Развитие познавательной сферы дошкольников

 

Игра - основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх причем за годы дошкольного детства, от трех до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте мож­но встретить практически все виды игр, которые обнаружива­ются у детей до поступления в школу [39].

С этим же возрастом связано начало двух других важных для развития видов деятельности: труда и учения. Определенные этапы последовательного совершенствования игр, труда и уче­ния детей в этом возрасте можно проследить, условно разделив в аналитических целях дошкольное детство на три периода: млад­ший дошкольный возраст (3-4 года), средний дошкольный возраст (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-6 лет). Такое деление иногда проводится в возрастной психологии для того, чтобы подчеркнуть те быстрые, качественные изменения пси­хологии и поведения детей, которые в дошкольном детстве про­исходят каждые один-два года.

Младшие дошкольники играют еще, как правило, в одиночку. В своих предметных и конструкторских играх они совершенст­вуют восприятие, память, воображение, мышление и двигатель­ные способности. Сюжетно-ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.

Постепенно к среднему периоду дошкольного детстваигры ста­новятся совместными, и в них включается все больше детей. Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отно­шений между людьми, в частности - ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать. Детские сюжетно-ролевые игры имеют различные те­мы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собст­венному жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся детьми в игре, - это, как правило, или семейные роли (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь и т.п.), или воспитательные (няня, воспитательница в детском саду), или профессиональ­ные (врач, командир, пилот), или сказочные (козлик, волк, заяц, змей). Исполнителями ролей в игре могут быть люди, взрослые ми дети, или заменяющие их игрушки, например куклы.

В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно-роле­вые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте. Многие предметы натурального характе­ра, используемые в игре младших дошкольников, здесь заменя­ются условными, и возникает так называемая символическая игра. Например, простой кубик в зависимости от игры и отве­денной ему роли может символически представлять и различ­ные предметы мебели, и машину, и людей, и животных. Ряд игровых действий у средних и старших дошкольников только подразумевается и выполняется символически, сокращенно, или лишь обозначается словами.

В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится вы­игрыш или успех. Предполагается, что именно в таких играх формируется и закрепляется у детей дошкольного возраста мо­тивация достижения успеха [41].

В старшем дошкольном возрастеконструкторская игра начи­нает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ре­бенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые уме­ния и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок научается пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способ­ность планировать свои действия, совершенствуются ручные дви­жения и умственные операции, воображение и представления.

Ни один из детских возрастов не требует такого разнообра­зия форм межличностного сотрудничества, как дошкольный, так как он связан с необходимостью развития самых различных сторон личности ребенка [10].

Это - сотрудничество со сверстни­ками, со взрослыми, игры, общение и совместный труд. На про­тяжении дошкольного детства последовательно совершенству­ются следующие основные виды деятельности детей: игра-ма­нипулирование с предметами, индивидуальная предметная иг­ра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры-общение, домашний труд.

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие по трем основным направлениям: расширяются и углубляются представления детей, соответствующие общепринятым сенсорным эталонам; способы их использования становятся значительно более точными и целесообразными; обследование предметов приобретает при благоприятных условиях воспитания систематизированный и плановый характер. Отличительной особенностью восприятия у старших дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Все стороны развития восприятия в этом возрасте включают использование наглядно-образного мышления, поэтому и само восприятие сливается с пониманием, определением значения воспринимаемых предметов и их свойств, их отношения к другим предметам и свойствам [29].

Расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов происходит главным образом за счет систематизации этих пред­ставлений. Так, знакомясь с цветом, дети узнают о последова­тельности расположения цветов в спектре, об их делении на теп­лые и холодные цвета, об оттенках, которые занимают проме­жуточное положение между цветами спектра. Определяя цвет предмета, они устанавливают его место среди других цветов. Так, один ребенок, говоря о цвете моркови, забыл слово «оран­жевый». Тогда он сказал: «Это такой цвет, когда красный сме­шивают с желтым».

Знакомство с формами углубляется путем овладения их груп­пировкой, делением на округлые и прямолинейные, представле­ниями об отличии форм друг от друга и их связи, возможности перехода одних форм в другие. Когда детям на занятии пред­ложили найти в группе предметы овальной формы, один из них взял ободок от бескозырки, вытянул его и сказал: «Теперь он овальный». А при поиске предметов прямоугольной формы де­вочка сложила квадратное кукольное одеяльце пополам и таким путем получила прямоугольник.

При знакомстве с величиной дети овладевают умением сопо­ставлять между собой большое количество предметов, создавать ряды, включающие до 10 отдельных элементов [32].

Дошколь­ники при сравнении свойств предмета с образцом уже не нуж­даются во внешних приемах - перемещениях, обведении контуров рукой и т. п. Они заменяются зрительным сравнением. Зритель­ное определение формы, цвета и величины предметов становится намного более точным. При рассматривании формы незнакомой фигуры глаз ребенка движется в основном по контуру, остана­вливаясь на наиболее характерных его частях [14].

Последующее узнавание этой фигуры среди других становится безошибочным. Примерно так же движется рука при осязательном ознакомле­нии с формой, хотя его результаты на всем протяжении дошколь­ного детства оказываются более низкими. Главное же состоит в том, что дети полностью переходят от использования внешних образцов (эталонов) к использованию усвоенных представлений.

Последовательное, пла­номерное обследование предмета - словесное описание его раз­ных свойств - трудная задача даже для старшего дошкольника. Возможность ее успешного разрешения связана не только с уровнем развития восприятия, но и с развитием речи ребенка, умением связно передавать в словах результаты восприятия. Дети достигают достаточных успехов в обследовании только при систематическом обучении ему.

Сенсорное воспитание старших дошкольников - пря­мое продолжение сенсорного воспитания детей младшего и сред­него дошкольного возраста, оно осуществляется в тех же на­правлениях.

Его усложнение состоит в усложнении самих заданий и мате­риалов, с которыми работают дети, и в том, что все большее вни­мание уделяется заданиям, требующим понимания закономер­ностей, которые лежат в основе выделения и систематизации сенсорных эталонов, т. е. заданиям, в выполнении которых участ­вуют и восприятие, и мышление. К ним относится, например, группировка разных оттенков одного и того же цвета или разно­видностей фигур, относящихся к одной и той же геометрической форме, расположение предметов в определенной последователь­ности в зависимости от постепенного нарастания или убывания величины, светлоты и др.

Значительно увеличивается в старшем дошкольном возрасте также количество и значение заданий, где от детей требуется подробное словесное описание предметов и их свойств. Особое значение приобретают также комплексные задания, для выпол­нения которых необходимо учитывать одновременно различные свойства предметов (форму, величину, цвет) [33].

Восприя­тие старшими дошкольниками предметов, изображенных на кар­тинках, улучшается главным образом за счет знаний о правилах их построения.

Изображенный на картинке далекий предмет и теперь еще кажется ребенку маленьким, но он уже знает, что далекие предметы принято изображать уменьшенными, и поэтому дога­дывается, что предмет изображен расположенным вдали. Однако в этом случае восприятие и мышление работают еще как бы изолированно друг от друга: ребенок видит, что предмет малень­кий, и понимает, что он далекий. В результате он (по отношению к незнакомым предметам и предметам, не имеющим постоянной величины) решает, что это что-то и маленькое, и далекое. Пол­ностью правильное восприятие изображения складывается уже в школьном возрасте.

Воспринимая сюжетные картинки, старшие дошкольники уже могут успешно определять, что делают люди, которые на них изображены, догадываются, что происходит с ними, если сюжет картинки не выходит за рамки жизненного опыта ребенка.

Совершенствование слухового восприятия речи и музыки у старших дошкольников происходит в ходе спе­циальной работы по развитию речи, обучению грамоте и музыке. Оно опирается на развивающиеся мыслительные действия ре­бенка, умение анализировать звуковой состав слова, ритм и ме­лодию музыкальных произведений [37].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: