Анализ ожидаемых метеорологических условий на аэродроме

Метеорологические условия на высотах в районе аэродрома

 

Проанализировав карты абсолютной барической топографии поверхностей 925, 850,700, 500, 400 и 300 гПа, занесем полученные результаты в таблицу 1.

 

Таблица 1

Название карты Давление, гПа Высота, м Направление ветра, град Скорость ветра, км/ч Температура, °C Дефицит точки росы, °С Точка росы, °С
АТ-925 925 760 340 30 20,0 9,0 11,0
АТ-850 850 1480 270 20 16,0 8,0 8,0
АТ-700 700 3100 260 40 3,0 2,1 0,9
АТ-500 500 5730 260 50 -14,0 1,9 -12,1
АТ-400 400 7390 260 50 -26,0 3,5 -22,5
АТ-300 300 9410 260 40 -40,0 3,3 -36,7


Проанализировав данные из таблицы 1 видно, что на высоте 3100 м отмечается умеренная болтанка, а на высоте 5730 м - умеренное обледенение.

 

Метеорологическая сводка METAR

 

METAR URWW 170000Z 24003MPS 9999 NSC 20/13 Q1009

Регулярная сводка погоды аэропорта Гумрак (код метеостанции URWW) за 17 число данного месяца 00:00 UTC. Ветер: 240° со средней скоростью 3 м/с. Видимость: 10 км или более. Нет существенной облачности (нижняя граница облаков 1500 м и выше, нет кучево-дождевой облачности). Температура воздуха: +20°C; температура точки росы: +13°C. Давление QNH=1009гПа.

 

Анализ ожидаемых метеорологических условий на аэродроме

 

TAF URWW 162300Z 1700/1724 24003MPS 9999 PROB40 TEMPO 1714/1716 5000 -TSRA

Прогноз на 24 часа для аэропорта Гумрак за 16 число данного месяца 23:00 UTC. Период действия прогноза: с 00 часов по 24 часа 17 числа данного месяца. Ветер: 240°, 3 м/с. Видимость: 10 км или более. С вероятностью 40% временами в период с 14 часов по 16 часов 17 числа данного месяца видимость 5000 м, слабый дождь с грозой.

 


3. Оценка метеорологической обстановки на аэродроме

 

Изучив местную сводку погоды METAR на аэродроме Гумрак и прогноз TAF, можно сделать вывод о влиянии метеорологических элементов на взлет и посадку ВС.

На аэродроме Гумрак горизонтальная видимость: 20 км, высота нижней границы облаков: 2000 м, давление: 1008,5 гПа. Если сравнить данные метеорологические условия с минимумами аэродрома Гумра, то можно сделать вывод о том, что данный аэродром может принимать различные ВС, а также, он может являться запасным.

Проанализировав приземную карту погоды, видим, что опасных метеоявлений не наблюдается. Но в скором времени ожидается слабый дождь с грозой. Данное явление может повлиять на безопасность выполнения полёта, поэтому рассмотрим его подробно.

Грозы представляют собой наибольшую опасность для авиации. Главным образом она заключается в сильной турбулентности внутри кучево-дождевых облаков и вблизи них. Интенсивные вертикальные токи часто сочетаются с резкими порывами ветра, обуславливающими штормовую болтанку самолетов, интенсивное обледенение, град, ливневые осадки, шквалы, смерчи, сдвиги ветра, все эти явления сопровождают грозу. Необходимым условием для грозовой деятельности является наличие влаго-неустойчивого состояния воздушных масс. Кучево-дождевые облака, образуются в результате интенсивных восходящих потоков влажного воздуха.

В своем развитии грозовые облака проходят три стадии:

-  1 стадия (начальное развитие): представлено облаками кучевыми, мощно-кучевыми.

-  2 стадия (максимального развития): наиболее опасная, представлена кучево-дождевыми облаками с вертикальным развитием 9-12 км и выше, из которых выпадают осадки в виде града и ливней; восходящие потоки достигают 30 м/сек и более.

-  3 стадия (разрушения): размывание кучево-дождевых облаков начинается снизу, преобладают нисходящие потоки.

Классификация гроз:

·   Внутримассовые:

Кратковременные, чаще бывают в 15-19 часов, носят очаговый характер, на локаторе видны отдельные очаги засветок, их легко обходить. Перемещаются со скоростью 5-25 км/час в направлении ведущего потока на высотах 3-5 км.

Типичными синоптическими процессами являются: тыловая часть циклона - НВМ, седловина, восточная периферия антициклона, размытые барические системы, заполняющиеся циклоны. Предвестниками их являются башенкообразные и хлопьевидные высоко-кучевые облака, большая величина абсолютной влажности 12-15 г/м3 и более высокая температура

-25° в утренние часы.

Внутримассовые грозы подразделяются на:

-  конвективные,

-  адвективные,

-  орографические.

·   Фронтальные:

Наиболее активны, большой горизонтальной протяженности, на радиолокаторе вытянутые засветки вдоль фронта. Обойти их трудно. Если на экране локатора отмечаются пальцеобразные засветки - это характерно для града.

Грозовая деятельность на атмосферном фронте тем интенсивнее, чем больше разность температур между ВМ и чем больше влагосодержание теплой ВМ. Грозовые облака бывают сосредоточены вдоль линии фронта шириной от 30 до 50 км, протяженность может достигать 1000 км. Перемещаются эти грозы вместе с фронтом.

Условия полета в зоне грозовой деятельности довольно сложны. Опасность для полетов всех типов самолетов и вертолетов обусловлена сильной турбулентностью, интенсивным обледенением в кучево-дождевых облаках, возможностью поражения летательных аппаратов молнией и особенно градом. При полетах в условиях сильной турбулентности, кроме перегрузки, уменьшается диапазон скоростей, возникает опасность выхода самолета на критические углы атаки; крен может достигать 60-70°, происходит сваливание его. При попадании молнии в самолет выходят из строя антенные устройства, возможны прожоги обшивки и повреждение приемников воздушного давления.

Удар молний в самолет наблюдается, как в облаках, так и вблизи их. Наибольшая вероятность поражения самолета молнией имеет место при полете, где температура близка к 0°С (0-8°С), высота около 3-5 км.

Своевременное обнаружение грозовых очагов с целью их обхода и строгое соблюдение требований руководящих документов и выполнение всех рекомендаций играют очень важную роль в обеспечении безопасности полёта.

Подтверждением этого факта являются авиационные происшествия и инциденты, связанные с грозовой деятельностью, примерами которых являются:

·   Катастрофа самолета Як-40 компании Аэрофлот в окрестностях Душанбе 12 июня 1980 года, выполнявшего рейс из Ленинабада через перевал Анзоб в Душанбе.

На последнем участке полета, производя обход грозовых очагов, вследствие неустойчивой работы радиокомпасов и несоответствия фактического ветра прогнозируемому экипаж не смог точно определить пролёт отдельной приводной радиостанции (ОПРС) Пугус и дальней приводной радиостанции с маяком (ДПРМ) аэропорта Душанбе, что затруднило контроль пути по времени и определение местонахождения самолета.

Полет самолета при обходе грозовых очагов с уклонением от трассы и схемы захода на посадку диспетчерами службы движения аэропорта Душанбе не контролировался. Местонахождение самолета на всем протяжении полета ни разу не определялось и на борт не передавалось, несмотря на то, что полет выполнялся в особых условиях и выходил за пределы ограничительных пеленгов. Руководитель полетов (РП) не принял необходимых мер по предупреждению нарушений со стороны диспетчеров, не организовал качественную работу смены.

Нарушения, допущенные диспетчерами районного центра (РЦ), подхода и круга, а также ошибка экипажа привели к отклонению самолета от оси трассы на 32 км в сторону гор высотой до 4764 м, а дальнейшее снижение до 2100 м - к столкновению самолета со склоном горы в управляемом полете в полетной конфигурации. Все 29 человек, находившихся на борту, погибли.

·   Катастрофа самолета Ту-154 компании Пулковские авиалинии под Донецком 22 августа 2006 года, совершавшего перелёт из Анапы в Санкт-Петербург.

При полёте в условиях сильной грозы экипаж предпринял попытку провести самолет над развитым кучево-дождевым облаком (хотя руководящие документы требуют обходить облако сбоку). После неоднократного срабатывания автомата углов атаки и сигнализации перегрузок (АУАСП), самолет вышел на закритические углы атаки из-за воздействия интенсивных восходящих воздушных потоков в верхней части облака. В итоге на высоте более 11000 м резко на протяжении 10 секунд (со скоростью около 83 м/с, под углом 46,1°) самолет взмыл вверх до высоты 12794 м. После этого была полностью потеряна поступательная скорость, самолет свалился в плоский штопор и примерно через 3 минуты рухнул на землю, врезавшись в склон неглубокого оврага.

Скорость сближения самолёта с землёй в последние секунды составляла более 300 км/ч. На борту находились 160 пассажиров и 10 членов экипажа. Все находившиеся на борту погибли на месте происшествия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: