Типы практических заданий

Основные способы словообразования

 

Практическое задание №1

Выполнила Ракитянская С. В.

 

Конспект: прикреплён

 

Типы практических заданий

Задание 1. Выполните упр. 239, 240, 241, 242, 243, 248, 249, 254, 259 262 из сборника упражнений по современному русскому языку под ред. П.А. Леканта (М., 2001).

Упр. 239
Выделите в словах основу и определите, членимая она или нечленимая.

Вдовий, гравий, давний, долгий, жребий, калий, кремний, робкий, рыбачий, рыбий, свежий, слоновий.


Упр. 240
Расчлените слова на морфемы. Выделите основу и укажите, простая она или сложная. Обозначения:корень, суффикс, приставка, окончание, разделит. гласная.


Баран-ий — простая, горьк-оват -ый — простая, град- о -стро-и -тель — сложная,


дев-ч-ушк -а — простая, дом- о -хозяй-к -а — сложная, кажд- о -дн-евн -о — сложная,


пищ- е -вар-ени -е — сложная, по-ворот — простая, тепло- о -защит-н -ый — сложная.

 

Упр. 241
Расчлените слова на морфемы. Выделите основу. Отметьте (-ТЬ) слова с прерывистой основой. 

Баз-ир-ова - ТЬ - ся, баланс-ир-ова -ть горош-ек, движ-ущ - ИЙ - ся,

 

как- ОЙ - либо, календар-н-ый, не-движ-им-ость, с-вар-и - ТЬ - ся,

 

про-за-сед-а-вш - ИЕ - ся, раз-вед-к- а, разгоряч-и - ТЬ - ся.

 

Упр. 242
В данных парах определите, какое слово является производящим (мотивирующим), а какое - производным.

Аварийность - аварийный, верно - верный, газета - газетный, двигать - движение,
жемчуг - жемчужина, загадать - загадка, изящество - изящный, кислота - кислый,
обыск - обыскать.

Упр. 243

Определите, от каких слов образованы данные слова. В производных выделите производящую основу.

Бескомпромиссный - компромисс, выигрыш - играть, генеральша - генерал, дежурство - дежурить, единство - единый, жадничать - жадный, озвучить - звучать, привокзальный - вокзал, сверхдальний - даль.

 

Упр. 248
От данных слов образуйте имена существительные с помощью суффикса -к(а), имеющего уменьш.-ласк. значение. Выделите в производных словах производящую основу. Чередование каких звуков наблюдается в производящей основе? В каких морфемах чередуются эти звуки?

Аптека - аптечка, блюдце - блюдечко, гайка - гаечка, избушка - избушечка, книж к а - книж ечк а, кош к а - кош ечк а, пташ к а - пташ ечк а, овеч к а - овеч ечк а, соба к а - соба ч ка, трой к а - тро ечк а, чашка - чашечка, шишка - шишечка, щека - щёчка.

Чередование j/je, к/ч; при добавлении суффикса -к- образуется суффикс -ечк- в некоторых словах. Чередования в корнях и суффиксах.

Упр. 249
В данных словах выделите основу. Определите, производная она или непроизводная в современном русском языке. Какие исторические изменения произошли в основе?

Веснушка (веснушки) — производная, образование от веснуха, суф. производному от «весна».
Женственный — пpoизвoднaя, члeнимaя, тaк кaк coдepжит cвooбpaзoвaтeльныe aффикcы.Жена - женственность - женственный.
Мельница — пpoизвoднaя, члeнимaя, тaк кaк coдepжит cвooбpaзoвaтeльныe aффикcы. мел- на другой ступени чередования гласного выступает с о (см. молоть). Мельня, мельница, меленка.

Тачка — непроизводная, т.к преобразованный славянизм, используется только в одной значении тележки на колесах.

Задание 2. Выделить в данных словах мотивирующую часть и формант и определить способ словообразования.

 

Безвоздушный, израсходовать, безбилетник, мостовая, опасаться, куда-либо, противоядерный, снабженец, прихожая, вклиниться, по-братски, по­луавтомат, загромоздить, мужаться.

 

Задание 3. От одной и той же или от разных основ образованы данные слова? При помощи каких суффиксов?

Водица - водянка, кривизна - кривляние, ловкач - ловчила, ломкость -ломка, музыкант - музыкальность, равнина - равнение, слушатель - слу­шок, служба - служанка, продажа - продавец, пахота - пахать.

Задание 4. Определить, каким способом образованы данные слова.

Красновато-лиловый сложение, землевладелец сложение с интерфиксом, желторотый сложносуффиксальный, водолаз сложносуффиксальный, полновод­ный слияние слов, теплозащитный слияние, прямоугольный сложение, тракторно-ремонтный сложение, шестичасо­вой сложение, картофелечистка сложение, стеклозавод сложение.

Задание 5. Какие из данных слов образованы префиксальным спосо­бом, а какие - безаффиксным?

Отлив, перепись, подтекст, выход, провал, просинь, бездарь, пригород, соавтор, перекур, подпол, захват, накипь, привязь.

Задание 6. Произвести словообразовательный анализ данных слов (по схеме).

 

очищение

очищение — основа очище-

чистить → очищение

чистить — производящая основа чист-

о + чистить = очистить/очищать

приставочный способ образования.

 

переосмыслить
переосмыслить — переосмысли-

осмыслить → переосмыслить

осмыслить — производящая основа мысл-

пере + осмыслить = переосмыслить

приставочный способ образования.


оперение
оперение — основа оперени-

перо → оперение

перр — производящая основа пер-

о + пер- ени -е = оперение

приставочно-суффиксальный способ образования.


таксист
таксист — таксист

такси → таксист

такси — производящая основа такс-

такси + ист = таксист

суффиксальный способ образования.

 

засухоустойчивый
засухоустойчивый — засухоустойчив-

засуха — производящая основа засух-
устойчивый — производящая основа устойчив-

засуха + устойчивый → засухоустойчивый

способ образования сложения.


вы­пускник
выпускник — выпускник

выпуск → выпускной → выпускник

выпускной — производящая основа выпускн-

выпускн + ик = выпускник

суффиксальный способ образования.


прорезь
прорезь — прорез-

резь → прорезь

резь — производящая основа рез-

про + резь = прорезь

приставочный способ образования.


по-пастушьи
по-пастушьи — по-пастуш-

пастуший → по-пастушьи

пастуший — производящая основа пастуш-

по + пастуш + ьи = по-пастушьи

приставочно-суффиксальный способ образования.


бесхвостый
бесхвостый — бесхвост-

хвост → бесхвостый

хвост — производящая основа хвост-

бес + хвостый = бесхвостый

приставочный способ образования.

вялость
вялость — вялост-

вялый → вялость

вялость — производящая основа вял-

вял + ость = вялость

суффиксальный способ образования.

 

Задание 7. В данном тексте найти слова, в которых можно провести исторический словообразовательный анализ. Указать окказиональные и по-тенциональные образования.

Село, значит, наше - Радово. Дворов, почитай, два ста, Тому, кто его оглядывал, Приятственны наши места. Богаты мы лесом и водою, Есть пастбища, есть поля, И по всему угодью Рассажены тополя (С. Есенин).

почитай в значении вводного слова, пожалуй, вероятно, наверное.

 

 
































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: