Продолжение разбора аргументации оппонента, аятом из суры Али Имран, с разбором других похожих на него аятов

В прошлой главе были разобраны с помощью Аллаха слова ар-Рази которыми оппонент пытался аргументировать в пользу своего заявления о том, что мушрики не обладали таухидом рубубии.

В этой главе мы продолжим с позволения Аллаха говорить об этом аяте, а также о подобных ему, по значению.

 

Итак, оппонент аргументировал аятом из суры Али Имран.
 

Сказал Всевышний Аллах (смысл): "И не было вам приказано брать себе ангелов и пророков господами"

 

___________________________

✔️ Говорит оппонент:
Имам ад-Диджви аль-Малики продолжает: Это явное указание на то, что мушрики верили во множество господ, то есть во множество тех, кто приносит пользу и вредит. Несмотря на явные указания Корана о том, что язычники считали ангелов и праведников именно господами, ибн Таймия и Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб утверждают, что у язычников был таухид рубубия, что они верили в одного Господа, но наравне с ним поклонялись кому-то ещё, и мол поэтому, их ширк заключался только в вопросах таухида улюхия.


Пророк Юсуф, алейхи ссалям, спросил у того, кто сидел вместе с ним в тюрьме: "Что лучше: много разных господ или Аллах, Единый, Всемогущий?"


Из тафсира к этому аяту ибн Касира:
"И затем сообщил им, что лишь Аллах всем управляет, на всё Его воля, на всё распространяется Его власть, и затем приказал поклоняться только Аллаху и никому другому".


Из этих слов ибн Кассира становится ясно, что причина ширка - это убеждения, что идолы имеют свою волю или силу, а поклонение им - это следствие такого убеждения. Поэтому Юсуф, алейхи ссалям, сначала разъяснил таухид рубубия, о котором у язычников не было представления (хотя ибн Таймия и его последователи утверждают обратное, и в этом противоречат Юсуфу, алейхи ссалям), а лишь затем приказал поклоняться только Аллаху.

 

 

____________

Ответ:
Во-первых, уже было доказано что не только ибн Таймия и Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб утверждали что у мушриков (арабов) был таухид рубубии в основных его значениях, но об этом утвердил сам Коран, салаф и даже ар-Рази, один из ашаритских имамов которого даруль фирк считают большим авторитетом.


Для напоминания:

 

✅ Сказал Всевышний Аллах (смысл): «Скажи: Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое в мертвое? Кто управляет делами? Они скажут: Аллах. Скажи: Неужели вы не устрашитесь»? Сура Юнус 31.

 

✒️ Говорит ар-Рази:

«Затем разъяснил Всевышний, то что Посланник Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует-, если спросит о том, кто управляет всеми этими состояниями, то они скажут, что это Аллах.

И это указывает на то, что те, к кому обращена эта речь знали Аллаха и признавали Его, и они те, кто сказал в отношении их поклонения идолам, то что они приближают их к Аллаху, и то, что они наши заступники у Аллаха.


Они знали, что эти идолы не вредят и не приносят пользы.


И здесь и скаал Всевышний Аллах Его Посланнику – да благословит его Аллах и приветствует - Скажи: Неужели вы не устрашитесь?

 

Т.е. неужели вы не устрашитесь устанавливать этих идолов соучастниками Аллаху в поклонении, в тот момент как вы признаете то, что все добро в этой жизни и следующей происходит только по милости Аллаха, и в тот момент когда вы признаете что эти идолы никоим образом не вредят и не приносят пользы ».

См. Тафсир ар-Рази.

 

 

____________________

✔️ Затем слова оппонента:

…Это явное указание на то, что мушрики верили во множество господ, то есть во множество тех, кто приносит пользу и вредит.

 

 

__________

Ответ:

Очевидно, что оппонент не понимает из слова رب - робб, множественное число –أرباب – арбаб, которое пришло в аяте кроме как смысл – Создатель, Управляющий, Властелин и т.д.

И это невежество в отношении форм использования этого слова в Коране.

 

Давайте приведем то, что сказал имам ибн Касир в тафсире этого аята, затем сделаем вывод.

Сказал имам ибн Касир в тафсире этих аятов суры Али Имран, в контексте которых и пришел аят, которым аргументировал оппонент.

 

✒️ Говорит имам ибн Касир в тафсире этих аятов, после того как упомянул причину их ниспослания и которая была приведена в третьей главе: «Не подобает человеку, которому Всевышний Аллах дал книгу, власть, и пророчество, чтобы он говорил людям:
Поклоняйтесь мне помимо Аллаха, т.е. вместе с Аллахом
».


И если это не подобает ни пророку, ни посланнику, то тогда тем более это неподобает кому-то из (простых) людей.


И поэтому сказал аль-Хасан аль-Басри: «Не подобает это для верующего, чтобы он приказывал людям, поклонятся ему».


Сказал (также аль-Хасан аль-Басри): «И суть этого в том, что люди поклонялись друг другу».
Т.е. люди Писания, они поклонялись своим ученым и монахам
, как сказал Всевышний Аллах (смысл): «Они взяли учёных и монахов господами (арбаб) помимо Аллаха, и Масих сына Марьям, и им не было приказано поклонятся кроме как одному божеству. И нет достойного божества кроме Него. Пречист Он от их многобожия». Сура ат-Тауба 31.

 

И передано у ат-Тирмизи и Ахмада, то что Адий ибн Хатим пришел к Посланнику Аллаха- да благословит его Аллах и приветствует – (будучи христианином и услышав чтение этого аята) сказал: «Мы не поклонялись им». Сказал Посланник Аллаха: «Неужели они вам не запрещали то, что разрешил Аллах, и вы так же это запрещали? Неужели, не разрешали они вам то, что запретил Аллах и вы это разрешали»? Он ответил: «Да, это так». Сказал Посланник Аллаха, мир и благословение ему от Аллаха: «Это и есть поклонение им».

 

Поэтому невежды из числа ученых, монахов и шейхи заблуждения входят в это порицание, в противоположность посланникам и их последователям из числа правдивых ученых, так как они приказывают только то, что приказал Аллах, и запрещают то, что запретил Аллах».

См. Тасфир ибн Касир.

 


 
Как мы видим, имам ибн Касир понял взятие ангелов и пророков господами в этом аяте не в смысле убеждения в них атрибутов создания, вреда, пользы, и т.д. из основных атрибутов рубубии о которых заявляет оппонент.


Однако речь в аяте идет о взятии пророков устанавливающими законы помимо Аллаха, разрешающими и запрещающими, как это было у людей Писания о которых поведал Всевышний Аллах в аяте суры ат-Тауба которым аргументировал имам ибн Касир и в котором использовано то же слово что и в аяте Али Имран – أرباب- арбаб.


Затем в присоединении с хадисом Адия ибн Хатима становится ясно, что речь не идет об убеждении людей Писания в своих ученых и монахах то, что они описаны атрибутами способности создавать, приносить пользу или вред. Однако речь идет о ширке в вопросе запрета и разрешения.


 
И это хоть и является ширком, но не условием в нем, отсутствие убеждения у совершающих его в основных описаниях рубубии во Всевышнем Аллаха и отсутствие этого убеждения в других созданиях.


 
Затем, в том, что касается пророков упомянутых в аяте: "И не было вам приказано брать себе ангелов и пророков господами".


 
Это предельно ясно. Что же касается ангелов, то речь идет о взятии их мушриками объектами поклонения, как об этом упомянул ат-Табари сказав: «… Значит смысл аята: «Не подобает пророку что бы он приказывал вам о люди брать ангелов и пророков господами» т.е. подразумевается под этим: божествами (аль-алиха множественное число аль-илях) которым бы они поклонялись помимо Всевышнего Аллаха». См. Тафсир ат-Табари.

 


 
И если присоединить к этому другие аяты в которых мушрики признают полную рубубию Всевышнего Аллаха, то этот аят будет аргументом как раз против оппонента, так это утверждает использование этого слова в отношении объектов поклонения, которых, однако поклоняющиеся им не приписувают основные атрибуты рубубии.

 


Значит с позволения Аллаха стало ясно, что заявление оппонента о том, что в этом аяте ясное указание на "что мушрики верили во множество господ, то есть во множество тех, кто приносит пользу и вредит" – это заявление не имеет никакого основания.

 

 

___________________________________

✔️ Затем что касается слов оппонента:

Пророк Юсуф, алейхи ссалям, спросил у того, кто сидел вместе с ним в тюрьме: "Что лучше: много разных господ или Аллах, Единый, Всемогущий?"

Из тафсира к этому аяту ибн Касира: "И затем сообщил им, что лишь Аллах всем управляет, на всё Его воля, на всё распространяется Его власть, и затем приказал поклоняться только Аллаху и никому другому".


Из этих слов ибн Кассира становится ясно, что причина ширка - это убеждения, что идолы имеют свою волю или силу, а поклонение им - это следствие такого убеждения. Поэтому Юсуф, алейхи ссалям, сначала разъяснил таухид рубубия, о котором у язычников не было представления (хотя ибн Таймия и его последователи утверждают обратное, и в этом противоречат Юсуфу, алейхи ссалям), а лишь затем приказал поклоняться только Аллаху.

 

 

___________

Ответ:
 

Во-первых, хотелось бы привести полностью все аяты, а затем тафсир к ним имама ибн Касира.

 

✅ Сказал Всевышний Аллах со слов Юсуфа (мир ему) – смысл-: «О мои товарищи по темнице! Множество различных господ лучше или же Аллах, Единственный, Могущественный?
 Помимо Него вы поклоняетесь лишь именам, которые придумали вы и ваши отцы. Аллах не ниспослал о них никакого доказательства. Решение принимает только Аллах. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому кроме Него. Это и есть правая вера, но большая часть людей не знает этого»
. Сура Юсуф 39-40.


✒️ Сказал имам ибн Касир: «Затем Юсуф -мир ему- обратился с речью и призывом к двум юношам, призывая их к поклонению одному Аллаху, у Которого нет соучастников, и отстранения от всего другого помимо Него из числа идолов которым поклонялся их народ и сказал (смысл): «Множество различных господ лучше или же Аллах, Единственный, Могущественный?
Т.е. Тот, Кто охватил (или управляет, руководит) каждую вещь Своим Величием, Его властью, затем разъяснил что то, чему поклоняются и называют их богами (алиха) - это невежество с их стороны, и «название» от них только, которое они переняли от своих предков, и нет на это аргумента от Аллаха».
 

Это правильный, последовательный перевод слов имам ибн Касира.


Оригинал:

ثم إن يوسف، عليه السلام، أقبل على الفتيين بالمخاطبة، والدعاء لهما إلى عبادة الله وحده لا شريك له وَخَلْع ما سواه من الأوثان التي يعبدها قومهما، فقال: أأْربَابٌ مُتَفَرِّقُونَ خَيْرٌ أَمِ اللَّهُ الْوَاحِدُ الْقَهَّارُ - أي الذي وَلِى كل شيء بِعزّ جلاله، وعظمة سلطانه.
ثم بين لهما أنَّ التي يعبدونها ويسمّونها آلهة، إنما هو جَهْلُ منهم، وتسمية من تلقاء أنفسهم، تلقاها خَلَفهم عن سَلَفهم، وليس لذلك مستند من عند الله.

Поэтому перевод оппонента, мягко говоря, не совсем точный.

 

____________________

✔️ Вот его перевод:

"И затем сообщил им, что лишь Аллах всем управляет, на всё Его воля, на всё распространяется Его власть, и затем приказал поклоняться только Аллаху и никому другому".

____________

Ответ:
Однако дело даже не в этом, а в том, откуда из слов ибн Касира он взял свой вывод:

Из этих слов ибн Кассира становится ясно, что причина ширка - это убеждения, что идолы имеют свою волю или силу, а поклонение им - это следствие такого убеждения. Поэтому Юсуф, алейхи ссалям, сначала разъяснил таухид рубубия, о котором у язычников не было представления (хотя ибн Таймия и его последователи утверждают обратное, и в этом противоречат Юсуфу, алейхи ссалям), а лишь затем приказал поклоняться только Аллаху.

______

Ответ:
И мы с позволения Аллаха разберем его заявление, слово за словом.


Во-первых, речь в этом аяте идет о народе Египта во времена Юсуфа- мир ему - и никто не спорит с тем, что у разных народов могли быть различной степени отклонения в таухиде.


И не означает что все мушрики о которых сообщил Всевышний Аллах были на одном уровне заблуждения, а ведь мы говорим в основном, и делаем акцент на мушриках арабах к которым был послан Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует.


И не означает упоминание некого отклонения в одном народе, то что это же отклонение должно быть у другого. Если Всевышний Аллах сообщил о том, что фараон заявил о своей рубубии, это не значит, что, например, Абу Джахль был таким же. И это ясно.
 

Затем само выражение: " Множество различных господ лучше, или же Аллах, Единственный, Могущественный "?
 

Может быть аргументом лишь в случае если тот, к кому обращена эта речь признает существование Аллаха, Великого Создателя, Единого Властелина на которого никто и ничто из «божеств» не похоже.
 

И это как слова Всевышнего Аллаха, которые уже упоминались:

«Скажи: Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое в мертвое? Кто управляет делами? Они скажут: Аллах. Скажи: Неужели вы не устрашитесь»? Сура Юнус 31.
 

Обязал Всевышний Аллах мушриков необходимостью признания необходимости уединения Всевышнего Аллаха в поклонении на основе признания мушриками рубубии Всевышнего.
 

Затем, Юсуф – мир ему - упомянул, и начал свою речь с имени الله

 

Что более частным образом указывает на, того кому поклоняются, на истинное божество, т.е. в этом имени более выражен смысл улюхии.
 

Затем уже описал Его тем, что Он Единственный, Могущественный.
И этот вопрос требует наличия знания об этих описаниях у тех, к кому он обратился с речью.

Поэтому слова оппонента:
Поэтому Юсуф, алейхи ссалям, сначала разъяснил таухид рубубия, о котором у язычников не было представления.

______

Ответ:
Не совсем ясно, на что он опирался, делая такое утверждение.

 

✏️ Говорит ар-Рази в тафсире этого аята:

«И так как большинство созданий признают существование аль-Илях (ар-Рази имеет в виду Господина, Создателя), Знающего, Могущественного, однако вопрос заключался в том, они взяли идолов в форме планетных духов и поклонялись им рассчитывая на достижение пользы и вреда от них (или по их причине), нет сомнения в том, что стремление большинства пророков было в запрете поклонения идолов.


 И дело было в соответствие с этим законом во время Юсуфа, и по этой причине он начал в упоминании того, что указывает на ошибочность мнения о (разрешенности, дозволенности) поклонения идолам
».

См. Тафсир ар-Рази.

 

 

Следует обратить внимание, что выражение ар-Рази – ويتوقعون حصول النفع والضر منها
«Рассчитывая на достижение пользы и вреда от них (или по их причине)»

Частица – من – которую он использовал (условно от них, или по их причине), эта частица может нести смысл – причинности السببية
 

И тогда смысл будет: Они рассчитывали на достижение пользы по причине идолов, т.е. по причине поклонения им. И это будет такой же смысл, как и в мушриках арабах, которые хотели приблизится к Аллаху посредством поклонения идолам.

 

А может нести смысл начальности –الابتدائية

 

И смысл будет в том, что они рассчитывали на пользу и вред изначально от этих идолов.

Перевешивает первую вероятность, то что ар-Рази сказал в начале: «И так как большинство созданий признают существование аль-Илях (ар-Рази имеет в виду Господина, Создателя)» Знающего, Могущественного.

 

Вторую вероятность перевешивает все остальное что ар-Рази упомянул, делая дальше тафсир этих аятов.


 В любом случае даже если в случае утверждения второй вероятности, можно соединить между его словами в том смысле что эти люди признавали общую изначальную рубубию Всевышнего Аллаха, однако думали, что Он, наделил их богов некими способностями.

 

Это самое большее, что можно взять в пользу оппонента даже из тафсира самого ар-Рази.
И я это не привожу как окончательный аргумент, однако как указание на то, что даже в словах ар-Рази нет прямого указания на то, что оппонент хочет вытащить из аята, не говоря уже о словах ибн Касира которые он привел.

 

✏️ Затем сказал ар-Рази в продолжении тафсира этих аятов:

«Знай, что группа из тех, кто поклоняется идолам, сказали: Мы не говорим что эти идолы – божества для мира, в смысле того, что они создали мир, однако мы называем их божествами, поклоняемся им, и возвеличиваем их по причине нашего убеждения в том, что Аллах приказал нам это.
И ответил Всевышний Аллах на это и сказал, что называние их божествами, Аллах не приказывал это, и не ниспослал в отношении этого называния ни аргумента, ни доказательства, ни права
». См. Тафсир ар-Рази.


 Эти слова ар-Рази сказал в тафсире следующих слов Юсуфа о которых сообщил Всевышний: «Помимо Него вы поклоняетесь лишь именам, которые придумали вы и ваши отцы. Аллах не ниспослал о них никакого доказательства». Сура Юсуф 39-40.


Привожу это все для того, чтобы указать, что даже слова ар-Рази далеко не однозначны в том, что этот народ, весь этот народ приписывали хоть какие-то атрибуты рубубии Всевышнему Аллаху, и самое большее что можно взять из его слов это то, что группа из них не придавали никаких описаний рубубии своим богам, а другие придавали, но не на основе независимости.


И если это так, то если это сравнить с нашей горькой действительностью, то можно также сказать: Часть из современных мушриков из числа относящихся к суфизму приписывает своим уалия некоторые атрибуты рубубии, которыми их «наделил» Всевышний, а другие, только им поклоняются будучи убежденными что Аллах приказал им это, и называют это тауасулем.
 

И хочу привести всего лишь как пример.


Нахбани и Абдуль Маджид ибн Мухаммед аль-Хани передали несколько караматов Баха ад-Дин Накшабанди великого имама накшабандийского тариката, очень распространенного в Дагестане.
 

 

Передают они слова самого Накшабанди который якобы сказал:
«Я вышел однажды вместе с Мухаммедом Захидом в пустыню, и он был искренним мюридом. С нами были кирки которыми мы работали.


И так получилось что мы заговорили о познаниях и дошли до уъбудии (поклонения, рабства, истинное поклонение).


Я сказал ему: Эта степень доходит до того, что обладающий ею скажет кому-то: Умри! И тот умрет тут же.


И произошло так, что я сказал ему тогда – Умри! И он умер сразу же.
Он был мертвым с середины утра до полдня.
И было очень жарко. Я взволновался из-за этого, и очень растерялся.
Затем перенес его в ближайшую тень и сел в растерянности.
Затем я вернулся и посмотрел на него, и увидел что он стал меняться из за жары (гнить).
Я еще больше взволновался.
И мне было внушено в тот момент чтобы я сказал ему:
О Мухаммад! Оживи!
Я сказал ему это три раза, и жизнь стала бежать по его тело понемногу.
Я смотрел на него до тех пор, пока он не вернулся к прежнему состоянию.
Я пришел к шейху Каляль и сообщил ему об этом.
Когда же я сказал что растерялся, он сказал мне?
Почему ты не сказал ему: Оживи?
Я сказал: Когда мне было внушено, то тогда я сказал ему, и он ожил.

جامع كرامات الأولياء 1\245

الحدائق الوردية في حقائق أجلاء النقشبندية 193

 

 

Все равно достоверно это сообщение от самого Накшабадни, т.е. то, что это его слова, или это выдумки его последователей, в любом случае современные суфисты читают это и считают это великим караматом.


 И их убеждение может-быть либо в том, что он был способен независимо от Аллаха оживлять или умерщвлять, и они конечно в этом не признаются, либо в том, что ему была дана такая способность.


И отталкиваясь от формы этого сообщения он имел именно такую способность, и это не происходило например по причине его мольбы Аллаху.

 

✅ Сказал Всевышний Аллах описывая чудеса Исы -мир ему-: «И оживлю мертвых с позволения Аллаха». Сура Али Имран 49.
 

✏️ Сказал имам ат-Табари в тафсире этого аята: «Оживление Исой мертвых было по причине (на основе, или сопряжено) мольбы Аллаху. Он делал дуа за них (мертвых), и Аллах отвечал ему».

См. Тафсир ат-Табари.


 И если это ясно, то какая разница между неким представителем народа которого призывал Юсуф –мир ему- которые думали, что их боги обладают некими способностями вредить и приносить пользу и поэтому поклонялись им, и между неким настоящим проникнутым накшабандийцем, который призывает Накшабанди после его смерти будучи убежденным в том, что он также имел, имеет после смерти возможность оживлять и умерщвлять?


И чтобы мы не были далеки от реальности, привожу видео одного из главнейших накшабандийских шейхов нашего времени Хаккани, на котором записано его паломничество к могиле Баха ад-Дин Накшабанди и его мольба к нему. http://www.alhaqqani.com/%26%231575%3B%26%231604%3B%26%231588%3B%26%231610%3B%26%231582%3B-%26%231606%3B%26%231575%3B%26%231592%3B%26%231605%3B-%26%231576%3B%26%231586%3B%26%231610%3B%26%231575%3B%26%231585%3B%26%231577%3B-%26%231588%3B%26%231575%3B%26%231607%3B-%26%231606%3B%26%231602%3B%26%231588%3B%26%231576%3B%26%231606%3B%26%231583%3B.htm

Самое главное начинается с 12 минуты.

 

_____________________________
Из того, с чем он обращается к Накшабанди:


















































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: