Понятие «сирота». Социальное сиротство как психолого-педагогическая проблема

ТЕМА 2.14 СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОСИРОТЕВШИХ И ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ

          Основные вопросы:

1. Понятие «сирота». Социальное сиротство как психолого-педагогическая проблема. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Понятие «замещающая семья». Виды замещающих семей.

3.Мотивация замещающей семьи. Оформление документов о передаче ребенка в замещающую семью.

4. Социально-педагогическое сопровождение замещающей семьи.

Понятие «сирота». Социальное сиротство как психолого-педагогическая проблема

Сирота – ребенок, находящийся временно или постоянно вне семейного окружения, а также ребенок, который в силу своих интересов не может оставаться в таком окружении, имеет право на защиту и помощь со стороны государства. В отечественном законодательстве выделяются категории «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей».

К числу детей-сирот относятся те, у которых умерли оба или единственный родитель.

К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными (ограниченно дееспособными), нахождением их в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в местах лишения свободы, нахождением под стражей, подозрением и обвинением в совершении преступлений, уклонением от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, имевшие к моменту достижения ими возраста 18 лет статус детей-сирот или статус детей, оставшихся без попечения родителей, либо основания для его приобретения и впоследствии не утратившие эти основания. (Ст.1 Закона Республики Беларусь « О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( от 21 декабря2005 г. № 73-З с изменениями и дополнениями).

Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки.

В настоящее время широко используются в обыденной речи и теоретических исследованиях два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты –  это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство.

Социальное сиротство – негативное социальное явление, которое характеризует образ жизни несовершеннолетних детей до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности. Основными причинами современного социального сиротства являются:

- добровольный отказ родителей от своего ребенка, как правило, вскоре после его рождения (в легальной или нелегальной форме: дети-подкидыши, дети, забытые в клиниках, дети, проданные другим людям);

- лишение родительских прав;

- утеря родителями своего ребенка вследствие социальных потрясений или стихийных бедствий.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь (статья 116) защита прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, а также на иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь.

Одна из главных задач любого общества и государства – осуществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка зафиксированы как в международных документах (Конвенция ООН о правах ребенка и др.), ратифицированных РБ, так и в белорусских законодательных актах. Так, в Кодексе о браке и семье РБ в качестве приоритетных и самостоятельных выделяются следующие права ребенка: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию.

Поэтому государство в первую очередь прилагает все усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Если сохранение ребенка в семье оказывается невозможным, предпочтение отдается поискам для него новой семьи. Но при передаче ребенка и в воспитательное учреждение и в новую семью делается все возможное, чтобы ребенок оставался в среде, которая была бы связана с его этнической группой, местными обычаями и культурными корнями.

В каждой стране создается, развивается и укрепляется система социальных альтернативных решений, касающихся воспитания и развития ребенка. К ним можно отнести следующие возможные варианты:

- сохранение ребенка в родной семье;

- возвращение в семью,

- усыновление внутри страны,

- усыновление в другой стране,

- передача на воспитание в семью,

- передача в специальные воспитательные учреждения.

Приоритетной формой устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью является усыновление. Усыновление – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью усыновителей. Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Дела об установлении усыновления рассматриваются судом с участием органов опеки и попечительства. Усыновление ребенка подлежит регистрации в органах ЗАГС. Тайна усыновления охраняется законом.

Усыновление – это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью. Важным обстоятельством для воспитания и развития ребенка является то, что в случае усыновления ребенок обретает именно семью, а не какую-либо ее замену.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, при невозможности усыновления подлежат устройству на воспитание в опекунскую семью, приемную семью, детский дом семейного типа, а при отсутствии такой возможности – в детские интернатные учреждения.

До усыновления детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, устройства их на воспитание в опекунскую семью, приемную семью, детский дом семейного типа, детское интернатное учреждение или учреждение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования выполнение обязанностей опекуна, попечителя временно возлагается на органы опеки и попечительства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: