Перед тем как разработать программу нового туристического продукта в оздоровительном туризме, изучим состояние внешнего и внутреннего туристического рынка Казахстана.
Туристический рынок представляет собой сферу экономических (товарно-денежных), юридических и социальных отношений между производителями и потребителями туристского продукта.
В условиях рыночных отношений основной фигурой является предприниматель. Благодаря появлению законодательной базы и переходу туризма в сферу предпринимательской деятельности, туризм в России получил благоприятные условия для дальнейшего развития на мировом рынке туристических услуг. Развитие туризма в Казахстане, как и в любой другой стране, приводит к тому, что он становится доступным все более широким слоям населения и тем самым приобретает массовый характер. Переход казахстанской экономики к рыночным отношениям способствовал выходу казахстанского туризма на мировой рынок.
Въездной туризм является более выгодным направлением развития международного туризма Казахстана. Эта выгода, прежде всего, заключается в том, что турист (лицо, путешествующее с целью туризма в другую страну, не являющуюся страной его обычного местожительства и находящуюся за пределами его обычной среды, на срок не менее 24 часов, без занятия оплачиваемой деятельностью), посещая определенную страну.
|
|
В таблице 1 показана динамика развития въездного туризма при сравнении двух стран: Казахстана и России. [24, 59]
Таблица 1
Динамика развития въездного туризма России
Регион | Количество туристов, въехавших в страну, тыс.чел. | ||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Всего | 4878 | 5532 | 6382 | 6679 | 7582 |
Польша | 239 | 368 | 586 | 696 | 903 |
Германия | 690 | 1038 | 1446 | 1563 | 1476 |
Китай | 617 | 688 | 941 | 1152 | 1307 |
Финляндия | 406 | 327 | 377 | 391 | 563 |
США | 209 | 278 | 256 | 230 | 225 |
Франция | 149 | 119 | 56 | 206 | 245 |
Италия | 228 | 168 | 191 | 219 | 246 |
Эстония | 89 | 91 | 100 | 146 | 199 |
Однако несмотря на то, что уровень жизни населения Казахстана ниже в сравнении со многими зарубежными странами, выездной туризм постепенно развивается, о чем свидетельствует увеличение числа путешествующих туристов (табл.2).
Таблица 2
Динамика развития выездного туризма Казахстана
Регион | Количество туристов, въехавших в страну, тыс.чел. | ||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Всего | 3138 | 3199 | 2924 | 2442 | 2486 |
Турция | 980 | 956 | 354 | 133 | 234 |
Египет | 287 | 289 | 351 | 314 | 329 |
Финляндия | 267 | 203 | 284 | 204 | 157 |
Китай | 230 | 242 | 243 | 276 | 148 |
Испания | 110 | 126 | 181 | 157 | 225 |
Италия | 80 | 119 | 141 | 109 | 103 |
Германия | 102 | 114 | 125 | 125 | 116 |
Греция | 44 | 54 | 74 | 65 | 65 |
ОАЭ | 32 | 47 | 63 | 57 | 53 |
Большинство казахстанских туристов по-прежнему отдает предпочтение недорогому отдыху в странах с благоприятным теплым климатом, поскольку вопрос экономии для них является существенным. В таблице 3 приведены направления, наиболее популярные среди казахстанских туристов.
|
|
Таблица 3