Музейно-храмовый комплекс, как основа
Нравственного, духовного и патриотического
воздействия на учащихся
Руководители проекта:
Заведующая Музеем истории
образования ЦРТДиЮ - Дроздова Т. М.
Методист ЦРТДиЮ – Богачева С.А.
Директор МОУ «Пед. лицей» - Ярышкина Ю. А.
Кл. руководитель 10 Л «Е» - Симоненко С. Б.
Научные консультанты:
кандидат педагогических наук,
старший преподаватель кафедры методологии
постдипломного пед. образования ПИПКРО -
Соколова Т. А.
научный сотрудник ГосНИИ семьи и
воспитания Российской Академии образования –
|
|
Потаповская О. М.
Великие Луки
2008 г.
Цель проекта – развитие внутреннего, духовного мира
ребенка, прочувствование им
первоначального контекста ценностей,
свойственных отечественной культур.
Стратегическая цель – интеграция основного и
дополнительного образования,
углубление содержания образования
и создание оптимальных условий
для интеллектуального и духовного
развития ребенка.
Главная стратегическая задача – формирование
интегрированного социокультурного
учебно-воспитательного
пространства через налаживание
эффективной системы
взаимодействия всех участников
образовательного процесса на основе
совместной реализации комплекса
инновационных учебно-
воспитательных программ
междисциплинарной
социокультурной направленности.
Задача – изучение истории Свято-Вознесенского Собора, духовной жизни прихода и клира.
|
|
Участники проекта:
1. Музей истории образования ЦРТДиЮ в лице:
директора ЦРТДиЮ – Зерновой Т. А.,
зав. музеем – Дроздовой Т. М.,
методиста ЦРТДиЮ – Богачевой С. А.
2. Педагогический лицей в лице:
директора – Ярышкиной Ю. А.,
педагога, классного руководителя 10 «ле» класса
Симоненко С.Б.,
завуча по УВР – Любавиной Н. М.
Партнеры проекта:
1. Управление образования в лице:
методиста - Ломоносовой И. С. (курирующей вопросы
православного воспитания).
2. Почетного гражданина города Великие Луки, генерального
директора завода «Радиоприбор», депутата Псковского
областного Собрания, президента «Союза возрождения
Псковского края» - Каракаева Б. Н.
3. Генерального директора «Импульс – Т V» - Плаксина Е. Е.
4. Председателя городской Общественной Палаты, заместителя
регионального отделения ДПР, зам. начальника комитета по
бюджету и финансам
Администрации г. Великие Луки – Фролова В. В.
Виды деятельности:
1. Педагогическое воздействие в форме:
музейных уроков, бесед, лекций, обзоров по изучению жизни и духовного просвещения при Вознесенском монастыре г. Великие Луки.
2. Экскурсии (пешеходные и автобусные) к местам бывших и ныне действующих храмов и монастырей на территории города и Великолукского района.
3. Полевые, трудовые десанты по благоустройству территории при храмах и другие послушнические работы по благословлению священства.
4. Научно-исследовательская работа с документами Архива, знакомство с правилами использования архивного материала в работе.
5. Работа с источниками (Центральная библиотека, библиотека Свято-Вознесенского монастыря).
6. Встреча с ветеранами педагогического труда, старейшими жителями города, писателями и краеведами, сбор воспоминаний о работе церковно-приходских школ, о духовном образовании в городе.
7. Беседы со священнослужителями, сотрудниками приходов, членами их семей, сбор материалов по данной теме.
8. Изучение материалов в Музее истории образования.
9. Написание рефератов по изучению материалов на избранную тему.
10. Подготовка праздника по итогам работы года, презентация выставки по изученной теме.
11. Изучение и организация внутришкольных мероприятий в соответствии с сезонными и календарными циклами духовных праздников.
12. Пополнение фонда Музея истории образования в результате поисковой работы, подготовка экспонатов для экспозиции.
13. Издание методического материала по итогам работы года в форме буклетов, методических пособий.
14. Пополнение фонда Музея материалами по теме:
«Свято-Вознесенский Собор – центр духовного просвещения
в городе».
Интерактивный мониторинг результатов проекта
Четыре аспекта качества обучения в ходе проекта:
1. Содержательный аспект – качественное освоение знаний, умение систематизировать полученные знания, способность к целостному мировосприятию.
2. Социокультурный аспект – освоение системы нравственных ценностей и сициокультурного опыта, развитие способности использовать полученные знания во блага развития общества.
3. Психологический аспект – развитие позитивной социальной, познавательной и творческой мотивации, настроенность на совместную деятельность и достижение значимых результатов.
4. Коммуникативный аспект – освоение навыков эффективного взаимодействия, нацеленность на взаиморазвитие в группе, становление культуры общения.
Срок реализации проекта: I этап 1.09.2007 г. - 1.06.2008 г.
II этап 1.09.2008 г. – 1.06.2009г.
|
|
III этап 1.09.2009 г.- 1.06.2010г.
Научный консультант:
Кандидат педагогических наук - Соколова Т. А.
Руководитель проекта:
Зав. Музеем истории образования – Дроздова Т. М.
ПРОГРАММА ПРОЕКТА:
«МУЗЕЙНО – ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС, КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННОГО, ДУХОВНОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧАЩИХСЯ»
Научно-методическая основа программы:
Социокультурный системный подход в развитие внутреннего, духовного мира ребенка, освоение системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образованию.
Цель программы:
Присоединить учащихся через совместную поисковую работу и обучение к единым социокультурным ценностям; развитие целостного восприятия мира, активное освоение нравственных, духовных, патриотических категорий.
Задачи:
1.Изучение истории жизни и деятельности Свято-Вознесенского Собора, создание единой картины духовного образования
до революции.
2. Знакомство с основами музееведения.
3. Включение учащихся в активные формы музейной поисковой, научной, исследовательской работы с целью самосовершенствования личности.
4. Подготовка и проведение массовых мероприятий патриотического содержания.
Программа рассчитана на 18 занятий в год (34 часа), состоит из
4 этапов, на каждом из которых происходит формирование у учащихся следующих умений и навыков:
- умение анализировать местную периодическую печать, краеведческую литературу;
- составлять библиографию;
- пользоваться справочной литературой;
- работать в музее;
- грамотно проводить опросы, встречи, беседы;
- записывать воспоминания;
- готовить сообщения, доклады, рефераты;
- оформительские умения;
- технические умения.
I этап:
1. Обзорные пешеходные и автобусные экскурсии на места бывших церквей г. Великие Луки и района:
Свято-Вознесенский Собор, Покровская церковь, погост Клин (церковь Воскресения Христова) Куньинского района, Казанская церковь. Обзорные экскурсии по местам бывших церквей и монастырей на территории города и Великолукского района.
|
|
2. Трудовые десанты на территории бывших и ныне действующих Соборов (по благословению священства).
Срок: сентябрь, октябрь, ноябрь, март, апрель.
II этап:
1. Экскурсии в музеи города (краеведческий, академика
И. Виноградова, музей почты, истории образования) с целью сбора информации по данной теме.
Срок: в течение года.
2. Знакомство с основами музееведения, освоение материалов в Музее истории образования, основ православной культуры с целью изучения жизни и истории Свято-Вознесенского собора.
Срок: ноябрь-март.
3. Изучение материалов в Архиве, умение работать с источниками.
Навыки работы с книгой.
4. Генеалогия, родословная, генеалогическое древо.
5. Духовное образование в городе до революции. Наши земляки – известные имена в этой области.
6. Написание рефератов по избранной теме.
Срок: октябрь-март.
III этап.
1. Встречи и беседы, составление анкет и запись воспоминаний.
2. Умение работать с ветеранами педагогического труда, представителями духовной или педагогической династии.
3. Встречи со священнослужителями и сотрудниками Свято-Вознесенского собора и Казанской церкви.
4. Посещение служителей церкви, притча, запись воспоминаний, оформление аудио и письменных источников.
Срок: в течение года.
IV этап:
Оформление материала для подготовки тематического вечера и конференции по итогам работы года в форме выставки, презентации слайдо-фильма, буклета, методической разработки.
Срок: январь-апрель.
Итоговый праздник состоится в конце февраля 2009 года.
Учебный план занятий к программе прилагается.