История развития уголовно-исполнительного права

Предпосылки и начальный этап формирования уголовно-исполнительного законодательства

Ранее в 20-х годах УИ законодательство называлось тюремным законодательством.

1924 был принят исполнительно-трудовой кодекс РСФСР и данный вид законодательства начал называться исполнительно-трудовым законодательство.

Не все виды наказания регулировались, регулировались только лишение свободы, ссылка, высылка, исправительные работы, а остальные виды наказания регулировались нормативными актами министерства внутренних дел.

 

С 1980 года силами научных и практических работников МВД РСФСР была проведена большая работа по созданию нового законодательства и был подготовлен проект Основ уголовно-исполнительного законодательства. Этот проект был подготовлен и состоял из 6 разделов:

  1. Задачи и принципы исполнения уголовного наказания
  2. Регулировал особенности отбывания наказания в виде лишения свободы. Дополнительные передачи, дополнительные свидания и иное
  3. Арест и ограничение свободы: арест как и сейчас на срок до 3 месяцев, но в тот период арест должен осуществляться в условиях сложного тюремного режима. Ограничение свободы должно было осуществляться по типу условного осуждения.
  4. Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы
  5. Нормы, регулирующие порядок освобождения от отбывания наказания, а так же оказание помощи лицам, освобожденным от отбывания наказаний.
  6. Условные осуждения и отсрочка исполнения наказаний

Проект был направлен в верховный совет РСФСР и получил первое одобрение в Комитете по законодательству. Однако на заседании верховного совета было принято решение подготовки альтернативного проекта, который был поручен Томскому государственному университету.

Эти два проекта носили различный характер: ТГУ подготовил проект, который регулировал по большей части уголовно-исполнительное наказание по международным нормам и стандартам.

Конечный проект в январе 1992 года был направлен на рассмотрение в верховный совет РФ, где прошел рассмотрение в 5 комитетах.

В марте 1992 года был вновь представлен проект в верховный совет РФ, в нем был рассмотрены положения, где исполнения наказаний возлагались на воспитательно-трудовые учреждения и было планировано ввести спецкомендатуру.

Данный проект содержал вопрос ареста и его исполнения, и предполагалось исполнять его в арестных домах.

 

Разработчики УИК предполагали отбывание наказание определенных категорий граждан в особых условиях.

Отдельный раздел УИК регулировал условия смертной казни, которая предполагалась приводиться в исполнение путем расстрела. Раздел о персонале учреждения, которое занимается исполнением наказания.

Несмотря на то что, данный проект был просмотрен в нескольких инстанциях, принятие его было отсрочено в силу отсутствия на тот момент УК.

В 1995 году ГД РФ ФС РФ вернулась к вопросу обсуждения проекта УИК РФ. Поступило более 400 замечаний и предложений, которые представлялись как государственными структурами, так и общественными. Предложения поступали как от депутатов, так и от отдельных граждан и осужденных.

Не мало поправок было внесено МВД – 12% и 10% представителями прокуратуры. Все поправки были связаны с изменением условий содержаний осужденных.

Развитие уголовно-исполнительного законодательство на современном этапе.

Кодекс был принят в 1996 году. На сегодняшний день он претерпел достаточно много изменений, в частности в него 38 раз вносились изменения по состоянию на 2009 год. Корректировки подверглись более 100 статей, 11 статей изложены в новой редакции и 8 статей были исключены из УИК.

Все изменения были направлены на гуманизацию и демократизацию.

 

В ст. 12 были внесены дополнения – запрет на применение к осужденным жестоких или унижающих человеческое достоинство мер взысканий.

 

Ст. 13 предполагает право осужденных на получение психологической помощи, которая должна была оказываться работниками исправительных учреждений, однако она может быть оказана только с просьбы или с согласия осужденного.

 

Далее изменения были внесены в ст. 14 – каждый осужденный имеет право на свободу вероисповеданий, но в связи с тем, что в России распространялся экстремизм, то в исправительные учреждения могли допускаться только священнослужители определенных организаций (прошедших регистрацию).

Ст. 15 УИК – каждый осужденный может обращаться с жалобами и заявлениями в любой государственный орган и общественную организацию.

Осужденным, которые отбывают наказание, имеют право на получение квалифицированной юридической помощи, то есть адвокат может посещать своего клиента ежедневно и наедине, но продолжительность свидания не более 4 часов.

 

Ст. 85 УИК – право осужденных на получение квалифицированной медицинской помощи, поэтому в каждом исправительном учреждении есть медсанчасть или медработник.

 

Право осужденных на свидание со своими близкими родственниками и право на телефонные разговоры, которые производятся в специальных помещениях, и прослушка телефонных разговоров обязательна и законодательно закреплена.

 

В уголовно-исполнительных учреждениях должны быть созданы центры трудовой адаптации осужденных, а так же производственные мастерские. Если ранее осужденные, которые отбывали наказание в исправительных учреждениях, исправление происходило посредствам труда, то сейчас он так же получает за это заработную плату.

 

Развитие уголовно-исполнительного законодательства прошло этапы:

  1. Разработка теоретических основ единого законодательства об исполнении уголовно исполнительного законодательства. 1970-1980 года
  2. Формирование уголовно-исполнительного законодательства РФ. 1990-1996 гг.
  3. Совершенствование уголовно-исполнительного законодательства. Данный этап начался с 1997 года и продолжается по настоящее время.

Понятие, цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: