Тема 20. Современная культурная ситуация в России

Клюева Екатерина 201 группа 

· Какой стала культура после распада СССР?

· Развитие российской культуры в 1990-е гг. происходило на фоне сложных процессов, охвативших экономическую, социальную и политическую сферу. В 1992 г. были утверждены "Основы законодательства РФ о культуре". Государство взяло на себя обязанности разработки и осуществления федеральных государственных программ сохранения и развития культуры, создания условий для развития национальных культур РФ, обеспечения доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, обеспечения свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, создания условий для самореализации талантов, сохранения памятников истории и культуры, ведения статистики культуры, деятельности по преодолению монополии в области культуры.

· Каким образом самоорганизация культурных процессов повлияла на развитие культуры в РФ?

· В 1990-е гг. государство утратило монополию на управление культурой. Усилилась самоорганизации культурных процессов, повысилась автономность учреждений культуры и ее создателей при усилении контроля со стороны гражданского общества. Эти позитивные перемены сопровождались нарастающим кризисом культуры, который выражался в информационной и культурной изоляции ряда регионов, ухудшающемся состоянии материальной базы культуры и сохранности памятников, музейных экспонатов и архивных фондов, сокращении кадрового потенциала и миграции работников культуры за рубеж. Следствием экономических преобразований являлось отчуждение многих людей от богатств национальной культуры, сокращение возможностей воспроизводства различных субъектов культурной деятельности.

· Почему наступил упадок национальной культуры в РФ?

· Следствием экономических преобразований являлось отчуждение многих людей от богатств национальной культуры, сокращение возможностей воспроизводства различных субъектов культурной деятельности. Значительно сократились в 1990-е гг. расходы на социально-культурную сферу. В 1998 г. реальные расходы бюджета (с учетом инфляции) на социально-культурную сферу и науку по сравнению с предшествующим годом уменьшились в 2,2 раза. Резко ухудшилось материальное положение работников образования, науки и культуры, что повлекло падение престижности их профессий.

· Почему говорят о кризисе в образовании?

· Кризисное состояние системы образования определялось низким уровнем финансирования (в 2000 г. – 40 % от уровня 1991 г.) В 1992 г. был принят "Закон об образовании". Основными направлениями реформы образования в 1990-х гг. стали ориентация на развитие частных образовательных учреждений, участие гражданина в финансировании собственного образования, отмена системы государственных гарантий трудоустройства выпускников вузов и техникумов, свертывание системы профессионально-технических училищ, развитие личности учащихся, формирование знаний, умений и навыков (компетенций), стандартизацию образования для преемственности образовательных программ и единства образовательного пространства.

· 5. Что такое Болонский процесс?

· Осенью 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу. В вузах начался переход к двухуровневой системе высшего образовании: бакалавриат (4 года обучения) и магистратура (2 года обучения). По ряду специальностей сохраняется традиционное для России обучение – специалитет (5 лет).

· 6. Как информационные технологии влияют на обучение?

· С появлением Интернета образование претерпело существенные изменения, которые повлияли как на методы обучения, так и на подход к преподаванию в учебных заведениях. В данной статье будут рассмотрены образовательные технологии, их использование в современном обучении, их особенности и преимущества, а также главная проблема современного образования в России. В современном мире происходит становление новой системы образования. Эта система направлена на объединение с мировым информационно-образовательным пространством. Этот процесс сопровождается видимыми преобразованиями в организации процесса обучения, который должен отвечать нынешним техническим возможностям. Введение современных информационных технологий в область образования дает возможность качественно поменять методы и организационные формы обучения, сделав его более комфортным и доступным.

· 7. Назовите основные проблемы современного образования?

· Кризис традиционной системы образования

· Организация учебной деятельности в современной России во многом унаследована от советской системы образования. Однако на замену индустриальному обществу приходит информационное общество, мир развивается в условиях глобализации, что обуславливает необходимость коренных реформ в нынешней системе образования. В обновлении нуждаются принципы подачи учебного материала, роль учителя в образовательном процессе. Требуется внедрение в учебный процесс инновационных технологий, оснащение учебных заведений компьютерами и современной техникой. Теоретическая подготовка учеников должна быть направлена не на простое заучивание информации, но на ее понимание и умение применить полученные знания в практической деятельности. Стоит отметить, что 21 век – это время стремительного научного прогресса. Таким образом, сегодняшние учебные материалы для образовательных учреждений уже завтра становятся устаревшими. Требуется постоянное обновление преподаваемых знаний в соответствии с последними научными достижениями.

· Низкая практическая направленность образования

· Сегодняшняя система образования в большей степени направлена на воспитание будущего ученого-теоретика, нежели на подготовку практикующего специалиста. Теоретические знания во многом оторваны от практической деятельности. Ученики, в большинстве своем, не умеют использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.

· Низкий уровень финансирования

· Российские учебные заведения всех уровней сталкиваются с постоянным недофинансированием. Хроническая нехватка денежных средств негативно влияет на уровень зарплат работников в сфере образования. С каждым годом эта проблема становится лишь острее, ведь учебным заведениям требуются компьютеры, современное оборудование, учебники, соответствующие новейшим научным достижениям.

· Слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования

· Основные уровни образования – дошкольное, школьное и высшее. Низкая преемственность между всеми «ступенями» образовательного процесса негативно влияет на качество обучения и мешает глубокому овладению знаниями со стороны учеников.

· Слабое законодательство в сфере образования

· Качество образования во многом зависит от законодательства в данной области. На данный момент предпринимаются попытки качественно реформировать закон «Об образовании», однако многие проблемы так и остались нерешенными. В частности, это «размытые» социальные обязательства со стороны государства, плохо прописанные принципы лицензирования учебных заведений. Недоработанные законы о контрольно-надзорных процедурах умножают коррупцию и увеличивают количество вузов, дающих некачественное образование. Чрезвычайно слабы законы об образовании в сельской местности. В частности, в законах не учитывается особая специфика сельских учебных заведений.

· Массовый спрос на высшее образование

· Несомненно, хорошие вузы в России как были, так и есть. Однако с каждым годом все больше и больше людей стремятся получить высшее образование, что непосредственно влияет на увеличение количества плохих вузов. Рассматриваемая проблема становится все острее еще и потому, что значительно упал престиж профессиональных училищ.

· Коррупция

· Коррупция в российской системе образования – это многоликое и многоуровневое явление. Сюда можно включить и денежные поборы с родителей школьников, и хищение бюджетных средств, и взятки, и продажу подложных дипломов, и изготовление поддельных документов об образовании.

· Падение престижности обучения в ПТУ и техникумах

· Рассматриваемая проблема возникла еще в 90-е годы. С тех пор дефицит рабочих кадров на рынке труда все увеличивается, а количество студентов, проходящих обучение в ПТУ, снижается. По данным 2009 года в вузах обучалось в 7 раз больше студентов, нежели в техникумах и ПТУ. Как итог, в России недостает собственной рабочей силы, и приходиться прибегать к помощи иностранных рабочих кадров. Следствием рассматриваемой проблемы также можно назвать высокую безработицу среди людей с высшим образованием.

 

· 8. С какими проблемами сталкивается наука в РФ?

· В 1990-е гг. резко сократилось инвестирование в фундаментальные исследования. Сократилась численность работающих в научно-технической сфере до 800 тыс. в 2000 г. Снизился приток в науку молодых специалистов, повысился средний возраст докторов наук до 60 лет, кандидатов - до 55. К 1996 г. более 70 тыс. ученых покинули страну. В обществе произошла девальвация авторитета научного знания.

· В 1996 г. был принят закон "О науке и государственной научно-технической политике", согласно которому расходы на науку гражданского назначения должны составлять не менее 4 % расходной части бюджета. Однако добиться его реализации на практике не удалось.

· 9. Какие отрасли науки имеют приоритет в РФ?

· В 2011 г. определены приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации:

· безопасность и противодействие терроризму;

· индустрия наносистем;

· информационно-телекоммуникационные системы;

· науки о жизни;

· перспективные виды вооружения, военной и специальной техники;

· рациональное природопользование;

· транспортные и космические системы;

· энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

· 10. Что можно сказать о духовности в РФ?

· В 1990-е гг. расширился социокультурный кризис российского общества. Он проявился в утрате прежнего социалистического и коммунистического идеала. Распад СССР и утрата статуса великой державы оказали негативное влияние на сознание людей. Засилье массовой культуры обернулось нравственным кризисом большой части общества. На смену ценностям, связанным с коллективизмом, пришли индивидуалистические ценности. Постепенно размывалось представление о таких ценностях, как труд, социальная справедливость. Деформировалась социальная ориентация людей.

· 11. Какие значимые песни, фильмы, книги были созданы в РФ?

· Большую популярность приобрели писатели-постмодернисты: А. Битов "Улетающий Монахов", Д. Пригов ("Пятьдесят капелек крови"), В. Пелевин ("Чапаев и пустота", "Generation П", "Avion Pa", "Жизнь насекомых"), В. Пьецух ("Четвертый Рим", "Рука"), Л. Петрушевская ("Квартира Коломбины"). Они отказались от социальности и морализма в творчестве. Для произведений постмодернистов характерна цитатность. Новое дыхание обрели детективный жанр и "русское фэнтези".

· Значительный резонанс получили фильмы режиссеров Н. Михалкова "Утомленные солнцем", "Сибирский цирюльник", П. Лунгина "Такси-блюз", В. Тодоровского "Страна глухих", А. Рогожкина "Особенности национальной охоты", Э. Рязанова "Старые клячи", С. Бодрова-старшего "Кавказский пленник", В. Хотиненко "Мусульманин". В стране ежегодно проводится Всероссийский кинофестиваль "Кинотавр" в Сочи. В конце 1990-х гг. возродился Международный московский кинофестиваль. Популярность у молодежи заслужили фильмы А. Балабанова: "Брат" (1997 г.), "Брат-2" (2000 г.). Получил известность режиссер А. Звягинцев. Его картины "Возвращение", 2003 и "Как я провел этим летом", 2010 были удостоены высоких наград Венецианского и Берлинском кинофестивалей.

 

· Ряд выдающихся деятелей искусства (оперная певица Г. Вишневская, виолончелист и дирижер М. Растропович, пианист Н. Петров, дирижер и руководитель оркестра "Виртуозы Москвы" В. Спиваков, балерина М. Плисецкая, альтист Ю. Башмет) оказывали помощь своим коллегам, особенно молодежи, в России. Получили мировое признание артисты балета Н. Цискаризде, Д. Вишнева, оперные певцы Д. Хворостовский, О. Бородина.

 

· В живописи получил развитие портретный жанр (А. Шилов, Н. Сафронов), неопримитивизм (Н. Недбайло). В 1993 г. состоялись вернисажи художников-эмигрантов О. Рабина, Д. Краснопевцева, И. Захарова-Росса.

· 12. Какие субкультуры существуют в РФ?

· На фоне кризиса в обществе сформировалось несколько субкультур: "высокая" культура творческой интеллигенции, развивающая традицию национальной элитарной культуры; "советская" культура, сохраняющая ценности старшего поколения; западная культура индивидуализма и экономической независимости, охватывающая большую часть молодежи, предпринимателей и интеллигенции; маргинальная субкультура социальных низов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: