double arrow

Финансовое оздоровление за счет использования внутренних возможностей предприятия


Не­эффективное управление компаниями зачастую приводит к их разорению. В данном случае в первую очередь необ­ходимо использование внутрихозяйственные резервовы, при этом основ­ными мерами финансового оздоровления несостоятельных организаций является реконструкция процедур управления. Успешное их применение позволяет не только снять финансовую угрозу банкротства, но и в значи­тельной мере избавить организацию от зависимости использования заем­ного капитала, ускорить ее восстановление с наименьшими издержками.

Для разработки конкретных мер на разных этапах оздоровления можно воспользоваться различными вариантами управленческих дей­ствий, наиболее приемлемыми для российских организаций. В условиях кризисной финансовой ситуации восстановление осуществляется поэтап­но.

1 этап. Устранение неплатежеспособности — это самая неотложная задача в системе мер финансовой стабилизации организации. В этом случае важно создание условий для нормального производст­венного процесса и снижение  себестоимости продукции. В этом случае угроза банкротства организации в теку­щем отрезке времени может быть ликвидирована.

2 этап. Восстановление финансовой устойчивости — это одновре­менное устранение негативных причин или резкое ограничение их влия­ния на финансовую устойчивость организации, что позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в среднесрочном периоде.

Восстановление финансовой устойчивости организации происходит как продолжение реализации принимаемых мер по сокращению потребле­ния, финансовых ресурсов и увеличению положительного потока прироста собственных финансовых ресурсов. Сокращение потребления финансовых ресурсов связано с применением принципа «сжатие организации»: чем больше будет положительный разрыв между притоком денежных средств и их оттоком, тем быстрее достигается финансовая устойчивость организа­ции.

3 этап. Обеспечение финансового равновесия в длительном перио­де это создание условий для своего самофинансирования, развития производства, устранения старых и

 возникающих новых угроз улучшению финансовых результатов деятельности организации.

Обеспечение финансовой устойчивости организации в длительном периоде за счет увеличения прибыли создает хорошие условия для са­мофинансирования экономического роста организации и сокращения при­влечения кредитных ресурсов.




Практика проведения финансового оздоровления организаций раз­личных направлений деятельности позволила определить типичные варианты управленческих воздействий на отдельные элементы бизнес-процессов в организации.

1. Повы­шение эффективности использования основных средств организации:

 а) повышение эффективности оборудования:

●  определение перечня оборудования, не используемого в текущей производственной деятельности или редко используемого в производственной деятельности;

● определение круга потенциальных покупателей и пользователей излишнего оборудования;

● продажа/сдача в аренду излишнего или ма­ло используемого оборудования;

●  обмен оборудованием между предприятиями;

●  консервация оборудования для исключения его из налогооблагаемой базы, списание старого, изношенного оборудования в металлолом;

●  если предприятие арендует оборудование, следует изучить возможности перезаключения арендного договора с арендодателем на новых, более экономичных условиях или в противном случае отказаться от него;

●  рассмотрение возможности альтернативного использования излишнего или мало используемого оборудования для производства других видов продукции или оказания услуг с целью получения новых источников дохода, возможно, в кооперации с другими предприятиями и предпринимателями и др.;



б) повышение эффективности использования администра­тивных, производственных и складских помещений:

●  определение перечня площадей административного, производственного и складского назначения, мало используемого в текущей хо­зяйственной деятельности предприятия; сокращение указанных площадей в  соответствии с ожидаемым уровнем производства;

●  продажа излишков площадей административного, производственного и складского назначения;

●  сдача в аренду излишков площадей административного, производственного и складского назначения;

● консервация излишков площадей с целью уменьшения текущих энергетических затрат, по их охране, уборке и т.п.;

●  в случае аренды помещения, следует изучить возможности перезаключения арендных договоров с арендодателем на новых, более экономичных условиях или в противном случае отказаться от его, определить возможности арендовать помещения у другого арендодателя на более выгодных условиях;

●  рассмотрение возможности использования свободных помещений для организации новых, более выгодных видов деятельности и производства, возможно, в кооперации с другими предприятиями и организациями;

2. Сокращение капитальных вложений:

● остановка инвестиционных проектов, которые стали менее эффективными (убыточными) в результате изменения внешних рыночных факторов;

● определение возможности передачи объектов незавершенного строительства или привлечения сторонних инвесторов для быстрейшего окончания строительства и ввода объектов в эксплуатацию;

● консервация объектов капитального строительства с целью снижения текущих затрат по их содержанию и др.

3. Рационализация производственных запасов:

● распределение запасов по степени их важности для стабильной деятельности предприятия, уменьшение объема тех видов запасов, которые не являются критическими для функционирования предприятия;

● определение видов и количества излишков материалов (деталей, товаров), не используемых в производстве, или залежавшихся товаров (материалов), готовой продукции и т.д.;

●  уменьшение затрат, связанных с хранением материальных ресур­сов;

● продажа излишних материальных ресурсов, готовой продукции;

●  рассмотрение возможности распродажи залежавшихся запасов, некондиционных товаров и изделий со скидками;

4. Рационализация производства:

● закрытие нерентабельных производств, с высвобождением материальных ресурсов, персонала, оборудования и производственных площадей;

●  повышение качества выпускаемой продукции за счет внедрения пооперационного контроля качества;

●  увеличение выпуска продукции на рентабельных участках производства за счет концентрации на них материальных и трудовых ресурсов;

●  переориентация нерентабельного производства на выпуск более доходной новой продукции, пользующейся спросом на рынке;

● сокращение рабочих мест соответственно сокращению объемов продаж и др.

5. Ускорение оборота денежных средств:

● создание системы стимулов (скидок) для клиентов, приобретающих продукцию предприятия, в целях ускорения оплаты за продукцию (применение предоплаты, досрочная оплата по сравнению с договором, оплата в срок);

●  создание системы стимулов (скидок) клиентам, увеличивающим объем закупок продукции и своевременно ее оплачивающим;

●  применение системы оплаты менеджеров, отвечающих за сбыт продукции, в зависимости от объема поступления денежных средств от клиентов, с которыми они работают и др.

6. Снижение затрат в производственной и коммерческой деятельности:

●  уменьшение общехозяйственных расходов (затрат на авто транспорт, представительские расходы, на командировки, на охрану и др.);

● внедрение ресурсосберегающих технологий;

● введение жесткого контроля за потреблением энергоресурсов;

● сужение своей производственной сферы за счет уступки части производственного цикла или вспомогательной работы другому производителю;

 ● сокращение затрат на рекламу продукции за счет пересмотра рекламного бюджета;

●  повышение механизации производственного процесса и сокращение ручного труда;

●  замена импортных материалов на продукцию отечественного производства;

●  внедрение прогрессивных форм оплаты труда, обеспечивающих рост производительности труда работников;

●  уменьшение объемов материальных отходов и рассмотрение возможности их использования для производства сопутствующей продукции.

7. Уменьшение оттока денежных средств:

●  разделение поставщиков на категории по степени их важности для деятельности организации;

●  увеличение сроков платежей менее важным поставщикам;

●  поиск  поставщиков, предлагающих более выгодные условия оплаты или более качественную продукцию.

8. Реструктуризация кредиторской задолженности:

●  отсрочка (перенесение платежа на более поздний срок) и рассрочка платежей (дробление платежа на несколько более мелких);

● взаимозачет взаимных платежных требований (погашение взаимных обязательств контрагентов);

●  определение перечня кредиторов, долги которым следует погасить полностью или частично в первую очередь;

●  погашение задолженности кредитором активами должника (посредством передачи кредитору иму­щества должника, материальных ресурсов, продукции, услуг и т.д.);

●  изыскание дополнительных источников финансовых ресурсов за счет эмиссии акций, облигаций;

9. Реструктуризация дебиторской задолженности:

●  взаимозачет взаимных платежных требований;

●  оценка платежеспособности покупателей и определение политики предоставления коммерческого (товарного) кредита;

●  систематический контроль расчетов с покупателями по отсроченным и просроченным задолженностям;

● применение скидок в обмен на ускорение платежа;

●  передача дебитором в зачет погашения задолженности быстроликвидных ценных бумаг (государственных облигаций, акций известных ком­паний топливно-энергетического комплекса и т.д.) по взаимному соглашению;

●  передача дебитором части своего имущества в погашение задол­женности;

●  применение системы скидок от стоимости продукции при досрочном, своевременном платеже за отгруженную продукцию и снижение санк­ций за просрочку платежа;

●  продажа долга с дисконтом 10—15% третьей стороне или дебитору дебитора.

10. Реструктуризация банковских кредитов:

● пересмотр условий кредита (отсрочка выплаты основного долга, снижение процентной ставки);

● переоформление краткосрочного кредита в долгосрочный;

● заключение договора финансирования под уступку прав требования (договор факторинга)

11. Увеличение объемов продаж:

●  проведение маркетинговых исследований и наблюдений;

●  определение конкурентных преимуществ своей продукции и возможности извлечения выгоды из них;

●  проведение анализа цены и объема реализуемой продукции, снижение цены для
увеличения доли предприятия на рынке.

12. Совершенствование организации маркетинга для уве­личения объема продаж:

●  поиск видов продукции, на которые существует не­удовлетворенный платежеспособный спрос;

●  информирование потребителей о свойствах продукции, ее качестве, сервисе с упором на «сильные стороны» продукции;

● формирование сбытовой и дилерской сети;

● формирование системы послепродажного обслуживания продукции;

● развитие долгосрочных отношений с поставщиками для обеспечения качества поставок и снижения затрат.

13. Совершенствование организации управления:

●  сокращение числа звеньев и уровней управления;

● централизация или децентрализация функций управления в за­висимости от конкретных условий производства;

●  разработка новых функциональных положений, уменьшающих дублирование функций;

●  создание новых функциональных подразделений, ответственных за финансовое оздоровление предприятия;

●  внедрение эффективного информационного обеспечения;

●  разработка методов мотивации управленческого персонала в результатах деятельности предприятия;

●  внедрение мероприятий по снижению документооборота (уменьшение бюрократизации в аппарате управления);

● улучшение производственной и организационной структуры уп­равления и др.

14. Совершенствование системы бухгалтерского учета:

●  проведение переоценки имущества в связи с изменением рыночных условий;

 ● внедрение информационных программ по обработке бухгалтерских документов.


Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: