Предпосылки и начальный этап формирования уголовно-исполнительного законодательства
Ранее в 20-х годах УИ законодательство называлось тюремным законодательством.
1924 был принят исполнительно-трудовой кодекс РСФСР и данный вид законодательства начал называться исполнительно-трудовым законодательство.
Не все виды наказания регулировались, регулировались только лишение свободы, ссылка, высылка, исправительные работы, а остальные виды наказания регулировались нормативными актами министерства внутренних дел.
С 1980 года силами научных и практических работников МВД РСФСР была проведена большая работа по созданию нового законодательства и был подготовлен проект Основ уголовно-исполнительного законодательства. Этот проект был подготовлен и состоял из 6 разделов:
- Задачи и принципы исполнения уголовного наказания
- Регулировал особенности отбывания наказания в виде лишения свободы. Дополнительные передачи, дополнительные свидания и иное
- Арест и ограничение свободы: арест как и сейчас на срок до 3 месяцев, но в тот период арест должен осуществляться в условиях сложного тюремного режима. Ограничение свободы должно было осуществляться по типу условного осуждения.
- Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы
- Нормы, регулирующие порядок освобождения от отбывания наказания, а так же оказание помощи лицам, освобожденным от отбывания наказаний.
- Условные осуждения и отсрочка исполнения наказаний
Проект был направлен в верховный совет РСФСР и получил первое одобрение в Комитете по законодательству. Однако на заседании верховного совета было принято решение подготовки альтернативного проекта, который был поручен Томскому государственному университету.
|
|
Эти два проекта носили различный характер: ТГУ подготовил проект, который регулировал по большей части уголовно-исполнительное наказание по международным нормам и стандартам.
Конечный проект в январе 1992 года был направлен на рассмотрение в верховный совет РФ, где прошел рассмотрение в 5 комитетах.
В марте 1992 года был вновь представлен проект в верховный совет РФ, в нем был рассмотрены положения, где исполнения наказаний возлагались на воспитательно-трудовые учреждения и было планировано ввести спецкомендатуру.
Данный проект содержал вопрос ареста и его исполнения, и предполагалось исполнять его в арестных домах.
Разработчики УИК предполагали отбывание наказание определенных категорий граждан в особых условиях.
Отдельный раздел УИК регулировал условия смертной казни, которая предполагалась приводиться в исполнение путем расстрела. Раздел о персонале учреждения, которое занимается исполнением наказания.
|
|
Несмотря на то что, данный проект был просмотрен в нескольких инстанциях, принятие его было отсрочено в силу отсутствия на тот момент УК.
В 1995 году ГД РФ ФС РФ вернулась к вопросу обсуждения проекта УИК РФ. Поступило более 400 замечаний и предложений, которые представлялись как государственными структурами, так и общественными. Предложения поступали как от депутатов, так и от отдельных граждан и осужденных.
Не мало поправок было внесено МВД – 12% и 10% представителями прокуратуры. Все поправки были связаны с изменением условий содержаний осужденных.
Развитие уголовно-исполнительного законодательство на современном этапе.
Кодекс был принят в 1996 году. На сегодняшний день он претерпел достаточно много изменений, в частности в него 38 раз вносились изменения по состоянию на 2009 год. Корректировки подверглись более 100 статей, 11 статей изложены в новой редакции и 8 статей были исключены из УИК.
Все изменения были направлены на гуманизацию и демократизацию.
В ст. 12 были внесены дополнения – запрет на применение к осужденным жестоких или унижающих человеческое достоинство мер взысканий.
Ст. 13 предполагает право осужденных на получение психологической помощи, которая должна была оказываться работниками исправительных учреждений, однако она может быть оказана только с просьбы или с согласия осужденного.
Далее изменения были внесены в ст. 14 – каждый осужденный имеет право на свободу вероисповеданий, но в связи с тем, что в России распространялся экстремизм, то в исправительные учреждения могли допускаться только священнослужители определенных организаций (прошедших регистрацию).
Ст. 15 УИК – каждый осужденный может обращаться с жалобами и заявлениями в любой государственный орган и общественную организацию.
Осужденным, которые отбывают наказание, имеют право на получение квалифицированной юридической помощи, то есть адвокат может посещать своего клиента ежедневно и наедине, но продолжительность свидания не более 4 часов.
Ст. 85 УИК – право осужденных на получение квалифицированной медицинской помощи, поэтому в каждом исправительном учреждении есть медсанчасть или медработник.
Право осужденных на свидание со своими близкими родственниками и право на телефонные разговоры, которые производятся в специальных помещениях, и прослушка телефонных разговоров обязательна и законодательно закреплена.
В уголовно-исполнительных учреждениях должны быть созданы центры трудовой адаптации осужденных, а так же производственные мастерские. Если ранее осужденные, которые отбывали наказание в исправительных учреждениях, исправление происходило посредствам труда, то сейчас он так же получает за это заработную плату.
Развитие уголовно-исполнительного законодательства прошло этапы:
- Разработка теоретических основ единого законодательства об исполнении уголовно исполнительного законодательства. 1970-1980 года
- Формирование уголовно-исполнительного законодательства РФ. 1990-1996 гг.
- Совершенствование уголовно-исполнительного законодательства. Данный этап начался с 1997 года и продолжается по настоящее время.
Понятие, цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства