Из святого Варсонофия

 

Брат спросил старца:

- В Писании сказано: <i> Искуси меня, Господи, и испытай меня </i> (Пс 25, 2); и еще: <i> С великой радостью принимайте.., когда впадаете в различные искушения </i> (Иак 1, 2). А в другом месте: <i> не введи нас в искушение </i> (Мф 6, 13) и <i> молитесь, чтобы не впасть в искушение </i> (Мф 26, 41).Кажется, эти высказывания взаимоисключающие. Прошу тебя, отче, скажи, почему мысли такие различные?

Старец ответил:

Брат! Бывает искушение, в нас возникающее, а бывает искушение по попущению Божию. В нас возникшее искушение вредит душе. О нем вопиет апостол Иаков: <i> В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом... </i> (Иак 1,13). А что по попущению Божию, то на пользу душе. Такое искушение испытывает человека, а <i> от опытности - надежда, а надежда не постыжает </i>, как сказано в Писании (Рим 5, 3-4), а тот, кто не постыжен, спасен о Господе.

Поэтому <i> Искуси меня, Господи, и испытай меня </i> - то слова подвижника, который нацелился быть испытанным искушением. А терпение, как уже сказано, делает человека опытным и доставляет ему другие блага - несомненную пользу и преуспеяние! Ибо такому искушению воля подвижника не содействует, а напротив, сопротивляется. Поэтому человек прилагает собственный труд, чтобы не быть побежденным искушением.

Слова <i> Не введи нас во искушение </i>означают: «Не позволь нам быть искушаемым собственной волей или вожделением», ибо от этого происходит смерть. О нем Спаситель сказал: <i> молитесь, чтобы не впасть в искушение </i>.

 

Из святого Ефрема

 

Когда раздается звук трубы, войско готовится к битве. Но начинается сражение, и не все оказываются бойцами. Много монахов в рясах, но подвижников мало. Опыт монаха бывает явлен в час искушения. Когда выпадает снег, зверь оставляет следы, а когда приходит искушение, сатана подкарауливает монаха.

 

Из аввы Исаии

 

Брат! Во всяком деле тебя подстерегают искушения: угроза смерти, невыносимая скорбь и страшные опасности. Переноси эти искушения охотно и безмятежно, думая о том, что <i> многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие </i> (Деян 14, 22).

 

Из Отечника

 

Сказал авва Антоний: «Никто без искушений не сможет войти в Царство Небесное».

2. Старец говорил: «Если бы мы больше внимали смиренномудрию, не нуждались бы в наказании. Все страшное происходит с нами из-за нашей гордыни. Если даже апостолу был дан ангел сатаны удручать его, чтобы он не превозносился (2 Кор 12, 7), то сколь более должен нас, превознесшихся, попирать сам сатана, пока мы не смиримся».

3. Кто-то из отцов спросил авву Сисоя:

- Я сидел в пустыне, и тут пришел варвар, чтобы меня убить, а я сильней, убивать ли мне его?

- Нет, - ответил старец. - Предай его воле Божией. Какое бы искушение ни случилось с человеком, он должен осознать его и сказать, что оно случилось за мои грехи, но если благое, то по благоволению Божию.

4. Кто-то из отцов говорил, что, если ветры не будут раскачивать дерево, оно не станет разрастаться вглубь и укореняться. Так и монах, если не пройдет стойко через искушения, не обретет мужества.

5. Сказал старец: «Исключи искушения - и не будет святых. Кто бежит от полезнейшего искушения - бежит от вечной жизни».

 

Глава 34: О том, как должно противостоять искушениям и что не следует самого себя ввергать в искушения; и когда и при каких обстоятельствах нужно избегать искушения или, напротив, принимать его

 

Из жития святого Иоанна Милостивого

 

Тринадцать нагруженных кораблей Церкви, предстоятелем в которой был великий Иоанн, попали в страшную бурю в Адриатическом море. Чтобы спасти свою жизнь, моряки выбросили весь груз за борт, а цена ему была не то триста, не то три тысячи фунтов золотом.

Суда пришли в Александрийский порт пустыми. Моряки, опасаясь гнева Патриарха, скрылись в храме. Когда первосвятитель узнал об этом, воскликнул:

- Так, это же была Божья воля!

Он послал им записку, в которой прощал долг. Она начиналась словами Иова:«<i> Господь дал, Господь и взял </i> (Иов 1, 21). Братья, попавшие в беду, вы ни в чем не виноваты. Приходите. О завтрашнем дне позаботится Господь».

Много горожан собралось у него, чтобы выразить сочувствие. Патриарх вышел к ним и сказал:

- Не должно вам так унывать из-за опасности, которой подверглись корабли. Я единственный виновник: если бы не Мое высокомерие, я бы не стал подменять Божью прибыль человеческой, и этого бы не произошло. Бог наверняка, желая усмирить мою гордыню, попустил случиться этому несчастью. Бог ведает, что гордыня часто причиняет беду, когда человек не внимает никаким предзнаменованиям. А бедность как сказано в Писании, смиряет мужа. Итак, я виновник двух зол. Первое, что по тщеславию лишился мзды за милость и, второе, что из-за него же стал причиной таких потерь. И теперь на себе чувствую всю вину за страдания стольких душ. Пускай же Бог, хоть не через меня, но только ради попечения о нуждающихся подаст все необходимое. <i> Бог... не отступит от тебя и не оставит тебя </i> (Втор 31 6), сказано в Писании.

Итак, кто пришел с искренним намерением утешать святого, сам ушел утешенным. А вскоре Бог вернул вдвойне имущество нового Иова, который стал еще великодушнее и щедроподательнее к нуждающимся, чем прежде.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: