Лекция Международная экономическая интеграция

 

  Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких и устойчивых взаимосвязей и разделение труда между национальными хозяйствами, взаимодействие их производственных структур на различных уровнях и различных форм.

   Процесс интеграции охватывает различные звенья целостной систем: собственно производство, обращение товаров и капитала, рабочей силы и технологий.

          Причины интеграции

·  научно-технический прогресс.

· развитие крупных монополий, впоследствии ТНК.

· политические факторы: стремление государств с помощью интеграции обрести больший политический вес, авторитет в мировом сообществе.

    Между интегрирующими государствами существует примерно одинаковый уровень развития рыночных отношений и национальных экономических показателей.

    Цели интеграционных сообществ в основном совпадают. Они выражены в стремлении стран - участниц интеграционных союзов получить не только экономические преимущества в виде увеличения прибылей, снижении издержек производства и обращения, но и в сфере политики, военной области, культур и др.

         Международная экономическая интеграция проявляется в различных формах:

А) зона свободной торговли;

Б) таможенный союз;

В) общий рынок;

Г) экономический союз;

Д) валютный союз.

   Зона свободной торговли - начальный уровень интеграции, при котором страны участницы договариваются о полной взаимной отмене таможенных тарифов и квот. В то же время каждое государство проводит свою собственную торгово-экономическую политику в отношении третьих стран.

   Таможенный союз - это объединение, при котором страны-члены не только ликвидируют таможенные тарифы и квоты внутри союза, но и устанавливают единые таможенные тарифы в отношении третьих стран.

   Общий рынок - более развитый тип интеграции. Кроме устранения таможенных барьеров между государствами - членами объединения, установления единой системы тарифного и не тарифного регулирования по отношению к третьим странам, общий рынок устанавливает свободное движение факторов производства: капитала, рабочей силы между государствами участниками, а также единую торговую политику в отношении третьих стран.

       Экономический союз - еще более высокая ступень экономической интеграции, когда в дополнение к тому, что мы имеем в рамках общего рынка, происходит координация экономической политики стран участниц.

  Валютный союз помимо единой экономической политики требует унификации законодательства в пределах данного интеграционного союза, предлагает общую для всех стран участниц валютную политику, т.е. единую валютную систему с едиными валютными отношениями и единым валютным механизмом: единую валюту, единые правила регулирования валютных курсов, общий центральный банк и пр.

   Самым ярким представителем международной экономической интеграции является Европейский союз.

   В 1957г. в Риме был подписан, а в 1958г. - ратифицирован договор об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) между шестью странами Европы: ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом. Несколько позже, в 1960г., в противовес Европейскому экономическому сообществу был заключен договор о создании Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), куда вошли семь государств: Великобритания, Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария - так называемая Европейская семерка под эгидой Великобритании.

    В 1990г. ЕС и ЕАСТ заключили договор о европейском экономическом пространстве, согласно которому снимаются все барьеры в торговле между двумя интеграционными объединениями, предоставляются равные возможности корпорациям стран ЕС и ЕАСТ при размещении государственных заказов, при этом устраняются привилегии для национальных корпораций, провидится гармонизация технических норм и стандартов.

         Интеграционные процессы в Западной Европе прошли четыре этапа.

   Первый этап (50-70 года) характеризуются постепенной отменой пошлин и количественных ограничений в торговле между странами - членами ЕЭС, формированием таможенного союза, введением единого таможенного тарифа в торговле и единой таможенной политики Сообщества в отношении третьих стран. В пределах таможенного союза происходит свободное движение не только товаров, но капиталов и рабочей силы. С начала 60-х годов начинает, проводится единая аграрная политика путем создания общего аграрного фонда ФЕОГА, единых цен на сельскохозяйственную продукцию и пр. Внутри Сообщества происходил интенсивный процесс концентрации производства и капиталами между странами-членами, а также с третьими странами, особенно с США.

   Второй этап (середина 70-середина 80-х годов) - это период кризисного развития западноевропейской интеграции. Произошло падение промышленного производства в странах - членах ЕЭС, усилились диспропорции в уровнях экономического развития между странами Сообщества. Разрыв в уровнях экономического развития между государствами-членами ЕЭС возрос с вступлением в Сообщество в 1981 году Греции.

  Европейское экономическое сообщество ищет пути преодоления застойной экономической ситуации. С 1979 года в ЕЭС начинает действовать Европейская валютная система (ЕВС), т.е. проводится валютная интеграция. Ее главная цель: использовать западноевропейскую региональную валюту ЭКЮ в противовес доллару и выработать общую стратегию в валютно-финансовой сфере стран - членов ЕЭС и реализовать ее в Международном валютном фонде, на совещаниях Большой семерки, в системе мирохозяйственных связей.

    Третий этап (середина 80 - начало 90-х годов) связан с увеличением членов Сообщества до 12, а также с вступлением в силу с 1 июля 1987г. Единого европейского акта (ЕЕА). Единый европейский акт подтвердил общую цель государств - членов Сообщества - формирование Европейского союза как союза политического и экономического. Он провозгласил основную цель ЕС - функционирование единого внутреннего рынка как «пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц», где государства - члены союза образовали единый хозяйственный организм. К концу 1992года был создан единый внутренний рынок стран - членов Сообщества, а также создание предпосылок для строительства валютного и политического союзов.

   Четвертый этап. Согласно ЕЕА, с января 1993г. в рамках Европейского экономического сообщества осуществляется свободное передвижение факторов производства, т.е. в пределах ЕЭС сформировалось единое экономическое пространство.

     В соответствии с Маастрихтским договором 1992г. происходит поэтапное строительство единой европейской валютной системы (ЕВС) с единой денежной единицей евро. В 1994-1998 гг. формируется Европейский валютный институт. С 1997 года устанавливаются определенные параметры экономического развития для введения евро в странах ЕС: бюджетный дефицит - не более 3% ВВП, внутренний долг - не более 60% ВВП и пр.

      В период с 1999 до 2002 г. взаимно фиксируются курсы валют и привязываются к евро, учреждается Центральный банк Европейского союза и Европейская система Центральных банков. С января 2002 г. евро входит в обращение на ряду с национальными валютами, а с июля 2002 г. становится единой денежной единицей в пределах ЕС. Одновременно формируется политический союз, что выражается в политическом сближении стран ЕС и усилении действенности уникальной системы межгосударственного управления в ЕС посредством пяти основных институциональных органов: Европейского парламента, Комиссии ЕС, Европейского совета, Совета министров, Суда ЕС, представляющих законодательную, исполнительную и судебную власти.

   Объективные процессы экономической интеграции происходят и в других районах мира. Наиболее развитой интеграционной группировкой в Североамериканском регионе является НАФТА - Североамериканская ассоциация свободной торговли, образованная в январе 1994 г. США, Канадой, Мексикой.

Интеграционные процессы в НАФТА, по замыслу его организаторов, будут идти по типу интеграции в ЕЭС: создание общих рынков товаров, капиталов, рабочей силы, технологий США, Канады и Мексики, в конечном итоге - сращивание процессов воспроизводства государств-членов, формирование единого хозяйственного организма трех стран. НАФТА обладает мощным (особенно благодаря США) экономическим потенциалом, например, ежегодный объем производства товаров и услуг США, Канады, равняется 3 трлн долл., а их доля в мировой торговле составляет почти 20%.

     Основополагающие принципы соглашения НАФТА состоят в том, что к 2010 году в данной интеграционной группировке должны быть ликвидированы все торговые, инвестиционные барьеры и таможенные пошлины между государствами-членами. Кроме того, в рамках интеграционного объединения формируются американско-канадско-мексиканские группы по охране окружающей среды, учреждается на трехсторонней основе арбитражная комиссия.

     Интеграционные процессы в НАФТА в сравнении с ЕС отличают: доминирующее положение в североамериканском экономическом регионе США, слабая взаимосвязь экономик Канады и Мексики и связанная с этими процессами ассимитричность экономического взаимодействия США, Канады, Мексики.                          

    Планируется, что полноценный общий рынок в пределах североамериканской интеграции будет образован к 2010 г., а в перспективе НАФТА будет интегрироваться с торгово-экономическим блоком «Меркосур» (созданным в 1991 г. в составе Аргентины, Бразилии, Уругвая, Парагвая). К 2020 г. предполагается добиться подлинного «интеграционного прорыва» еще на одном важнейшем для США направлении - в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

Интеграционные процессы в в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), гигантском по своей экономической мощи, проходят на территории с населением более 3.5 млрд. человек. На АТР приходится 56% мирового валютного продукта, 45% мирового экспорта и 45% мирового импорта.

      Специфика интеграционных процессов в АТР состоит в следующем:

1. в интеграцию включены как развитые, так и развивающиеся государства, имеющие разный уровень экономического развития;

2. процессы интеграции происходят в основном на микроэкономическом уровне, между фирмами, корпорациями стран региона;

3. интеграция протекает на региональном уровне и в большей мере на уровне отдельных субрегионов;

4. степень организационной готовности интеграционных процессов пока невелика;

5. отсутствует четкое институциональное оформление данной интеграционной группировки.

   Азиатско-Тихоокеанский регион включает ряд субрегиональных объединений: Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Австралийско-Новозеландскую зону свободной торговли, Южно-Тихоокеанский форум (ЮТФ), Тихоокеанский экономический совет (ТЭС).

   Существуют совместные консультативные организации, помогающие институциональному становлению интеграционных процессов в АТР и его субрегионах, например, КТЕС – Конференция по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, КТТР - Конференция по тихоокеанской торговле и развитию и др.

   В процессах азиатско-тихоокеанского сотрудничества главную роль играет Япония.

   Интеграционные процессы развиваются на различных континентах, в различных регионах земного шара: в Африке, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке. В 80-е г. развивающиеся страны учредили более 40 торгово-экономических объединений, но большинство из них находились на этапе прединтеграции, либо первых ступеней интеграции. Некоторые к настоящему времени распались, например, в Африке - ЭКОВАС, в Латинской Америке - АЛАДИ, ЭКЛАК.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: