Основные подходы к коррекции нарушений грамматического строя речи при общем недоразвитии речи у дошкольников

Основные задачилогопедической работы по преодолению ОНР определяет «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». Авторами программы являются Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. Программа опубликована в сборнике программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи» под редакцией Г.В. Чиркиной, 2008.

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учётом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала. Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее – в связной речи.

Работа над каждой грамматической формой начинается с уточнения ее значения в импрессивной речи. После усвоения отрабатываемой формы осуществляется ее закрепление в экспрессивной речи.

Каждую грамматическую форму отрабатывается по следующему плану: выделение общего грамматического значения ряда словоформ; соотнесение выделенного значения с флексией, обозначающее данное грамматическое значение; звуковой анализ флексии; закрепление связи грамматического значения и флексии в специально подобранных упражнениях; образование аналогичных словоформ в спонтанной речи.

Направления логопедической работы с детьми с ОНР по усвоению грамматических категорий:

v совершенствование умения изменения существительных по падежам;

v совершенствование умения согласования имен прилагательных с существительными в роде и числе;

v совершенствование умения образования имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа;

v совершенствование умения изменять глаголы по числам;

v совершенствование умения согласования глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе;

v совершенствование умения согласования глаголов с личными местоимениями;

v совершенствование умения согласовывать имена существительные с именами числительными.

Формирование системы грамматических категорий определяется последовательностью появления форм словоизменения в онтогенезе и поэтому можно выделить 3 этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР:

Первый этап формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.

Существительные: 1) дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа, 2) отработка беспредложных конструкций единственного числа.

Глаголы: согласование существительного и глагола настоящего времени третьего лица в числе.

Второй этап работа над формами словоизменения.

Существительные: 1) понимание и употребление предложно–падежных конструкций единственного числа, 2) закрепление беспредложных форм множественного числа.

Глаголы: 1) дифференциация глаголов 1, 2, 3 лица настоящего времени, 2) согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе, роде.

Прилагательные: 1) согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.

Третий этап закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.

Существительные: употребление предложно–падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.

Прилагательные: согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.

При формировании формообразования в словосочетаниях необходимо учитывать различные типы словосочетаний: а) глагольные, б) субстантивные, в) адъективные, г) наречные, д) местоименные, е) словосочетания с числительными [19].

В работе с дошкольниками, страдающими ОНР, особое внимание уделяется глагольным словосочетаниям. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, глагол чаще всего выступает в роли предиката, организующего звена предложения, с другой стороны - у дошкольников с ОНР в структуре предложения преимущественно выпадает предикат.

Глагольные словосочетания закрепляются в следующей последовательности: а) предикат + объект, выраженный прямым дополнением (например: “рисует дом”, “гладит собаку”); б) предикат + объект, выраженный косвенным дополнением существительным без предлога (например: “рубит топором”, “дарит внучке”); в) предикат + локатив, выраженный существительным в косвенном падеже с предлогом (например: “играет в саду”, “танцует на сцене”).

Среди именных словосочетаний наиболее доступными для дошкольников с ОНР являются следующие:а) словосочетания, состоящие из существительного и прилагательного (например: “красная машина”); б) словосочетания из 2-х существительных со значением принадлежности (например: “хвост лисы”), со значением совместности (например: “чашка с блюдцем”) [19].

Овладение детьми навыками словоизменением осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и путём практического использования значительного количества языковых единиц. Иначе говоря, в период формирования словоизменения ведущую роль играет обогащение речевого опыта. В соответствии с коррекционной направленностью обучения детей необходимо использование лексического материала из разных областей жизни природы и общества. Лексические темы не даются изолированно, они планируются в структуре тем по формированию лексико-грамматического строя речи.

Таким образом, логопедическая работа по усвоению грамматических категорий должна строится с учетом закономерностей развития грамматического строя речи в онтогенезе. На первом этапе проводится работа по формированию наиболее простых по семантике форм. Второй этап – работа над формами словоизменения. На третьем этапезакрепляются более сложные по семантике и внешнему оформлению формы словоизменения. Несмотря на поэтапное планирование формирования системы грамматических категорий, работа строится, интегрировано, охватывая все стороны коррекционно-логопедической работы одновременно. Закрепление усвоенных грамматических категорий рекомендуется проводить на занятиях по другим видам деятельности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: