Строение простых повествовательных и вопросительных предложений

Лабораторная работа 3.

Ударение.

Строение простых повествовательных и вопросительных предложений.

Ударение в простых словах

 

Ударение в простом двусложном слове падает на корень слова, т.е. обычно на первый слог. Ударение в немецком языке значительно сильнее, чем в русском, поэтому разница между ударным и безударным слогом достаточно большая.

Ударение в немецком языке неподвижное.

Артикль в немецком языке произносится без ударения. Ударение падает на существительное, к которому относится артикль.

 

Ударение в сложных словах

Сложные слова в немецком языке имеют два ударения: главное (сильное) и второстепенно (слабое). Главное ударение падает на определяющее слово, как правило, на первое слово; второстепенное – на определяемое слово, обычно на конечное слово: ‘Schrieb’tisch.

 

 

Ударение в производных глаголах с неотделяемыми и отделяемыми приставками

 

В глаголах с неотделяемыми приставками be-, ge-, er-, ver-, zer-, ent-, emp-, miss- одно ударение; оно падает на корневой слог, приставка безударна.

В глаголах с отделяемыми приставками, как, например, ab-, an-, aus-, есть два ударения – главное и второстепенное: главное ударение падает на приставку, второстепенное – на корневой слог: ‘ab’nehmen (‘nahm ‘ab, ‘abge’nommen).

 

Упражнения

 

Прочтите следующие слова. Следите за безударностью артикля. Делайте ударение на существительном.

Der Tee, die Stadt, der See, die Wahl, der Abend, die Lampe, der Staat, die Tasse, der Tag, die Tasche, der Zahn, die Tante, der Lehrer, der Mantel, das Fenster, der Zettel, das Bett, die Wand, das Zimmer.

 

2. Прочтите сложные слова с правильным ударением:

Die Fremdsprache, der Bleistift, die Mittelschule, das Lehrbuch, die Tischlampe,das Fensterbrett,die Abendschule, das Taschentuch, das Frühstück, das Frühjahr.

 

3. Прочтите следующие слова, следите за ударением:

Wo’m i t, wo’h i n, wo’v o n, wo’b ei, wo’d u rch, wo’z u, wo’r ü ber, wo’h e r.

 

4.  Прочтите следующие глаголы с сильным ударением на приставке и более слабым на корневом слоге:

Abwarten, annehmen, abgeben, aufstehen, abfahren, ankommen, mitnehmen, mitbringen/

 

Прочтите основные формы глаголов с отделяемыми приставками. Произносите две первые формы с повышением тона, третью – с понижением.

Ablegen     legte ab        abgelegt

Abbrechen brach ab       abgebrochen

Abnehmen nahm ab       abgenommen

Aufstehen  stand auf      aufgestanden

Mitkommen kam mit        mitgekommen

Vorbereiten bereitete vor vorbereitet

 

7.  Прочтите следующие слова. Делайте ударение на ударном слоге:

[‘za;gәn] sagen; [‘а:bәr] aber;[‘na:mәn] Namen (pl); [na:mә] Name (m);
[‘na:zәn] Nasen (pl); [‘na:zә] Nase (f);[ƒa:dәn] Schaden (m); [‘ƒa:dә] schade;
[‘fra:gәn]fragen; [ ‘a:bәnt] Abend (m)¢;[‘mapә] Mappe (f); [‘mapәn] Mappen (pl);
[‘taƒә] Tasche (f); [‘taƒәn] Taschen (pl);[‘kartә] Karte (f);[‘kartәn] Kaiten (pl).

 

 




Строение простых повествовательных и вопросительных предложений

 

Строение немецкого предложения заслуживает особого внимания. На первом месте в немецком предложении может идти существительное (например, являющееся подлежащим или дополнением). Русское предложение «Я люблю тебя» можно произнести, меняя интонацию, на несколько ладов. Подобное немецкое предложение можно произнести только одним вариантом «Ich liebe dich» – и по-другому никак нельзя, законами немецкого простого предложения другая расстановка слов в данном предложении считается неправильной.

На первом месте в немецком предложении может стоять личное местоимение в функции подлежащего. В немецком языке 9 личных местоимений: ich – я, du – ты, er – он, es – оно, sie – она, wir – мы, ihr – вы (как форма 2-го лица множественного числа), sie – они, Sie - вы (вежливое обращение пишется с большой буквы).

После подлежащего идёт глагол. Следует запомнить, что в немецком предложении глагол всегда стоит на втором месте (кроме одного исключения: в некоторых вопросительных предложениях, где вопросительное слово отсутствует, глагол ставится на первое место). Итак, место глагола в немецком предложении строго закреплено. В этом и проявляется «стандартизация», т.е. определённая «закреплённость» немецкого языка. Т.е. в русском языке можно сказать «Я пошёл на работу», «На работу я пошёл», «Пошёл я на работу», меняя интонацию и, соответственно, стиль высказывания. В немецком высказывании этого сделать невозможно (поэтому немецкий язык интонационно намного слабее русского). Здесь возможно только «Ich gehe in Arbeit». Хотя тон можно немного сменить и произнести «In Arbeit gehe ich», но глагол при этом останется на неизменном 2-ом месте (глагол gehen – ходить, идти пешком; выражение «in Arbeit» считается занимающим «одно» место, т.е. является связанным сочетанием «предлог + существительное», т.е. наречием).
        Таким образом, немецкое простое предложение строится по строго структурированному плану: глагол всегда находится на 2-ом месте, существительное-подлежащее в простых повествовательных предложениях почти всегда стоит на первом месте).

 

Строение повествовательного предложения

Самое главное правило: на втором месте в простом повествовательном предложении стоит обязательно глагол. Остальные компоненты предложения могут занимать любое место, но субъект действия должен быть максимально близко к глаголу, т.е. субъект стоит либо на первом, либо на третьем месте.

 

Строение вопросительного предложения

 

В немецком языке имеется две возможности прямой постановки вопроса: с вопросительным словом и без него. Вопросительными словами являются: wohin – куда,  wo – где, wem – кому и др. В этом случае предложение начинается с вопросительног слова, на втором месте стоит глагол, на третьем субъект действия, далее остальные члены предложения.

Wem kaufst du die Jacke?

В случае, если вопросительное слово отсутствует, вопросительное предложение начинается с глагола, на втором месте – субъект действия, далее остальные члены: Bist du ledig? Wer geht morgen mit der Mutter aus der Schule zum Arbeitsamt?

 

Упражнение 8. Переведите на немецкий язык: 

1. Девочка учится? – Да, девочка учится. 2. Дочь рисует? – Да, она рисует.

3. Мальчик играет? – Нет, он учится. 4. Школьники учатся? – Нет, они играют. 5. Ты пишешь? – Нет, я рисую. 6. Мать поет? – Да, она поет.

 

Упражнение 9. Составьте из данных слов повествовательные предложения:

 1.kaufen, die Mädchen, in diesem Warenhaus, Souveniere. 2. laufen, in der Pause, die Jungen, im Schulhof, um die Wette. 3. gern, immer, das Gesicht, die Kinder, waschen, nicht. 4.  Im Sommer, sie, sehr, baden, viel. 7. Die Kleinen, nach dem Spaziergang, sehr, schlafen, gut. 8 Dort, die Touristen, gehen, sehen, ins Stadtmuseum, und,  viel Interessantes. 9. Säen, im Frühling, die Bauern, es, im Frühling, und, das Getreide, im Herbst,  dreschen. 10. Den Mütter, die Töchter, in der Küche, helfen.

 

Упражнение 10.Составьте из данных слов вопросительные предложения.

1. die Hausfrau, was, kauft. 2. Womit,  die Lehrerin, die Schülerarbeiten, korrigiert. 3. Kocht, woraus, die Mutter, die Suppe. 4. Was, an, bietet, die Hausfrau, den Gästen. 5. Die Kinder, was, zum Frühstück, essen.6. Schrieben, wem, regelmäβig, die Schler, Briefe.7. Der Schrank, neben, der Tür, steht. 8. Lesen, Sie, wessen, Zeitschrift. 9. Briefmarken, wem, die Kinder, schicken.

10. Wo, die Kinder, viek, verbringen, Zeit?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: