым учеником, составление индивидуальных программ развития детей. В этом случае доминируют индивидуальные формы работы с учащимися и их семьями.

Не могут быть единообразными воспитательные задачи и формы работы классного руководителя. Они определяются запросами, интересами, потребностями, возможностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей и сложившихся между ними взаимоотношений, выстраивая отношения с каждым ребенком с учетом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализация ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями как руководителя педагогического процесса в определенной группе учащихся.

В соответствии с концепцией Р.Х. Шакурова в управлении целесообразно выделить три уровня функций. К первому уровню относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, которые Р.Х. Шакуров относит к группе целевых.

Традиционно среди педагогических функций доминирующее значение имеет функция воспитания учащихся. Перед классным руководителем стоит проблема интегрировать усилия всех педагогов, направленные на решение этой задачи.

Среди социально-гуманитарных функций, которые также являются целевыми, приоритетной является социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.

Социальная защита как функция классного руководителя – это, в первую очередь, комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, он должен идти от острых сиюминутных ситуаций к опережению событий, опираясь на точный прогноз, отводя от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ними могут встать.

Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя в широком и узком смысле слова. В последнем – это деятельность классного руководителя, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении: детей из многодетных семей, детей-инвалидов, сирот, беженцев и остальных, которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите.

В широком смысле слова – это социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями в различных направлениях.

Следовательно, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности, но приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска.

Таким образом, функция воспитания и социальной защиты ребенка является стержнем, вокруг которого строится система деятельности классного руководителя и наполняется соответствующим содержанием.

Для достижения поставленных целей воспитания и социальной защиты учащихся классный руководитель должен решать ряд частных задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления). Эти задачи определяют социально-психологические функции, к которым относятся, прежде всего, организаторские.

Главное назначение классного руководителя – поддержание положительной инициативы учащихся, связанной с совершенствованием жизни школьников, школы, микросреды, региона. Акцент делается не столько на организации учащихся, сколько на помощь им в самоорганизации.

Классный руководитель организует разнообразную деятельность учащихся: познавательную, трудовую, эстетическую, а также свободное общение учащихся, являющееся частью досуга школьников.

В процессе работы с классом представляется важным реализовать функцию сплочения коллектива. При этом задача сплочения является не самоцелью, а средством достижения поставленных перед коллективом целей.

Одной из задач, стоящих перед классным руководителем, является развитие ученического самоуправления.

Реализация диагностической функции предполагает постоянное выявление классным руководителем исходного уровня и изменений в воспитанности учащихся, она направлена на исследование личности и индивидуальности ребенка, их анализ.

Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую цель: во-первых, прослеживать результативность своей деятельности; во-вторых, диагностика может стать средством развития личности.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку классным руководителем целей воспитательной деятельности. В зависимости от возраста учащихся и уровня сформированности классного коллектива доля классного руководителя (воспитателя) в этом процессе будет изменяться.

Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Цели воспитательной работы во многом определяют содержание планов классного руководителя. Планирование воспитательной работы – это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности.

Назначение плана – упорядочение педагогической деятельности, обеспечение выполнения таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.

В планировании важно тесное сотрудничество классного руководителя (воспитателя) с коллективом класса. Планировать следует то, что ведет к цели.

Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя – это обеспечение постоянного совершенствования воспитательного процесса. Коррекция – это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.

Вышеперечисленные функции определяют содержание деятельности классного руководителя.

На их основании можно выделить 2 группы критериев эффективности его работы: первая группа – результативные критерии, отражающие насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции. Результативные критерии показывают тот уровень, которого достигают воспитанники педагога в своем развитии.

Процессуальные же показатели раскрывают то, как осуществляется педагогическая деятельность и общение педагога, как реализуется в процессе труда его личность, каковы его работоспособность и здоровье, а также какие процессы деятельности и общения учащихся он организует.

Эффективен тот труд классного руководителя, в котором высоки и процессуальные, и результативные показатели. При этом приоритетом в работе являются позитивные изменения в уровне воспитанности учащихся и их взаимоотношениях.

Вместе с тем велика роль и процессуальных показателей – тех средств воспитательной деятельности и той атмосферы, которые способствовали достижению тех или иных результатов.

Основные понятия

Классный руководитель, классный воспитатель, функции классного руководителя, социальная защита ребенка, критерии эффективности деятельности классного руководителя.

Вопросы для самопроверки

1. Почему современная школа не может существовать без института классных руководителей?

2. Каково назначение классного руководителя? Какие функции он выполняет?

3. Какие виды классного руководства практикуются в школах России?

4. По каким критериям можно судить об эффективности деятельности классного руководителя?

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с основными направлениями деятельности классного руководителя, разработанными по итогам экспериментальной работы временного творческого коллектива «Классный воспитатель» (под рук. О.С. Газмана).

Основные направления

деятельности классного руководителя.

- Совместная деятельность с руководителями физической культуры и медицинскими работниками лицея по проведению физкультурно-оздоровительных и санитарно-просветительских кампаний;

- Загородные экскурсии и походы;

- Консультации специалистов по итогам диспансеризации, контроль за выполнением их рекомендаций;

- Индивидуальная работа с каждым учащимся по режиму дня на основе медицинских данных, наследственной предрасположенности.

Учение

- Обеспечение руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся: их самообразованием;

- совместная работа с учителями предметниками, зам. директора по соблюдению учебной дисциплины;

- посещение уроков с целью выявления способностей, возможностей учащихся;

- организация консультативной помощи по предметам;

- включение учащихся в исследовательскую работу.

Общение

- Организация работы по нравственному развитию учащихся;

- овладение правилами функционирования в урбанизированной среде;

- обсуждение вопросов по культуре поведения и общения.

Досуг

- Обеспечение педагогического руководства и влияние на досуговую сферу школьников;

- создание условий для культурного досуга, использование клубных форм общения по интересам;

- отработка методики внешних связей.

Семья

- Изучение условий воспитания детей в семье;

- организация комплексного подхода к воспитанию детей в семье;

- оказание помощи семье и тактическое корректирование процесса семейного воспитания.

Чем вы можете дополнить и конкретизировать приведенные направления? Вы можете разработать и предложить свой вариант.

2. Изучив рекомендованную литературу, ответьте на следующие вопросы:

- Что такое план работы классного руководителя? В чем его назначение?

- Какие существуют принципы и требования к планированию?

- Какие формы плана работы классного руководителя вы можете предложить сокурсникам?

- План, проект, целевая программа, сценарий – каково соотношение этих понятий?

- Как соотносятся планы работы школы и планы классного руководителя?

3. Составьте план воспитательной работы с классом на четверть, подготовьте его защиту перед сокурсниками.

4. Подготовьте презентацию журнала «Классный руководитель».

5. Используйте методику «Хороший педагог» для определения особенностей деятельности классного руководителя.

Возможные темы рефератов, курсовых работ.

1. Взаимодействие классного руководителя и учителей-предметников.

2. Профессиональное мастерство классного руководителя.

3. Диагностическая деятельность классного руководителя.

4. Особенности взаимодействия классного руководителя с семьей школьника.

5. Воспитательная работа в классе.

6. Индивидуальный стиль работы классного руководителя.

Методика «Хороший педагог»

Инструкция. Проранжируйте перечисленные ниже качества (№ 1 – наиболее значимо, № 10 – наименее значимо).

1. Взаимодействует с родителями своих учеников и дает родителям возможность участвовать в жизни школы.

2. Способен поддерживать дисциплину и порядок.

3. Делится с учениками рассказами о своих успехах и неуспехах.

4. Много занимается, чтобы знать все о своем предмете (о методах и формах работы классного руководителя).

5. Открыто признается, если делает ошибки или не знает чего-то.

6. Интересуется жизнью учеников, расспрашивает их о доме и стремится помочь, если это возможно.

7. Заставляет учеников много работать, чтобы внеклассная воспитательная работа была на высоте.

8. Доброжелателен с коллегами, стремится помочь им.

9. Использует много дополнительного материала, различные методы воспитания, чтобы детям жилось интересно.

10. Помогает ученикам стать независимыми и самим организовывать свое обучение.

Для более содержательного анализа полученных результатов лучше не просто проранжировать, а заново переписать пункты методики, расположить их в порядке убывания. Это даст возможность сгруппировать результаты и определить к какому типу педагогов вы относитесь.

Начинающий классный руководитель как приоритетные выделяет пункты 2, 4, 9.

«Общительный учитель» на первые места ставит пункты 6, 8, 1.

Классный руководитель, для которого важнее собственное «я» и собственный успех отдает предпочтение пунктам 2,7,9.

Классный руководитель, ориентирующийся на развитие самостоятельности детей, выделяет пункты 10 и 6. У учителя-маски на последних местах будут пункты 3,5,6,8.

Над чем заставляют задуматься полученные результаты? Обсудите это в группе сокурсников.

Литература

1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный проект в современной школе. – М., 1998.

2. Классному руководителю. – М., 1989.

3. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999.

4. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. – М., 1999.

5. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. – М., 1986.

6. Щуркова Н.Е. Классное руководство. – М., 1999.

Глава III. Воспитательные возможности детских объединений.

Отдельный человек слаб,

как, покинутый Робинзон,

лишь в сообществе с другими

он может сделать многое.

А. Шопенгауэр

1. Новые подходы к созданию детских объединений.

Конвенция «О правах ребенка», принятая ООН в 1989 году, наряду с защитой жизни, здоровья, созданием условий для образования, полноценного развития, получения профессии, предусматривает совокупность прав детей на их активное участие в жизни общества. Конвенция утверждает права ребенка на свободу слова, получение информации, выражение собственного мнения, выбор религии, а также свободу ассоциаций и мирных собраний. В связи с этим дети объединяются, стремясь удовлетворить естественную потребность в деятельности, общении, самоутверждении, базой для реализации которых нередко становятся проблемы общественные.

В зависимости от формы бытия выделяются различные детские общественные формирования: организации, объединения и конкретные движения. Их общим основанием становится добровольное объединение детей на основе общности интересов, а общим сущностным признаком – совместная социально направленная деятельность.

К категории детских общественных объединений относятся такие, которые создаются по инициативе и на основе свободного волеизъявлении детей и взрослых и не являются непосредственным разделением государственного учреждения, но могут функционировать на его базе и при его поддержке; осуществляют социально-творческую деятельность; не ставят своей (уставной) целью полученные прибыли и распределение ее между членами объединения.

Цель деятельности любого детского объединения можно рассматривать в двух аспектах с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой – как сугубо воспитательную цель, которую ставят взрослые, участвующие в работе детских объединений.

Добровольное объединение возможно лишь тогда, когда дети видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности.

Педагогическая ценность детских объединений проявляются, прежде всего, в целях, связанных с воспитанием и развитием школьников. Выделяют следующие педагогические функции, присущие детским объединениям: развивающую – обеспечение гражданского, нравственного становления личности ребенка, развитие его социального творчества, умений взаимодействовать с людьми, выдвигать значимые для всех и каждого цели; ориентированную – обеспечение условий для ориентации детей в системе социальных, нравственных, политических ценностей; компенсаторную – создание условий для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, членом которых он является для устранения дефицита общения и соучастия.

Детские общественные объединения располагают большими, чем другие общности, возможностями для интенсивного формирования умения сочетать личные, групповые интересы людей, входящих в объединение, умения самоутверждаться через сотрудничество со сверстниками взрослыми.

Полноценная реализация вышеназванных функций обеспечивает развитие личности в детском общественном объединении, обусловливает удовлетворенность детей пребыванием в нем, а стало быть, принятие целей, нравственных норм, ролей, которые они осваивают, став членом объединения.

Воспитательная ценность детского объединения заключается в том, что оно в отличие от школы способствует осознанию подростками, с одной стороны, себя, своих возможностей, своей тождественности или различия с другими людьми; с другой стороны – ценностного отношения к социальному творчеству. При правильной педагогической инструментовке деятельность в объединении ведет подростка от самопознания к самореализации в социальной среде.

В современной ситуации, когда у школьников проявляются возможность выбора, наиболее привлекательными для них являются те объединения, которые не только дают им чувство социальной, психологической защищенности, но и создают условия для духовного и физического развития, помогают разобраться в происходящем вокруг, дают простор для самореализации. Об этом убедительно свидетельствуют данные исследования, проведенного в 1991 – 1995гг., оно охватило более 5 тысяч детей и взрослых из разных регионов.

59% опрошенных детей и подростков хотят состоять в организациях сверстников – единомышленников. Данное желание характерно в одинаковой степени для всех – независимо от возраста.

Участие в работе детской организации детям нужно, прежде всего, для того, чтобы интересно проводить свободное время (47%), лучше подготовиться к взрослой жизни (31%). Четверть опрошенных считают, что детская организация может защитить права и интересы ребят перед учителями и дирекцией школы.

Долгое время детская организация существовала на базе школы, теперь же за сохранение такого порядка высказалась лишь треть. В современных условиях ее базой 38,5% предлагают определить внешкольные учреждения и 34% место жительства. Интерес представляют такие данные: 65,5% взрослых считают, что отношения в детской организации не должны основываться на диктате какой-либо идеологии. 73,6% ребят разного возраста выражает мнение о том, что детская организация должна помочь им найти свое место в жизни. На вопрос, какими должны быть отношения детей и взрослых в детском объединении, 61% взрослых и 61% детей ответили, что они должны строиться на основе дружбы и взаимопомощи.

На основании проведенного исследования его авторы приходят к выводу, что современные детские организации и объединения призваны решать следующие задачи:

- формировать индивидуальные способности и задатки детей;

- защищать права и интересы детей в школе и обществе;

- решать проблемы организации досуга детей;

- готовить детей к новым экономическим отношениям, создавать реальные условия для того, чтобы дети могли зарабатывать деньги.

Выполнить эти задачи и реализовать свои социальные функции детские организации и объединения могут при существенной поддержке государства. Только в этом случае они смогут выступить в качестве субъекта социальной защиты ребенка, создать условия для его саморазвития, самозащиты, адаптации его потребностей к реальностям окружающего мира.

2. Типы детских объединений.

В различных типах детских объединений деятельность может отличаться по: а) направленности, содержанию, формам; б) уровню сформированности; в) мере включенности в нее детей и взрослых; г) пространству и времени осуществления; д) степени превалирования личных, групповых и общественных интересов.

Детские общественные объединения можно выделить и по их организационным формам, количественному и качественному составу, субъекту создания, общественному статусу.

Общественные формирования (понятие «формирование» используется как обобщенное, включающее в себя все виды детских организаций, объединений, движений) дифференцируется по ряду параметров: по целям и направленности содержания деятельности – патриотические, экологические, пионерские, скаутские и др.; по масштабам и границам жизнедеятельности – объединения, действующие на уровне России (СПО, РДО и др.), на республиканском (РПДПО), на межрегиональном (Ассоциация клубов начинающих журналистов), на районом (Союз несовершеннолетних граждан), на уровне микрорайона; по степени организационного оформления – зарегистрированные на разном уровне организации; детские группы, примыкающие ко взрослым движениям; разнообразные профильные структуры; по национальному составу – еврейская детская организация «Баним – Бант» и др.; по отношению к религии – Московское православное молодежное движение и др.

Детское движение сегодня свободно от диктата тех или иных политических сил. Большинство объединений создаются и развиваются на демократической, общегуманистической основе. В условиях разобщенности общества такое существование наиболее благоприятно для покоя и безопасности детей.

В зависимости от путей включения детей в социальные отношения и удовлетворения их интересов детские общественные объединения можно классифицировать следующим образом:

1. Объединения, имеющие своей главной задачей удовлетворение потребностей детей, освоение ими знаний, умений, навыков и включение в социальную практику. К этой группе относятся школы и клубы, первоначально созданные только с целью обучения, но впоследствии переросшие в творческие коллективы, действующие на пользу окружающим, сохранившие при этом и свое первоначальное предназначение, обретшие самодеятельные черты и активно передающие свои умения другим людям. Дети имеют право и возможности выбора и самого объединения, и руководителя взрослого. Позиция взрослого во многом схожа с учительской: он организатор, управленец и технолог разнообразной деятельности. Он наделен правом ставить задачи, требовать их выполнения, корректировать и оценивать индивидуальную работу. Дети в подобных объединениях участвуют в управлении деятельностью в той мере, в которой позволит взрослый.

2. Детские организации – особый тип общественных отношений, представляющий собой самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в Уставе или другом учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.

Такие объединения предлагают детям систему ценностей, на основе которой строится деятельность, формирующая определенные отношения между детьми и взрослыми. Сюда относятся национальные организации, религиозные детские объединения, пионерские и скаутские организации. Таким объединениям противопоказана «повелительная» позиция взрослого. Самодеятельность наиболее ярко отражает суть детской организации, ее развитие является ведущей педагогической целью самоуправление, самостоятельность, права членов организации представляют для подростков особую ценность. Организаторская активность подростков возрастает, когда нормами становятся: коллективное выдвижение целей, регулярная сменность выборных органов, гибкая и подвижная система временных советов, инициативных групп; целенаправленное сотрудничество взрослых и детей, помогающее освоить «шаги» коллективной деятельности.

3. Объединения клубного типа, предлагающие различные виды творческой деятельности и через нее и с ее помощью включающие ребят в социальную практику. Благоприятные условия для влияния на развивающуюся личность создают отношения между взрослыми и детьми, среди самих детей и самих взрослых. Клубный тип объединения отличается большой вариативностью выбора. Сюда относятся так называемые «профильные» объединения: военно-патриотические и военно-спортивные, краеведческие и туристические, экологические, милосерднические, юнкоровские, этнокультурные и др. Как правило, такие объединения действуют на базе каких-либо взрослых формирований или в тесной связи с ними. Здесь нет строго заданной программы. В клубном типе объединений возможно действительное самоуправление или соуправление, хотя взрослый и находится в позиции организатора. Воспитательная ценность клубной деятельности связана с тем, что она допускает более свободное общение детей, свободное объединение в группы по интересам, большую самостоятельность.

4. Спонтанно образующиеся детские объединения, которые отличаются саморегуляцией своей деятельности. Это могут быть команды, группы, клубы, возникшие на основе общей увлеченности, неформальные по своей сути и структуре. Доверительные отношения, такт, находчивость – необходимые средства для вступления взрослых в контакт с такими объединениями.

Каждый из названных типов детских объединений может действовать и как временный детский коллектив: отряд в детском лагере, экспедиция, команда для похода и др. Сохраняя все характерные особенности, эти детские коллективы отличаются еще и высоким темпом развития внутриколлективных процессов, особенностью межличностного взаимодействия, что позволяет довольно быстро получить определенные воспитательные результаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: