Осн предпослки Реф в Евр

Реф-я - (изм-е) сложн по соц сост общ-пол и религ движ, направл против катол. церкви. Предпосылки: 1. консерватизм церкви (тормозит развит общ-ва, основа феодал) 2. национализм и заверш централ в Евр гос-х (стремл созд гос. Церкви) 3. распр. идей гуманизма, деят ранних реформаторов (Дж. Уиклеф, Ян Гус, Савонарола). Умерен (сделать церк более совр, соотв. реалиям врем) и радик–не направ против христ. веры. Реформ. двиг. священниками и универами.

Джон Уиклеф (2/2 14в) - англ свящ, родонач Евр реформац. Из рыц семьи, церк карьера, получ сан священ, хор церк образов, преподавал в религ школе в Оксфорде, стал магистром богосл. Учение (умерен изм-е) Евр реформац: церковь сама должна отказ. от своих богатств, земли (в Англ 1\4 земли у церкв) и перед гос-ву, дешевая и бедная церк, отмена церк налога- 10-ны, ликв. монаст. Церк должна заним спасен душ, пропоганд христ учения, а не накопл богатсв. Библ- гл свящ книга- должна стать общедоступн (начал перевод на англ яз, но не зак, перевел Нов Завет), отверг свящ. предан (комменты к библ, соч. отцов церк). Церк должна подчин англ короне. Король-викарий- ставленник Бога, и он не ниже рим. епископа. Кор. назнач еписк, распред.имущ. Призыв к созд нац. церкви.

70е 14в. выступил с идеями=>нач прислед как еретика, грозили инквизиц. Взят под покров герцог Эд. Ланкастер (оч могущ чел)- Черный принц, факт. правитель страны. На воплощ идей не решился Уиклеф переехал в замок, откр. богосл школу (не более 50 чел) умер в 1384 г после тяж болезни. После смерти вскрыли могилу (сосед) сожгли.

 

Лолларды - ученики Уиклефа, странствующ проповедн., выходцы из сел местн, бывш свящ. Преврат в радик учение. Радик считали что церк долж б уничтож.(церковь появ только в упом апостолов), имущ. отдать бедным (+сниз феод повин и отмен. налоги). Взамен предлаг из Ветх Завета религ общины, кот не были объедин в един структ. Призыв вернуться к Ветхозав вр. (при Адаме и Еве не было феод- антифеод идеи). Джон Болл- праповедн из лоллардов. Призыв верн к Au веку Пик могущ-ва лоллардов 1380-1381. В Англ произ крупн народн восст под рук Уота Тайлера (1380) (лозунги лолл): взяли Лонд, убили архиеп. Восст подавл, их уничтож. К 1415 г (Генрих 4) почти все уничт, Дж Болл захвач, казнен. Англ 1ая страна, где начин зарожд реформ идеи. Шло распр по странам ч/з универы.

Реформац в Чехии. Ян Гус (1371-1415)

Гус из зажит семьи, получ религ образ, уч в унив в Праге, получ степень магистра богослов, преподавал в унив, был свящ Вифлиемской часовни в Праге. Учение крайне умерен. 1402-1409 требов похожи на треб Уиклифа. Гус- чешск националист, его учение не универсально, тольк для Чехии. Мн критики против Герм Имп- антинемецкое. Утвержд, что лат тексты библ не явл правильн (Библ напис на греч яз), призывал перевод библ с визант оригиналов. 1412г власти стали офиц бороться против гуссито. Чехия в это вр входит в сост СРИ. Имп Сигизм Люксемб созв собр 1414-1418 в Констанце по поводу гуситов+ обсужд 3 вопр: объедин церкв и преодол вел схизмы для един. vs. турк (1308-78 – Авиньон плен пап; 1378 –ит. выбрали своего пап –пап Римск и пап Авинь. – схизма. -выгодн. еретикам, корол, реформатор), верховенство- кто выще собор или папа, гуситск ересь. Выбран епископ из Швейц Мартин 5- схизма преодалена. Он стал един Римск епископом. Собр подтв верх-во над папой. Приглашен Гус, кот гарант безопасность. Выступал в теч 2х дней в Соборе, пыт убедить, но объявлен еретикоми- передали дело в церк суд. Приговор к смерти он, и кто с ним приех. Сожгли на костре Гус- 1ый реформатор, кот погиб от рук церкви.

Чехия восстала. Антинемецк и антицерк движ. Предводит- Ян Жишко. Взята под контроль бол часть Чехии, грабит набеги на тер Герм, разор церквей. Против Чехии +поход 20-30е гг15в. Неск вторжений, все отбиты Ян получ ранение. 1431г умер. Раскол в движ на умерен (утраквисты /чашники): феод, городск верхушка.

Идеи: конфиск церк земель и раздел м/у феод,

 

перевод богосл на чешск яз. Для них важн примир с Сигизм и законч воен действия. Табориты - радик (от крепости табор на ю Чех) Идеи: полн уничтож церкви, передач. имущ. народу, созд церк общин. Открыт борьба м/у партиями=> союз утракв и имп. vs. табор. 1434 новое вторж крестоносцев. Битва у Липан. Утроквисты не участв, табориты разбиты- конец реформации, катол. церкв. возвр в Чех.

Итоги реформации: Чех- 1ая страна, где проход реальн реформац: созд гуситск церк, кот просущ до серед 17 в.Утраквисты добились многого. Сигизм подпис договор- земли закрепл за ними, гуситск церк не подверг репрессиям. Утроквисты принесли личн присягу Сигизм. После Смерти Сигизм Чехия стала независ (1434-1586): 1434 –чех выбрали кор (Иржи Подебрада).

Саванарола - итал монах из орден Св. Доменика Его счит радик реформат, др счит, что он не был реформат, а был еретиком. 1452г род во Флоренц, получ хорош церк образов, 1475 вступает в орден, изгнан за то, что обвинял др, что они грешники. Стал бродяч монахом: смирение, бедность, отказ от мирск благ (проповед). В нач 90х 15в оказ в гуще полит событий. Гл идея - отказ о богатсв. Правят во Флоренц Медичи, они естеств против. Заводил толпу, погромы богатых, иконы сжигались 1494г устроил погром vs. Медичи, на время захват власть. Это на руку Франц, кот шла в Неаполь, а Флоренц преграда. Саванарола пропуст Карла8, но обещан поддержку не получ. Медичи вернули власть. 1497г арест, отвезен в Рим в тюрьму. 1498г повешан. Это была единств попытка реформир Италию.

6. Основные реформационнаые учения (Мартин лют, Томас мюнцер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин.

Мартин Лютер (1483-1546)- член монаш орд августинцев, доктор богословия. Стрем к устран "порчи" церкви: обращ к идеалам Евангелия. Возмущ торг индульгенциями (право на отпущ 1 несмерт греха) в конц окт 1517 г. выступ с 95 тезисами (опубл на дверях часовн в Виттенберг) vs. индульгенц. Нач первого этапа Реформации (1517-1521г.) в Герм. Опроверг саму католич догму о возможн спасения души при посреднич катол клира и на основе установл церковью обряда, подчерк значение совести верующего. Тольк дойдя до полно смирения перед Божьей волей, чел может обрести спас-ую помощь Божьего милосердия. Гл место в учении: концепц 3-х «только»: спасение только верой- ч/з милость божью, ед авторитет Свящ пис. Исключ роль посредн-ва кат клира и знач церков иерархии. Отверг каноническ право. Раннее учение еще имело противоречия, оно позвол делать выводы о неподчин совести чел-ка любым внеш авторитетам, о праве общин верующ на полн. автономию от церк иерарх и папства. Лютер счит, что назнач церкви- помощь в достиж смирения, разъяснение Свящ писания. В фев 1518 г. Л. - объяснение к 95 тезисам: обязанность верующих подчин властям, но это не распростр на дела совести. В 1520 г. произ-е "К христ дворянству нем нации об улучш христ состояния" - програм церков-пол изменений: призвы к нем сословиям возглав антиримск движение, и обосновано учение о "всеобщем священстве" - все миряне обладают таким же право на священство, каким обладало кат дух-во. Требовал четко разгранич прерогативы двух власт - светск и дух, и сферы двух прав -светского (первостеп знач) и церковного. Секуляр церк имущ и роспуск монаш орденов, в монастырях - общесвен школы, приюты, госпитали.

 

В произв "О вавилонск пленении церкви" - критика учения церкв о таинствах (признал 2: крещ и причащ), за бедн церк без привел, заним воспит чел.. 1520 г. в ответ на буллу Льва 10(об отлуч Лютера) - "О свободе христианина" - в вопросах совести христ не подчин никому, гл- внутр вера, а не выполн обрядов, в области "внеш" гарант порядка - власти. Профессор Карлштадт проповед в 1521 г в свет одеянии и причащал верующих по обоим видам. Выступление "цвиккауских пророков" - объявили бесполез теологич ученость, подчеркивали роль внутр откровения, отрицали привилег духовенства, крещ мал. дет. Под влиян идей "пророков" в янв 1522 г. совет Виттенберга решил устран "идолопоклонство" - удалив иконы из церквей, толпа нападала на монахов. Лютер был возмущен столь "плотским " пониманием идей дух. свободы, за кот ратовал. Вернулся в марте 1522 г. в Виттенберг выступил с проповедями vs. радикал толкован рефом учения: право осущ реформац только в рук государей и магистратов, но не народа. "Верное предостережение всем христианам о том, как убересься от мятежа и возмущения". В последние годы жизни перевл на нем яз Библ (опубл Фарелем во Фр). С 1521 (рейхстаг в Вормсе) жив. в Саксонии.

Томас Мюнцер (ок. 1490-1525). В его взглядах Божье слово открыв избранным непосредств наитием, а не из книг. 1523 г -пастор в Альштадте, затем Мюльгаузене, пот оставил кафедр и возглав восст (+янск война в Гер). Умер в 1525 г попав в плен. Весн 1525 г. в связ с событ +янск воны и жесток преследов инакомыслящ Мюнцер перешел к проповеди насильств борьбы труд люда vs. угнетающ его "безбожн тиранов" - господ и властей, к идее завоеван власти прост народом. Настоящ живого откровен надо искать в разуме, оно сущ во все врем, у всех народов, сущ и в наст вр. Выдвиг vs. разума Библ, как Лютер- буквой убив дух. Верующие должны на земле созд царствие Божье. Христос был чел-ком подобным нам. Царствие бож на земле: нет класс различий, частн собст и какой-л самостоят гос власти, чуждой членам общества. Все сущ власти должны быть свергнуты, все работы и имущ-во -сделать общим, созд полное равенство. Надо созд. союз, чтоб не тольк в Гер, но и во всем христ мире. Опираясь на городск и +янск бедноту, М. нач созд "христианск общ-во". Лица, кот не соглас присоед- враги. Христ общ должн отбирать имущ у феодалов, церкв и богач, а отобран богатства делить среди членов общ-ва. Надо устран монастыри, священ приходы. Лютер донес на Мюнцера саксон князьям. Город совет Альштадта изгнал его. Мюнцер в Мюльгаузен. Нюрнберг там тоже изнали=> перекочевал в юж Герм. 1522-23 Рыцарск восст (низш двор, рыц). Вожди Зикинген и Гуттен.

Ульрих Цвингли. Швейц. свящ и гуманист.еще до 1516г (выступление Лютера) выдвиг реформ требования. В 1519 г. пропаганд собст евангелич учение. Основ идеи: 67 тезисов (1523), «О божест и чел справедливости» (1523), «Об истин и ложн вере» (1525), «Изложение христверы» (1531).  Отверг свящ предание, критик. схоластическое богословие, исповед. принципы оправдания верой

 

и всеобщ священства, идеал; раннехрист церковь. Не призн церк иерархию, монаш-во, индульгенц, веру в чистилище, поклонение святым, мощам, иконам. отверг идеи католицизма. Выступал vs. бедствия Швейцарии - наемничества и иностран пенсий, осуждал ростовщ-во и монополии. Порицал крпеостничество. Обобществление имущества- наруш заповеди "не укради" Нет жестк разгрaнич светск и дух власти, дух власть и в мирских делах. В цвингликан общине пастыри избирались верующими. Теократический строй в Цюрихе. 1529 г. в Марбурге встреча Лютера и Цвингли. Не получилось объединить церкви. Лютер выступал против Цвингли теперь жестко.

Жан Кальвин. В 1534 и 36 г. пересел в Женев. В 1534 г. изгнали. 1536 г. вернулся. В эти гг формир кальвинизм - радикаь революц учение. Учение изложено "Наставление в христианской веры" 2 т: тезис о предопределении - судьба предопред богом, нельзя изменить. чел может узнать судьбу. Избранники спасутся. Богат - избраннки. Человек сам опред избранник он или нет. Давая людям богатство бог показ, что чел избран. Нельзя выстав богатство на показ. Деньги должн трудится. Тезис о мирском призвании: кажд призван служить Богу, исполняя свои обычн повседневн дела. Католич церк д/б уничтож. Основ ср-ва для развития пр-ва. Простые люди подчиняются властм, власти тож имеют призвание (честн. править). Тиранов отстранить от власти и заменить. В самой Женеве из жителей создал консисторию - кальвинист общину. Глава выбир верующими - пресвитор, заместитель - министр (из мест верх-ки). Католиком быть в Женеве позорно. Кальвин –пресвит, "женевский папа" Верующие под жестк контрол. За малейш провин - наказание. В чист виде только в Женеве. Распространение во Фр - Юж. Франция. Гугеноты–кальвинисты (высш. знать исп кальв для борьб с кор. вл).





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: