Основные функции социального педагога в работе с семьей

ТЕМА 2.4 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ

                Основные вопросы:

1. Сущность и специфика социально-педагогического взаимодействия с семьей.

2. Основные функции социального педагога в работе с семьей.

3. Основные задачи  и направления социально-педагогической работы с семьей.

4. Модели социально-педагогической работы с семьей.

 

1. Сущность и специфика социально-педагогического взаимодействия с семьей

Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь; организация совместных действий индивидов, групп, организаций.

Социально-педагогическое взаимодействие занимает центральное место в деятельности педагога социального в динамично изменяющемся социуме, в который входит школа, семья, социальные институты, улица. Задача педагога социального заключается в организации эффективного социально- педагогического взаимодействия всех субъектов социума. При этом педагог социальный выступает в качестве посредника, модератора, супервизора, партнера. 

Под социально-педагогическим взаимодействием понимается целенаправленная, согласованная деятельность педагогов социальных с субъектами, нуждающимися в помощи, и специалистами социальных институтов по координации деятельности для разрешения проблем, успешной социализации и личностному развитию субъекта.

На основании структуры взаимодействия, которая включает субъектов взаимодействия, мотивы, деятельность, характер связи, нормы ценности и результаты взаимодействия, выделены структурные компоненты социально-педагогического взаимодействия:

1) субъекты взаимодействия (педагог социальный – учащийся, педагог социальный – родители, педагог социальный – учителя, педагог социальный – группа – коллектив – семья – органы управления социальным воспитанием);

2) мотив, цель, задачи взаимодействия;

3) согласованная деятельность;

4) связь – непосредственная или опосредованная;

5) нормы и ценности, которые лежат в основе социально-педагогического взаимодействия;

6) результат социально-педагогического взаимодействия.

Функции социально-педагогического взаимодействия: посредническая; сотрудничество; партнерство; согласованность.

В должностных обязанностях педагога социального указывается, что он «выступает посредником между личностью обучающихся и школой, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов», что акцентирует внимание на специальной подготовке данных специалистов к этому виду деятельности. Педагог социальный, являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества влияет на создание воспитывающих, гуманных отношений в социуме, сфере семьи, семейно-соседском окружении, по месту жительства, на производстве.

В.А. Черников рассматривает «посредническую деятельность социального педагога» как вид профессиональной социально-педагогической деятельности, которая с одной стороны, способствует урегулированию конфликтов и споров детей в микросоциуме посредством организации переговоров, а с другой – обеспечивает взаимосвязь ребѐнка с системой государственных, коммерческих, и общественных организаций, оказывающих социальные услуги.

Сотрудничество предусматривает три обязательных компонента: четкое осознание единства целей; четкое разграничение функций сотрудничающих сторон; взаимная помощь в реализации задач, способствующих достижению поставленной цели.

С точки зрения Т. Г. Деревягиной, партнерство содействует установлению новых связей, снижает напряженность в обществе, создает более благоприятные условия для взаимодействия, выгодное каждому из его участников и обществу в целом.       

Согласованность во взаимодействии  рассматривается как объединение социальных групп на единой цели. Основой согласованности являются параметры и нормы, реализация которых меняет ситуацию или оптимизирует её. Согласование всегда привносит изменения в связи между составляющими системы. Реализацию данной функции мы можем наблюдать при объединении общих усилий семьи и школы с единой целью – воспитание и обучение детей, органов милиции и школы – профилактика правонарушений, девиантных форм поведения, медицинских работников и педагогов – распространение форм здорового образа жизни.

    Социальный педагог при взаимодействии с семьей, помнению И.Н. Никитиной, должен иметь следующие профессиональные установки:

    -проявлять искренний интерес к родителям воспитанника,

    -уметь преодолевать свой эгоцентризм в общении с ними,

    -уметь активно слушать родителей, дать почувствовать их значимость для педагога,

    -развивать педагогическую рефлексию родителей,

   - оптимально сочетать коллективные, групповые и индивидуальные формы работы с родителями.

 

Основные функции социального педагога в работе с семьей

Социальный педагог в работе с семьей реализует следующие функции.

Посредническая функция состоит в координации усилий представителей разных профессий для комплексного разрешения проблем отдельного человека или семьи, выполнении роли посреднического звена между личностью и микросредой, между взрослыми и детьми, семьей и обществом.

Диагностическая функция включает диагностику семьи, социальной среды, проблем, требующих разрешения.

Прогностическая функция состоит в программировании и прогнозировании процесса социального развития конкретного микросоциума,  планировании  программы помощи конкретной семье.

Организационно-коммуникативная функция предусматривает организацию различных видов деятельности и включение в нее детей и их родителей, организацию взаимодействия между различными социальными институтами.

Предупредительно-профилактическая (социально-терапевтическая) функция включает использование социальных, правовых, психологических механизмов предупреждения и преодоления негативных влияний, организацию социотерапевтической помощи нуждающимся, оказание помощи семье, детям, подросткам и молодежи в процессе социализации. Охранно-защитная функция состоит в использовании правовых норм для защиты прав и интересов клиента, реализации права ребенка на жизнь в семье, на образование, досуг, содействии созданию условий для полноценного развития семьи.

Социальный педагог в работе с семьей реализует следующие роли. Советника – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье, предлагает педагогические советы по воспитанию детей, информирует об особенностях, возрастных этапах развития детей. Консультанта – консультирует по вопросам семейного законодательства, межличностного взаимодействия в семье, информирует о методах, стилях и тактиках семейного воспитания. Защитника – защищает права ребенка, в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей.

 

3. Основные задачи и направления социально-педагогической работы с семьей

Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Основными задачами работы социального педагога с семьей являются следующие:

1) установление контактов с семьей;

2) выявление проблем и трудностей в семье;

3) стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности;

4) оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами – психологами, социальными работниками, врачами, работниками органов внутренних дел, учреждений культуры и здравоохранения и др.;

5) обеспечение общественного признания и общественной поддержки семьям, которые хорошо воспитывают своих детей;

6) использование индивидуальных технологий работы с семьями, нуждающимися в особой помощи (семьями из «группы риска», многодетными и неполными и др.).

Социальный педагог учреждения образования оказывает ребенку и семье помощь по следующим направлениям: помощь в обучении;помощь в воспитании; психологическая поддержка и коррекция;помощь в организации различных видов деятельности;помощь в информировании семьи;помощь в координации усилий семьи по решению имеющихся проблем.

    Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей по преодолению типичных ошибок семейного воспитания. К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; ссоры родителей; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний и др.

Деятельность социального педагога в связи с этим предусматривает организацию просвещения родителей по следующим вопросам:

- психолого-педагогическая подготовка родителей к воспитанию детей;

- личный пример и авторитет родителей;

- формирование у детей адекватного поведения в отношениях со сверстниками;

- взаимоотношения различных поколений в семье;

- методы педагогического воздействия на детей;

- воспитание детей в семье с учетом пола и возраста;

- преодоление учебных неудач ребенка;

- особенности обучения одаренных детей;

    - трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии, проблемы выявления и развития профессиональных склонностей и задатков детей;

- организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;

    - причины и последствия детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, проституции, роль родителей в имеющейся детской патологии, связь здоровья детей с асоциальными пристрастиями их родителей и др.

Помощь в воспитании оказывается социальным педагогом через организацию консультирования родителей, через создание и решение специальных воспитывающих ситуаций. Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются сферы родительского долга, любви и интереса. Отсутствие активной содержательной жизнедеятельности в этих сферах лишает семью возможности эффективного влияния на детей. Акцентирование на какой-то одной из сфер в ущерб другим искажает воспитательный процесс, лишает его полноты и целостности. Содержание сферы долга раскрывается через ответственность взрослых и детей за характер жизни и нормальное функционирование семьи. Если нарушены отношения в этой сфере, то социальному педагогу следует оказать помощь в формировании нравственного сознания детей и родителей через бытовую требовательность, взаимную ответственность и уважение. Сфера долга тесно переплетается со сферой интереса. Общий семейный интерес объединяет и сплачивает родителей и детей в дружный коллектив на основе совместной увлекательной деятельности.

Сферы долга и интереса не могут существовать вне отношений внутрисемейной любви, которая придает семье черты индивидуальности, формирует в ребенке тонкие человеческие чувства и качества, гуманную сущность личности. Любовь воспитывается только атмосферой любви, которая органически впитывается ребенком и формирует его эмоционально-волевые отношения к жизни. Если в семье нарушены отношения в этой сфере, то социальный педагог работает с эмоциональным настроем семьи, с формированием взаимного уважительного и заботливого отношения членов семьи друг к другу.

Социально-психологическая поддержка и коррекция. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период переживания кризиса, различных видов стресса, в период кратковременного кризиса. Психологическую поддержку семьям, испытывающим различные виды стресса, социальный педагог может осуществлять, если у него есть дополнительное психологическое образование, кроме того эту работу могут выполнять психологи и психотерапевты. Наиболее эффективна эта работа, когда помощь семье оказывается комплексно: социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, положение ребенка в семье, отношения семьи с обществом; психолог посредством психологических тестов и других методик выявляет те психические изменения каждого члена семьи, которые приводят к конфликту; психиатр или психотерапевт проводит лечение.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Социальный педагог должен так скорректировать отношения в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. В отличие от психотерапии социально-психологическая коррекция вскрывает конфликты внутрисемейных взаимоотношений и отношений между семьей и обществом. Цель ее заключается в том, чтобы помочь членам семьи узнать, как они взаимодействуют друг с другом, а затем помочь узнать, как сделать эти взаимодействия более конструктивными.

Коррекция межличностных отношений происходит в основном в тех случаях, когда в семье существует психологическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния (запугивание, оскорбление, унижение, нарушение доверия).

Помощь в организации различных видов деятельности направлена на организацию семейного досуга и включение детей в социально-полезные виды деятельности.

Помощь в информировании семьи направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты (жилищные, семейно-брачные, трудовые, гражданские права).

Помощь в координации усилий семьи по решению имеющихся проблем предполагает активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положение конкретного ребенка в ней. Такими проблемами может быть передача ребенка на воспитание в приемную семью, усыновление ребенка, помещение детей в приюты, помещение детей в интернатные учреждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: