Социально-экономические отношения в султанате Фатимидов

Государство Фатимидов (909-1171) образовалось в Ифрикии (совр. Тунис) в результате победоносного восстания берберских племен против аббасидских наместников Аглабидов.

Центральная администрация Фатимидов, возглавлявшаяся халифом и его везиром, состояла из министерств, или департаментов {диван), среди которых важнейшими были министерство финансов (диван ал-амвал), военный департамент (диван ал-джайш) и государствснная канцелярия (диван ал-инша'), отвечавшая за издание и распространение официальных документов. В ходе публичных церемоний фатимидские чиновники административных, финансовых, военных, юридических, а также религиозных учреждений придерживались строгой иерархии в соответствии со своим рангом, знаками отличия и правом старшинства. Фатимиды разработали четкую систему ритуалов и церемониал с соответствующими символикой и процессуальной регламентацией.

Хозяйство Египта в первую половину правления Фатимидов процветало. Земледелие, ремесло и торговля приносили большие доходы. Главным направлением развития аграрных отношений стала трансформация земель государственного фонда. Изначально государственные земли (васийа, савафи) сдавались на откуп. Процедура сдачи земли на откуп происходила в главной мечети Фустата, бывшей столицы Египта (постепенно сливавшейся с Каиром); соглашения заключались на срок до 6 лет при условии взноса в казну определенной суммы хараджа. Акт соглашения о сдаче на откуп носил название кабала; взятые на откуп земли (акта) могли обрабатываться членами семьи откупщика, но, по-видимому, преобладала субаренда (или трудовая аренда).

Институт кабала был широко известен в мусульманском мире; связанная с ним практика уходила корнями в обычаи, существовавшие до арабского завоевания. В частности, в Египте она была порождена влиянием института долгосрочной или вечнонаследственной аренды (эмфитевсис). Откупа, способствовавшие углублению общественного неравенства, сделались в эпоху Фатимидов одним из каналов дальнейшей феодализации Египта, благодаря которому сформировалась после вытеснения византийских патронов значительная часть класса феодалов.

В 70-х годах Х в. Фатимиды поставили откупщиков под строгий государственный контроль (реформы Ибн Киллиса), сохранявшийся, как можно предположить, почти столетие. Это время наибольшего развития государственного землевладения являлось и периодом наивысшего подъема благосостояния страны.

Однако со второй половины XI в. государственная земельная собственность начинает разлагаться, что выразилось в постепенном превращении икта -откупов в и кта - временные земельные пожалования, обусловленные военной службой. Основной причиной такого поворота в развитии была необходимость обеспечения военного сословия, усиление которого было характерно для всего мусульманского Востока той эпохи.

В фатимидском Египте, как и в других современных ему государствах Ближнего и Среднего Востока, издольная аренда (музараа) являлась типичной правовой формой мелкого наследственного крестьянского держания, а по существу - формой феодального землепользования.

Феодальная собственность на землю в государстве Фатимидов выражалась прежде всего в присвоении собственником поземельного налога - хараджа. В случае откупа государственных земель откупщик (мутакаббил) вносил в казну обусловленную заранее сумму хараджа (рента-налог), тогда как сумма хараджа, которую он собирал с феллахов, была больше первой, что делало откуп государственных земель весьма выгодным.

Средоточием ремесел и торговли в фатимидском государстве были города, многие из которых сохранились с древних времен. Общественное разделение труда вело к росту числа ремесел и их дроблению. В египетских документах ХI-ХIII вв. насчитывается 265 терминов, обозначающих ремесленные специальности, тогда как для византийской эпохи их известно менее 180. Главное место среди ремесел, как это было характерно для средневековья, занимало древнее искусство изготовления тканей. Основными центрами выделки льняных-тканей были Александрия, Дамиетта, Дабик, Тиннис, Шата. В Нижнем Египте выделывались и шелковые ткани из привозного (из Сицилии, Сирии, Ирана и Ирака), и местного сырья. Асйут в Верхнем Египте славился шерстяными одеждами. В ткацком деле наблюдалась большая специализация.

Далее шли обработка металлов, стекольное и гончарное дело, в которых преобладали иудейские ремесленники, обработка кожи и дерева, изготовление бумаги, вытеснившее древнее ремесло выделки папирусов и пергамента. У Фатимидов было большое хранилище книг, где находилось не менее 600 тыс. томов. Халифы нанимали переписчиков, приобретали книги и в других странах; их примеру следовали везиры и прочая знать. Развиты были изготовление мыла, сахароварение.

Богатство и международный престиж фатимидского Египта привлекали сюда ремесленников из Сирии, Византии, Магриба и других стран. Что же касается организации ремесла, то в ткацком деле главную роль играли государственные мастерские (тираз), централизованные и децентрализованные; продукция их шла на нужды халифского двора, а также на вывоз. Крупные мастерские имелись и в сахароварении, и в бумажном деле. Утверждение Фатимидов в Египте способствовало восстановлению древних торговых связей с Востоком через Красное море, прерванных в VI в. персо-византийскими войнами.

Переломным моментом в истории государства Фатимидов было долгое правление халифа ал-Мустансира (1036-1094), при котором хозяйству страны был нанесен большой ущерб длительным голодом (с 1064 по 1072 г.), вызванным недостаточно высоким уровнем воды в Ниле и эпидемией чумы. Одновременно обострилась борьба между различными группировками военной знати.

Территория халифата Фатимидов, по существу, ограничивалась одним Египтом, что создавало сложности в рекрутировании армии. В период возникновения государства его основной военной силой являлись берберы (племенной союз кутамитов), но вскоре появилось войско из рабов, преимущественно европейского происхождения, затем суданцев, тюрок, а в связи с армянской иммиграцией (как результатом сельджукского завоевания Армении) - наемников-армян.

Территория халифата Фатимидов, по существу, ограничивалась одним Египтом, что создавало сложности в рекрутировании армии. В период возникновения государства его основной военной силой являлись берберы (племенной союз кутамитов), но вскоре появилось войско из рабов, преимущественно европейского происхождения, затем суданцев, тюрок, а в связи с армянской иммиграцией (как результатом сельджукского завоевания Армении) - наемников-армян.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: