Литература ___26

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Экономическая интеграция и глобальные проблемы современности»

 

Вариант №

Выполнила: студентка группи У-14-ФН-2д

 

 

Проверил: преподаватель Мизун Виктория Николаевна

 

г. Мариуполь 2016г.

Содержание:

Теория конкурентних преимуществ М.Портера______________________4

Украина на пути интеграции в Европейский Союз___________________17

Создание общего рынка стран Южного Конуса (МЕРКОСУР)_________20

Тестовые задания____________________________________________________23

40.Характерные особенности ТНК - это:

a) активное участие в международной специализации производства;

b) географическая диверсификация производства на мировом уровне;

c) диверсификация деятельности;

d) все ответы верны;

42.Международный рынок это:

a) часть национальных рынков, непосредственно связанная с зарубежными рынками;

b) часть внутреннего рынка, которая ориентируется на иностранного покупателя;

c) сфера стихийных товарно-денежных отношений между странами, которая сформировалась на основе международного разделения труда и движения факторов производства.

44.Таможенный союз - это соглашение стран, предусматривающее устранение внутренних тарифов и установление общего внешнего тарифа:

a) да;

b) нет.

46.Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай создают интеграционное объединение

a) НАФТА;

b) ЕКОВАС;

c) МЕРКОСУР.

48.Вертикальная интеграция:

a) при слиянии фирм, производящих однородные товары;

b) при слиянии фирм, функционирующих в разных производственных циклах;

c) при слиянии фирм одной формы собственности.

50.Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) объединяло:


a) 3 государства;

b) 6 государств;

c) 8 государств;

d) 12 государств.

52.Украина является членом:

a) ЕАСТ;

b) центрально-европейской зоны свободной торговли;

c) Черноморского экономического сотрудничества;

d) МЕРКОСУР.

54.Принимающая страна от деятельности – ТНК получает только преимущества от ее содействия в развитии базовых отраслей:

a) да;

b) нет.

56.Если оборудование передается американской фирмой своему подразделению в Украине, то это считается:

a) экспортом США и импортом Украины по стандартам международной статистики;

b) экспортом США и импортом Украины по стандартам платежного баланса;

c) экспортом США и импортом Украины в любом случае.+

58.В состав НАФТА входят:

        Бразилия;

Чили;

Мексика.


Литература______________________________________________________ ___26


1.Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера

В 1991 г. американский экономист Майкл Портер (Michael Е. Porter) опубликовал исследование "Конкурентные преимущества стран", изданное в 1993 г. на русском языке под названием "Международная конкуренция". В этом исследовании достаточно подробно проработан совершенно новый подход к проблемам международной торговли. Одной из предпосылок этого подхода является следующее: "На международном рынке конкурируют фирмы, а не страны. Необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе". Успех на внешнем рынке зависит от правильно выбранной конкурентной стратегии.

 Стратегия конкурентного преимущества

Основной единицей конкуренции по М. Портеру является отрасль, т.е. группа конкурентов, производящих товары или оказывающих услуги и непосредственно соперничающих между собой. В отрасли производятся продукты со сходными источниками конкурентного преимущества, хотя границы между отраслями всегда достаточно расплывчаты. На выбор конкурентной стратегии фирмы в отрасли влияют два главных момента.

1. Структура отрасли, в которой действует фирма, т.е. особенности конкуренции. На конкуренцию в отрасли оказывают воздействие пять факторов:

1) появление новых конкурентов;

2) появление товаров или услуг-заменителей;

3) способность поставщиков торговаться;

4) способность покупателей торговаться;

5) соперничество уже имеющихся конкурентов между собой.

Эти пять факторов определяют прибыльность отрасли, поскольку они влияют на цены, устанавливаемые фирмами, их расходы, капиталовложения и др.

С появлением новых конкурентов снижается общий потенциал прибыльности в отрасли, так как они привносят в отрасль новые производственные мощности и стремятся заполучить долю рынка, а с появлением товаров или услуг-заменителей ограничивается цена, которую фирма может запросить за свой товар.

Поставщики и покупатели, торгуясь, извлекают свою выгоду, что может привести к. снижению прибыли фирмы.

Платой за конкурентоспособность при соперничестве с другими фирмами являются либо дополнительные расходы, либо снижение цены, а в результате - сокращение прибыли.

Значение каждого из пяти факторов определяется его основными техническими и экономическими характеристиками. Например, способность покупателей торговаться зависит от того, сколько у фирмы покупателей, какая часть сбыта приходится на одного покупателя, является ли цена товара значительной частью общих расходов покупателя, а угроза появления новых конкурентов - от того, насколько трудно новому конкуренту "внедриться" в отрасль.

Каждая отрасль имеет свою структуру. Так, в фармацевтической промышленности редко появляются новые конкуренты, а внутренняя конкуренция основана не на ценовом факторе, а на иных факторах, например НИОКР и др. Покупателей высокие цены не отпугивают, а поставщики какого-либо существенного влияния на них не оказывают. Разработка эффективного заменителя достаточно трудна, и для нее требуется значительное время.

   2. Позиция, которую занимает фирма в отрасли.

Позиция фирмы в отрасли определяется прежде всего конкурентным преимуществом. Фирма опережает своих соперников, если имеет стабильное конкурентное преимущество:

1) более низкие издержки, свидетельствующие о способности фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем у конкурентов. Продавая товар по такой же или примерно такой же цене, что и конкуренты, фирма в этом случае получает большую прибыль. Так, корейские фирмы, выпускающие сталь и полупроводниковые приборы с низкими издержками, используют низкооплачиваемую, но весьма производительную рабочую силу в сочетании с современной технологией и оборудованием, закупленными за рубежом или изготовленными по лицензиям;

2) дифференциация товаров, т.е. способность фирмы удовлетворять потребности покупателя, предлагая товар либо более высокого качества, либо с особыми потребительскими свойствами, либо с широкими возможностями послепродажного обслуживания. Так, немецкие станкостроители используют стратегию дифференциации, основанную на высоких технических характеристиках продукции, надежности и быстром техническом обслуживании, что позволяет им диктовать высокие цены и при равных с конкурентами издержках получать большую прибыль.

Конкурентное преимущество дает более высокую продуктивность, чем у конкурентов.

Другим важным фактором, влияющим на позицию фирмы в отрасли, является сфера конкуренции, или широта цели, на которую ориентируется фирма в рамках своей отрасли. Фирма должна решить для себя, сколько разновидностей товаров выпускать, какими каналами сбыта пользоваться, какой круг покупателей обслуживать, в каких районах мира продавать свою продукцию и в каких родственных отраслях конкурировать.

Отрасли сегментированы, поэтому при выборе сферы конкуренции фирма должна решить, конкурировать ли ей по широкому фронту или нацелиться на какой-либо один сектор рынка.

 Концепция  типовых стратегий заключается в том, что каждая стратегия базируется на конкурентном преимуществе и фирма должна выбрать свою стратегию в зависимости от имеющегося преимущества.

Конкурентное преимущество достигается исходя из того, как фирма организует и выполняет отдельные виды деятельности. В результате этой деятельности создаются определенные ценности для покупателей. Конечная ценность зависит от того, сколько клиенты готовы заплатить за товары или услуги, предлагаемые фирмой. Желательно, чтобы эта сумма превышала совокупные расходы на всю необходимую деятельность. Для того чтобы достичь конкурентного преимущества, необходимо либо предлагать покупателям товар примерно с такой же ценностью, что и у конкурентов; но производить его с меньшими издержками, либо предлагать покупателям товар с большей ценностью, за который можно получить большую цену.

Виды деятельности фирмы объединены в так называемую цепочку ценностей. Все они вносят свой вклад в потребительную стоимость.

Их можно условно подразделить на две категории:

· первичная деятельность;

· вторичная деятельность.

В зависимости от выбранной конкурентной стратегии определяются способ, которым фирма выполняет отдельные виды деятельности, и вся цепочка ценностей. В разных отраслях конкретные виды деятельности имеют различное значение для достижения конкурентного преимущества. Так, для продукции отраслей машиностроения большое значение имеют развитие технологии, качество сборки и послепродажное обслуживание, а для производства моющих средств - реклама.

Цепочка ценностей фирмы - это система видов деятельности, между которыми существуют связи, возникающие, когда способ осуществления какого-либо вида деятельности влияет на стоимость или эффективность других видов деятельности. Управление этими связями может стать решающим источником конкурентного преимущества.

Фирмы добиваются конкурентного преимущества, если находят новые способы конкуренции в своей отрасли и выходят с ними на рынок, т. е. осуществляют "нововведения". Под нововведением в широком смысле подразумевается совершенствование технологии, способов и методов ведения дел. Конкретно обновление может выражаться в изменении товара или производственного процесса, новых подходах к маркетингу, новых путях распространения товара и новых концепциях сферы конкуренции и др.

Наиболее типичными причинами новаций, позволяющими достичь конкурентного преимущества, являются:

• новые технологии;

• новые или изменившиеся запросы покупателей;

• появление нового сегмента отрасли;

• изменение стоимости или компонентов производства;

• регулирование на уровне правительства.

Фирмы, которые первыми отреагировали на изменение структуры отрасли, получают преимущество, позволяющее им использовать эффект масштаба, снижать издержки, создавать фирменный имидж и налаживать отношения с клиентами в то время, когда жесткой конкуренции еще нет, а также выбирать каналы распространения, выгодные источники сырья и др.

Само нововведение конкуренты могут скопировать, но преимущества, полученные благодаря быстрой реакции на изменение структуры отрасли, часто остаются за фирмой-новатором.

В процессе обновления большую роль играет информация, которая конкурентов не интересует или которая им недоступна либо доступна всем, но обработана по-новому.

Продолжительность удержания конкурентного преимущества зависит:

• от источников конкурентного преимущества.

Преимущества низкого уровня, такие, как дешевая рабочая сила или сырье, довольно легко могут получить и конкуренты. Этого же уровня преимущество основано на использовании эффекта масштаба от применения технологий или оборудования и т.д. При появлении новой технологии такой эффект масштаба быстро исчезает.

Преимущества более высокого уровня  можно удерживать более длительное время. Достижение таких преимуществ возможно при условии долговременных и интенсивных капиталовложений;

• от количества имеющихся у фирм явных источников конкурентного преимущества;

• от постоянной модернизации производства и других видов деятельности.

Для удержания позиций фирмам иногда приходится отказываться от имеющихся преимуществ, чтобы добиться новых. Например, внедрение новых технологий корейскими судостроителями позволило снизить затраты на рабочую силу, хотя у Кореи еще было преимущество в этом отношении.

 Особенности международной конкуренции

Все, что говорилось выше о конкуренции и конкурентной стратегии, в одинаковой степени может относиться как к внешнему, так и внутреннему рынку.   В то же время международная конкуренция имеет некоторые особенности.

М. Портер выделяет два типа отраслей в зависимости от особенностей конкуренции:

• множественно-национальные отрасли, для которых характерно то, что в каждой стране конкуренция протекает по-разному, т. е. в международном масштабе такая отрасль представляет собой совокупность национальных отраслей. Проводить единую стратегию в таких отраслях невозможно;

• глобальные отрасли, которые имеют единое поле конкуренции по всему миру. В таких отраслях получение конкурентного преимущества приобретает особо важное значение в связи с возможностью его всемирного использования. Именно в таких отраслях необходимо разрабатывать не просто конкурентную стратегию, а глобальную, т.е. вырабатывать и внедрять единый подход к продаже продукции во многих странах. Сам факт функционирования многонациональных компаний (МНК) еще не означает наличия глобальной стратегии, поскольку в множественно-национальных отраслях филиалы МНК действуют автономно.

М. Портер выделяет два способа достижения и использования конкурентного преимущества при глобальной стратегии.

  Конфигурация деятельности, т.е. размещение различных видов деятельности в разных странах для того, чтобы использовать их особенности.

При сосредоточении различных видов деятельности производство осуществляется в одной стране, а выход на внешний рынок - путем экспорта товаров, при их рассредоточении производство осуществляется в разных странах, а выход на внешний рынок - посредством прямых зарубежных инвестиций.

При размещении видов деятельности страна выбирается по следующим критериям:

· минимальная стоимость факторов;

· наличие необходимых условий для проведения НИОКР;

· возможность получения доступа к специализированным навыкам;

· степень развития отношений с клиентами и др.

 Координация деятельности филиалов, которая включает:

· обмен информацией;

· распределение ответственности;

· согласование усилий.

Координация сама может быть конкурентным преимуществом, поскольку способствует накоплению знаний и опыта, полученных в разных местах.  Благодаря ей у фирм появляется возможность более быстро реагировать на изменения ситуации на рынке.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: