Таблица 3. Факторы, сдерживающие россиян от обращения в НПФ

ДОКЛАД

 

по направлению «Финансы домохозяйств»

 

на тему: Негосударственные пенсии

 

 

Руководитель:                      

Старший преподаватель                                      Арефьева Ю.В.

 

 

Студент:                                                                           Короленко

группы Ф-10-2                                                                Екатерина

                                                                                      Владимировна

 

 

Иркутск, 2014 г.


 

Действующая в настоящее время в России пенсионная система по своей сути является распределительно-накопительной и включает в себя следующие основополагающие компоненты (подсистемы): обязательное (государственное) пенсионное страхование и добровольное (негосударственное) пенсионное обеспечение. Причем в первом случае накоплениями граждан РФ управляет государственная управляющая компания (ГУК) – Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» («Внешэкономбанк», сокращенно – ВЭБ) либо частная управляющая компания (ЧУК), отобранная по конкурсу, с которой у Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР) заключен договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, определенная гражданином самостоятельно. Во втором случае – негосударственный пенсионный фонд (НПФ) размещает временно свободные пенсионные средства, передавая их в доверительное управление одной или нескольким частным управляющим компаниям по собственному выбору.

По своей организационно-правовой форме НПФ представляет собой некоммерческую организацию социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

· деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

· деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

· деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

1. Экономическая сущность понятия «негосударственный пенсионный фонд»

Негосударственный пенсионный фонд (сокращенно НПФ) – это некоммерческая организация социального обеспечения, основной целью деятельности которой является выплата пенсий участникам системы негосударственного пенсионного обеспечения.

До 2004 года НПФ осуществляли свою деятельность по будущему пенсионному обслуживанию граждан на основании договоров о добровольных пенсионных взносах граждан или организаций за своих работников. В 2004 году НПФ, зарегистрировавшие правила работы со средствами пенсионных накоплений граждан и подавшие соответствующее заявление о намерении участвовать в системе обязательного пенсионного страхования, имеют право привлекать накопительную часть трудовой пенсии на обслуживание и работу с ней. Таким образом, после выхода гражданина на пенсию, НПФ будет осуществлять выплату пенсий как по договорам негосударственного (добровольного) пенсионного обеспечения, так и по договорам об обязательном пенсионном страховании.

В рамках негосударственного пенсионного обеспечения деятельность НПФ включает в себя:

1. Аккумулирование пенсионных взносов

Вкладчик на основании Пенсионного договора перечисляет в НПФ пенсионные взносы. Фонд осуществляет учет поступивших пенсионных взносов на солидарном или именном пенсионном счете Вкладчика и формирует пенсионные резервы.

2. Размещение пенсионных резервов в соответствии с действующим законодательством

Фонд определяет направления, порядок и условия размещения пенсионных резервов. Фонд размещает пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании.

3. Распределение полученного дохода

Доход, полученный Фондом по результатам размещения пенсионных резервов, распределяется на пенсионные счета Вкладчиков и Участников, направляется на пополнение страхового резерва и на ведение уставной деятельности Фонда.

Таким образом, НПФ действует только в интересах участников фонда, и вся его деятельность направлена на получение максимального инвестиционного дохода.

НПФ напрямую заинтересован в увеличении Ваших пенсионных накоплений и росте числа участников фонда, в этом и заключается принципиальная разница в мотивации между государственным и негосударственным пенсионным фондом.

4. Оформление и выплата негосударственных пенсий

При наступлении пенсионных оснований у Участника определяется размер негосударственной пенсии и порядок ее получения исходя из накопленной суммы.

НПФ осуществляют деятельность на основании Федерального закона № 75-ФЗ от 07.05.1998г. «О негосударственных пенсионных фондах», их деятельность лицензируется и контролируется ФСФР РФ.

Исходя из характера развития фондов, можно условно выделить следующие типы НПФ:

Кэптивные — развивают преимущественно корпоративные пенсионные программы компаний — учредителей и их родственных структур. В портфеле активов под управлением значительно преобладают пенсионные резервы над пенсионными накоплениями. Пример кэптивных фондов: НПФ «Транснефть».

Корпоративные (условно кэптивные) — деятельность таких фондов по-прежнему основывается на обслуживании корпоративных пенсионных программ своих учредителей. При этом с каждым годом доля пенсионных накоплений в портфеле активов возрастает. Преимущественно изменение статуса с кэптивного на корпоративный связано с привлечением пенсионных накоплений имеющихся по корпоративным программам клиентов. Примеры: НПФ «Благосостояние», НПФ «Норильский Никель».

Территориальные — действуют преимущественно в рамках отдельного региона или группы регионов. В большинстве случаев такие Фонды были образованы при поддержке действующей законодательной и исполнительной властей. Примеры: НПФ «Эрэл», Ханты-Мансийский НПФ.

Открытые (универсальные) — будучи в большинстве случаев независимыми от крупных финансово-промышленных групп, строят свою деятельность на обслуживании максимально широкого круга как физических, так и юридических лиц. В активах обычно преобладают пенсионные накопления. Примеры: НПФ «Европейский пенсионный фонд», НПФ «КИТ Финанс», НПФ «Райффайзен».

Контроль за негосударственными пенсионными фондами осуществляется со стороны государства, в роли которого выступает Федеральная служба по финансовым рынкам. Также ведется вневедомственный контроль, со стороны специального депозитария. Он осуществляет ежедневный контроль за составом и структурой резервов НПФ.

 

 

2. Анализ российских НПФ

Появление первых негосударственных пенсионных фондов связано с изданием Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Указ был принят в рамках чрезвычайных полномочий Президента РФ на период проведения экономических реформ и имел силу закона.

На основании Указа в 1993—1994 гг. было учреждено около 350 организаций, относящихся к негосударственным пенсионным фондам. В 1995 году создана Инспекция негосударственных пенсионных фондов (в настоящий момент упразднена) с целью лицензирования деятельности НПФ.

К  концу 1996 года выдано 26 разрешений на осуществление некоммерческой деятельности по формированию активов путем привлечения денежных взносов юридических лиц, передаче этих средств компаниям по управлению активами (управляющей компании), осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме.

К  концу 1997 года такие разрешения выданы уже 252 организациям.

До 2007 года количество НПФ в России принципиально не изменялось. Лишь в 2008 году число НПФ начало стремительно сокращаться преимущественно путем самоликвидации или слияния вследствие законодательных изменений.

На 15 июня 2012 насчитывается 116 НПФ имеющих лицензии.

В рамках деятельности по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных накоплений. Эти средства НПФ обязан передать в доверительное управление одной или нескольким управляющим компаниям (УК) для последующего их инвестирования. Причем Законодательство РФ определяет как активы, в которые пенсионные накопления могут инвестироваться, так и структуру инвестиционного портфеля.

В рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО), негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных резервов. В соответствии с действующим законодательством НПФ могут размещать свои пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. НПФ вправе самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости. Для инвестирования в иные активы фонд должен привлекать УК.

Отношения НПФ и управляющих компаний строятся на основании договоров доверительного управления и иных договоров, в зависимости от схемы работы НПФ на финансовом рынке. УК обязаны иметь лицензию на все виды деятельности, по которым они осуществляют операции со средствами пенсионных фондов.

Размещение пенсионных резервов НПФ должно удовлетворять следующим требованиям:

· стоимость пенсионных резервов, размещенных в один объект, не может превышать 10 % общей стоимости пенсионных резервов;

· общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, не имеющие признаваемых котировок, не должна превышать 20 % стоимости пенсионных резервов;

· общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками фонда, не должна превышать 30 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев, когда указанные ценные бумаги включены в Котировальный лист РТС первого уровня;

· общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в федеральные государственные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев их приобретения в результате проведения новации;

· общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации муниципальные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов;

· общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в акции и облигации предприятий и организаций, не должна превышать 50 % стоимости размещенных пенсионных резервов;

· общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в векселя, не должна превышать 50 % стоимости размещенных пенсионных резервов;

· общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в банковские вклады и недвижимость, не должна превышать 50 % стоимости размещенных пенсионных резервов.

Сложность состоит в том, что человек возможно и готов вкладывать деньги в свое будущее по средствам НПФ, но он не уверен в доходности, или даже в сохранности вложенных инвестиций. Это проблема решается оценкой финансового состояния НПФ.

Финансовое состояние негосударственного пенсионного фонда (НПФ)

— совокупность показателей, отражающих наличие, пополнение, размещение и использование его финансовых ресурсов — пенсионных активов. Особый правовой, налоговый и неприбыльный (непредпринимательский) статус НПФ не позволяет применять для их оценки критерии, используемые для традиционных субъектов хозяйственной деятельности (заводов, фабрик и др.) и финансовых учреждений (банков, страховых компаний и т. п.).

Критерии оценки финансового состояния НПФ представляют собой совокупность показателей, отражающих основные аспекты его деятельности, по изменению которых можно, в соответствии с установленными правилами, сделать выводы о способности пенсионного фонда к выполнению обязательств перед участниками негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) на момент оценки и в перспективе.

Финансовое состояние НПФ характеризуется следующими аспектами деятельности:

1. надежностью функционирования;

2. экономической эффективностью деятельности;

3. ликвидностью пенсионных активов;

4. возвратностью пенсионных накоплений участников.

Надежность функционирования – свойство фонда выполнять своифункции по негосударственному пенсионному обеспечению участников в любые моменты времени на условиях, предусмотренных пенсионными контрактами с вкладчиками и иными договорами, заключенными фондом.

Экономическая эффективность деятельности фонда – степеньреализации фондом возможностей по формированию пенсионных накоплений для выплат пенсий за счет взносов вкладчиков и полученного фондом инвестиционного дохода.

Ликвидность НПФ – способность быстро (в сроки, предусмотренныедоговорами и законодательством) и без значительных потерь стоимости пенсионных активов преобразовать активы участника (группы участников) в денежные средства, для последующей передачи в пользу участника (группы участников) или лица, имеющего право на пенсионные активы участника.

Возвратность пенсионных накоплений – способность фондаудовлетворить требования участников по передаче их пенсионных накоплений при условно-одновременном разрыве пенсионных контрактов и договоров о выплате пенсий;

Возвратность оценивается по величине денежных средств, получаемых от продажи пенсионных активов при условной ликвидации фонда в случае одновременного разрыва пенсионных контрактов и договоров о выплате пенсий.

Для кого-то при выборе НПФ главную роль играет надежность, то есть главное сохранить деньги, нежели их максимально приумножить. Для других же играет большую роль именно приумножить свои накопления, и ради этого они готовы рисковать, вкладывая деньги в мене надежные НПФ, но более доходные.

В целом же, говоря о дальнейших перспективах функционирования негосударственных пенсионных фондов в системе отечественного пенсионного страхования, прежде всего, необходимо выделить некоторые факторы, сдерживающие их развитие на современном этапе:

1. Недоверие значительной части граждан РФ к НПФ как особым институтам социальной инфраструктуры. Как следствие, – отсутствие динамичного роста количества участников фондов.

Данный вывод подтверждается и результатами опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в 2011 году (таблица 3).


Таблица 3. Факторы, сдерживающие россиян от обращения в НПФ,

% от респондентов, осведомленных о НПФ и не пользующихся ими *

Не доверяю негосударственным пенсионным фондам 65
У меня нет свободных средств, чтобы делать отчисления 31
Не могу оценить свои доходы и расходы в будущем 6
Не хватает информации, чтобы выбрать конкретный НПФ 4

*Сумма ответов превышает 100%, т.к. вопрос предусматривал возможность множественного ответа.

Источник: Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ).

2. Отсутствие совершенной и понятной нормативно-правовой базы в части регулирования деятельности НПФ. Отметим, что период реформирования системы пенсионного страхования в России еще очень далек от своего логического завершения: в современных экономических условиях мы только вступаем в фазу активных структурных пенсионных преобразований – как в части обязательного пенсионного страхования, так и в части негосударственного пенсионного обеспечения. А, следовательно, и в действующее пенсионное законодательство РФ уже в ближайшем будущем будут внесены соответствующие поправки и изменения.

3. Высокие риски получения отрицательных финансовых результатов в деятельности НПФ и, как следствие, отрицательной доходности пенсионных накоплений граждан; негативное влияние инфляционного фактора.

4. Отсутствие специальных мер налогового стимулирования деятельности НПФ на территории Российской Федерации.

5. Недостаточная информированность и низкий уровень общей финансовой грамотности населения (в особенности – в молодежной среде), не позволяющие застрахованным лицам активно формировать свои собственные «инвестиционные стратегии».

Однако несмотря ни на что с момента принятия Федерального закона № 75-ФЗ большинство НПФ уже успели зарекомендовать себя в качестве успешных игроков на отечественном рынке пенсионных услуг и продолжают демонстрировать более высокие результаты работы по сравнению с ГУК.

На наш взгляд, достигнутые к настоящему времени позитивные тенденции в деятельности НПФ в виде увеличения собственного имущества, количества участников, роста объемов пенсионных накоплений и резервов сохранятся и в долгосрочной перспективе. Вместе с тем особенно важным моментом представляется формирование среди фондов «здоровой» конкурентной среды, основанной на принципах честности, порядочности и ориентированности в своей работе непосредственно на интересы застрахованных лиц.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: