Конспект одной из работ по музеологии – 1 страница

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ

 

Вид практики: Учебная

 

Тип практики: Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков

(Архивно-музейная)

 

 

Сроки прохождения практики: 01.07.2019 – 12.07.2019

 

по направлению подготовки 45.03.01 Филология

(уровень бакалавриата)

профиль «Отечественная филология (русский язык и литература)»

профиль «Педагогическое образование (русский язык и литература)»

 

 

Студент группы № 5171-450301 _________________________________Левтяева А.М.

Руководитель практики

от университета, степень, звание _______________________________ Перепелкин М. А., д. ф. н.

Руководитель практики

от организации ______________________________________________ Перепелкин М. А., с. н. с.

 

Дата сдачи 10.09.2020 г.

Дата защиты 10.09.2020 г.

 

Оценка ___________________

 

 

Самара 2020

 

 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет

имени академика С.П. Королева»

(Самарский университет)

 

Институт социально-гуманитарный

Факультет филологии и журналистики

Кафедра русской и зарубежной литературы и связей с общественностью

 

 

Индивидуальное задание на практику

Студенту группы № 5171-450301 _______________________Левтяевой А.М.

Направление на практику оформлено приказом 231-пр по университету от 22.06.2020 г. в МБУК «Самарский литературно-мемориальный музей имени М. Горького», в соответствии с договором о направлении на практику от 02.06.2016 г.

 

Планируемые результаты освоения образовательной программы (компетенции) Планируемые результаты практики Содержание задания
ПК-3 владением навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем знать способы подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемы библиографического описания; основные библиографические источники и поисковые системы в области литературного краеведения; уметьиспользовать способы подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемы библиографического описания; обращаться к основным библиографическим источникам и поисковым системам в области литературного краеведения; владеть основными способами подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; навыками обращения к основным библиографическим источникам и поисковым системам в области литературного краеведения Определение целей и задач практики, знакомство со спецификой экспозиционной, культурно-массовой, научной и фондовой деятельности музея, изучение литературы, подготовка текста экскурсии, разработка раздела воображаемого музея, составление паспорта музейного предмета, составление отчёта  

 

 

Дата выдачи задания  08.07.2020 г.

Срок представления на кафедру отчета о практике 10.09.2020 г.

Руководитель практики

от университета,

должность, степень, звание                        _____________________ Перепелкин М. А., д. ф. н.

 

Руководитель практики

от профильной организации

должность                                                      ____________________ Перепелкин М. А., с. н. с.

Задание принял к исполнению

студент группы № 5171-450301________________________Левтяева А.М.

Рабочий график (план) проведения практики

Дата Содержание задания Результаты практики
08.07.2020 – 21.07.2020 Определение целей и задач практики, знакомство со спецификой экспозиционной, культурно-массовой, научной и фондовой деятельности музея, изучение литературы, подготовка текста экскурсии, разработка раздела воображаемого музея, составление паспорта музейного предмета, составление отчёта Знает способы подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемы библиографического описания; основные библиографические источники и поисковые системы в области литературного краеведения; Умеетиспользовать способы подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемы библиографического описания; обращаться к основным библиографическим источникам и поисковым системам в области литературного краеведения; Владеетосновными способами подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; навыками обращения к основным библиографическим источникам и поисковым системам в области литературного краеведения

        

Руководитель практики

от университета                                            _____________________ Перепелкин М. А., д. ф. н.

 

Руководитель практики

от профильной организации                         ____________________ Перепелкин М. А., с. н. с.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глушкова, П.В. Музеи под открытым небом: учебное пособие / П.В. Глушкова, В.М. Кимеев. - Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2015.

2. Лушникова, А.В. Музееведение / музеология: конспект лекций / А.В. Лушникова. - Челябинск: ЧГАКИ, 2010.

3. Музей в экстремальных условиях (опыт Южного Урала): учебное пособие / авт.-сост. Т.В. Зайцева. - Челябинск: ЧГАКИ, 2013.

4. Сапанжа, О.С. Музеология: историография и методология: учебное пособие / О.С. Сапанжа. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2014.


 

ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 


Дневник – 3 страницы

А) Эссе о тех музеях, которые студенты посещали ранее – 1 стр.

Когда я первый раз приехала в Санкт-Петербург, то точно знала, что обязательно посещу Эрмитаж. Для меня этот музей всегда казался вершиной культуры, чем-то невероятно «высоким» и недосягаемым. Конечно, я мечтала там побывать. И вот однажды настал этот день: я оказалась в самом грандиозном музее северной столицы нашей родины.

Название музея означает "место для уединения". Он был основан Екатериной Великой в XVIII веке, когда императрица приобрела более двухсот картин в Германии и Франции. В настоящее время Государственный Эрмитаж велик и состоит из пяти зданий: Зимнего дворца, здания Малого, Старого и Нового Эрмитажа, служебного здания и Эрмитажного театра.

Помню, как отстояв гигантскую очередь, я оказалась внутри здания. С первого взгляда я буквально влюбилась в величие этого музея. Первое впечатление было неизгладимым и незабываемым. Меня сразу же впечатлили грандиозные залы музея. Помню роскошную барочную Иорданскую лестницу в вестибюле, по которой я поднималась, затаив дыхание от красоты всего того, что меня окружало. Помню лоджии Рафаэля, которые приковывали мое внимание.

Стыдно признаться, но я думала, что в Эрмитаже выставлены только картины. Я ошибалась и была очень сильно удивлена увидеть там множество скульптур и разных предметов быта, мебели.

Эрмитаж полон шедевров разных художников. Конечно, я была счастлива увидеть знаменитые картины в живую. Особенно мне запомнились «Дама в голубом» Томаса Гейнсборо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи и «Мадонна» Рафаэля. Оторваться от них было просто невозможно.

В зале античного искусства меня поразила огромная ваза. Позже я узнала, что это уникальная Колыванская ваза из монолита яшмы, а ее диаметр составляет 4,5 метра! Она невероятно красивая и большая. Впервые я увидела такие шедевры скульптуры как «Афродита» и «Скочившийся мальчик» Микеланджело. Запомнились и произведения фирмы Фаберже.

Однако больше всего в музее меня привлекла его архитектура. Высочайшие потолки, лепка, позолота, огромные масштабы залов – все это привело меня в восторг. Я с огромным удовольствием и интересом проходилась по интерьерам, где можно было увидеть массу старинной мебели, книг, посуды и многого другого, чем пользовались прежние хозяева дворца.

Было невероятно интересно побывать в таком грандиозном музее, от посещения которого у меня остались яркие впечатления, хотя я и посмотрела лишь малую часть экспонатов. Однако я надеюсь, что еще не раз смогу побывать в Эрмитаже, вновь окунуться в его величественную атмосферу и посмотреть все то, что не успела увидеть в прошлый раз.

 

Б) Эссе о виртуальном знакомстве с Музеем российской литературы имени В. И. Даля – 1 стр.

 

https://goslitmuz.ru/ - это сайт государственного музея истории российской литературы имени В.И.Даля.

Сайт состоит из главного меню навигации, анонсов предстоящих событий и новостей. С помощью главного меню навигации можно переместиться на любую страницу сайта. Кликнув мышкой по разделу «О музее», можно узнать его историю, почитать о задачах развития и миссии музея. Помимо этого в данном разделе можно «переместиться» в одну из десяти мемориальных экспозиций: «Музей-квартиру Ф. М. Достоевского», «Дом-музей А. П. Чехова», «Дом-музей А. И. Герцена», «Дом-музей М. Ю. Лермонтова», «Музей-квартиру А. Н. Толстого», «Музей Серебряного века», «Дом-музей М. М. Пришвина» в деревне Дунино, Дом-музей Б. Л. Пастернака» в Переделкине, «Дом-музей К. И. Чуковского» в Переделкине, «Информационно-культурный центр „Музей А. И. Солженицына“ в г. Кисловодске». Здесь же можно посмотреть афишу и посетить виртуальную экскурсию каждого музея, познакомиться с его историей, выставками и даже с сотрудниками.

Из главного меню легко переместиться в раздел «Коллекции» и узнать о фондах музея.

Помимо данного раздела главное меню включает в себя следующее: «Афиша», «Новости», «Проекты», «Детям», «Посетителям», «Наука», «Медиа» и «Контакты».

В разделе «Афиша» можно соориентироваться по предстоящим выставкам, экскурсиям, литературным вечерам и лекциям. Также в главном меню есть раздел «Новости», в котором можно ознакомиться со всеми новостями музея с 2014 года до сегодняшнего дня. Если же посетитель сайта захочет узнать о проектах, которыми живет музей, то ему следует кликнуть по разделу «Проекты». Очень удобно, что в разделе «Детям» можно узнать конкретно те мероприятия, которые будут посвящены юному поколению, а из раздела «Посетителям» узнать график работы музея, контакты и забронировать билет. Если же вы занимаетесь наукой и преследуете научный интерес, то о конференциях, изданиях ГМИРЛИ, о научных проектах читайте в разделе «Наука». Посмотреть видеоматериалы или почитать публикации СМИ о данном музее можно в разделе «Медиа». О том, как связаться с музеем или как до него добраться легко узнать в последнем разделе главного меню под названием «Контакты».

Чтобы посетителю было еще проще ориентироваться по сайту, существует пункт «Карта сайта». Здесь можно очень быстро перейти именно в тот раздел, который вас интересует. Также на сайте даны ссылки на страницы музея в разных социальных сетях: в Фейсбуке, Одноклассниках, Вконтакте, Твиттере, Инстаграме и Ютубе.

Интерфейс сайта минималистичный, светлый, выполненный в едином стиле и поэтому очень приятный для восприятия.

Для того, чтобы переместиться на страницу какого-либо филиала данного музея достаточно кликнуть по соответствующей картинке в разделе «Музейные отделы» сверху на главной странице.

Мне очень понравился сайт музея имени В.И.Даля, так как он довольно понятный и удобный для пользования. К тому же и внешне он выглядит, прямо скажем, эстетично и радует глаз.

В) Эссе о виртуальном знакомстве с одним из филиалов Музея российской литературы имени

 

В. И. Даля – 1 стр.

 

На странице дома-музея М.Ю. Лермонтова можно ознакомиться с предстоящими событиями музея, перейдя в раздел «Афиша». Функция «Виртуальная экскурсия» позволяет посетителям сайта оказаться внутри музея в режиме онлайн: «прогуляться» по музею и узнать его историю, увидеть предметы коллекции и даже оказаться во дворике Лермонтова.

Приятным бонусом является и то, что на сайте можно посмотреть фотографии музея

Также на главной странице можно прочесть краткую историю дома, познакомиться с работниками отдела и узнать об экскурсиях, лекциях и интерактивных занятиях, проводимых музеем.

Очень удобно, что есть описание каждого мероприятия, указаны стоимость, продолжительность и рекомендуемый возраст для той или иной выставки/экскурсии. Так, из данного раздела я узнала, что в музее проводятся такие экскурсии, как «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова», ориентированная на любой возраст посетителя и призванная рассказать о жизни и творческом пути поэта; экскурсия «Годы учения Лермонтова» - тематическая, в которой рассказывается об учителях и первых произведениях юного поэта. Узнала я и о некоторых интерактивных занятиях, проводимых музеем: «Медленное чтение» - занятия, на которых подробно и всесторонне разбирается то или иное произведение М.Ю.Лермонтова («Мцыри», «Песня о купце Калашникове», «Герой нашего времени», «Синие горы Кавказа» и др.); «Лермонтов по-английски» - занятие, рассказывающее о жизни и творчестве поэта на английском языке и ориентированное на учеников 5-11 классов общеобразовательных и специализированных школ.

Очень удобным является то, что музей проводит выездные лекции по заявкам школ, библиотек, образовательных центров и других учреждений.

На сайте рассказывается и о выставочных проектах последних лет: «Лермонтов-художник»,«Лермонтов в Москве», «По местам Чайльд-Гарольда», «Невольник чести…»,«Поэт и теплоход: параллели судьбы», «Вчера я приехал в Пятигорск», Международная научная конференция молодых ученых «Эйхенбаумовские чтения», «Открытая наука. 2.0», «Классика+», Обновление музея Лермонтова близ Кропотова, «Мой Лермонтов».

 

Конспект одной из работ по музеологии – 1 страница

Основные этапы культурно-образовательной деятельности отечественных музеев.

Первые музеи являли собой собрания раритетов. Коллекции первоначально были недоступны широкой публике, однако эпоха Просвещения прервала эту традицию.

В истории России реализация идеи о доступности музея отмечена следующими веками: 1719 год – открывается Кунсткамера, созданная Петром первым (просветительские задачи), 1782 год – в Иркутске создается первый в Сибири общедоступный музей – «Музеум», во второй половине 18 века возникают первые учебные музеи, в 19 веке становятся относительно доступными коллекции крупнейших музеев.

1) Просветительная модель (1870-1890 – середина 1920 гг.).

В этот период и складывается деятельность по обслуживанию посетителей. Самые значительные изменения в образовательной концепции музея, его работе с посетителями идут рука об руку с реформами школьного образования. музей стал методом борьбы с традициями чисто книжной системой обучения. Музей становится звеном в единой системе внешкольного образования. Музей – не только научный, но и образовательный институт. Формируется просветительная модель модель музея (просветительная направленность и часть единой системы внешкольного образования). Впервые начинают проводиться экскурсии.

2) Утверждение политизированной модели: 1920 – 1950 гг.

Музей – «проводник политического просвещения», средство наглядной иллюстрации политической доктрины. Формы работы с музейной аудиторией расширялись, а содержание сужалось и примитизировалось.

3) Информативная модель: 1960 – середина 1980 гг.

Стремление вернуть музею статус научного учреждения. Впервые формулируется идея о специфике образования в музее. Утверждение информативной модели: музей – средство распространения знаний, имеющих научный характер. Однако музей остается идеологическим учреждением.

4) Коммуникативная модель музея: конец 1980 – 2000 гг.

Музей стремится к смене идеологических парадигм. Меняется представление о характере взаимодействия между музеем и посетителем, о сущности музея: "Музей способен дать человеку то, чего не могут обеспечить ни школа, ни книга…». Смена образовательных парадигм стимулировала употребление нового термина – музейная педагогика.

3) Презентация раздела воображаемого музея – 3 страницы:

А) Текст экскурсии по залу воображаемого музея – 1 стр.

 

На Урале в Екатеринбурге есть замечательный музей, посвященный поэту Э.Асадову. Музей представляет собой небольшой скромный домик, в котором насчитывается 5 комнат. Я предлагаю вам пройтись вдоль музейных стендов, окунуться в атмосферу прошлого века и узнать побольше о жизни поэта.

Открывает экспозицию два портрета Эдуарда Асадова, выполненные местными художниками. На одном портрете поэт еще совсем молодой, а на втором уже будучи в преклонном возрасте.

Первая комната посвящена детству поэта. На столе вы можете видеть небольшую книгу – родословную Асадовых, а на стене – портреты родителей Эдуарда Асадова. Поэт родился в армянской семье в Туркестанской АССР. Его отец, Арташес Григорьевич Асадьянц, и мать, Лидия Ивановна Курдова, были учителями. В 1921 году отец уехал на Кавказ воевать с дашнаками. Умер он довольно рано, и юный поэт вместе с матерью перебрались в Свердловск, где жил дед мальчика – врач Иван Калустович Курдов. Мать с детства прививала к поэту любовь к музыке и литературе. Детство Эдуарда Асадова прошло на Урале, где его мама собирала коллекцию чугунного уральского литья. Часть коллекции вы можете увидеть справа на столе. В 8 лет Эдуард написал свое первое стихотворение.

Следующая комната посвящена школьным годам поэта. Эдуард Асадов был пионером, был принят в комсомол. Его форму можно увидеть в небольшом шкафчике в конце комнаты. В 1939 году поэт переезжает в Москву и до 1941 года учится в одной из московских школ. Через неделю после выпускного вечера началась Великая Отечественная война, куда поэт уходит добровольцем.

Третья комната посвящена военному этапу его жизни. Асадов был наводчиком миномета, потом помощником командира батареи «Катюш» на Северо-Кавказском и 4-м Украинском фронтах. Воевал на Ленинградском фронте. На столе можно увидеть письма, которые поэт писал родным, будучи на войне. В ночь с 3 на 4 мая 1944 года в боях за Севастополь под Бельбеком он получает тяжелейшее ранение осколком снаряда в лицо. Теряя сознание, он довёл грузовой автомобиль с боеприпасами до артиллерийской батареи. За этот подвиг гвардии лейтенант Асадов был награждён орденом Красной Звезды. Последовало продолжительное лечение в госпиталях. Врачи спасли его жизнь, но не смогли сохранить зрение; и с того времени Асадов был вынужден до конца жизни носить чёрную «полумаску» на лице. Орден поэта и ту самую «полумаску» можно увидеть на стенде. Здесь же можно посмотреть и рукописную книжечку стихов, заполненную под диктовку поэта медсестрами в госпитале после ранения Асадова. А вот и Альманах «Молодая гвардия» за 1950 год, где было опубликовано, можно сказать, программное стихотворение «Снова в строю», в котором Асадов подтверждает и для читателей и, прежде всего, для самого себя, что он вновь живет полноценной жизнью, он творит и пишет стихи.

 

Следующая комната рассказывает о студенческой жизни поэта. В 1946 году он поступил в Литературный институт имени А. М. Горького, который с отличием окончил в 1951 году. На стене представлено множество фотографий юности поэта. В том же году Асадов опубликовал первый сборник стихов «Светлая дорога» и был принят в члены КПСС и в Союз писателей. Женился на Ирине Викторовой — девушке, навещавшей его в госпитале. В 1955 г. у них родился сын Аркадий. Оригинал первого сборника стихотворений с автографом поэта можно увидеть в шкафчике столе.

Крайняя комната посвящена творческой взрослой жизни поэта. Он работал в журналах «Огонек» и «Молодая гвардия». Некоторые выпуски также представлены прямо перед вами. Здесь же можно увидеть блокнот одного из поклонников поэта. В блокноте каждое стихотворение проиллюстрировано картиной, фотографией или даже гербарием. Слева можно наблюдать импровизированный миниатюрный вокзал, выполненный из бумаги и статую-памятник собаке, о которой писал поэт в своем знаменитом стихотворении о рыжей дворняге. Однако к этому экспонату мы вернемся чуть позже и подробно поговорим о нем.

Эдуард Асадов вел очень активную концертно-гастрольную деятельность (его супруга была концертмейстером и музой поэта). На фотографии запечатлен момент после их совместного выступления. Неспроста в этой комнате стоит фортепиано – на нем играла Галина Разумовская – жена поэта. Почитатели, поклонники Эдуарда Асадова часто дарили ему презенты, сделанные своими руками. Поэту всегда приходило много писем от читательской аудитории со всех уголков нашей страны. На столе можно увидеть многочисленные письма поклонников и презенты поэту.

Умер Асадов 21 апреля 2004 года в Одинцово. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Своё сердце Эдуард Асадов завещал захоронить на Сапун-горе в Севастополе, однако, по свидетельствам работников музея на Сапун-горе, родственники были против, поэтому завещание поэта выполнено не было.

Наша экскурсия подошла к концу. А если вы желаете подробнее узнать о некоторых экспонатах, следуйте за мной.

Б) Описание одного «экспоната» из зала воображаемого музея – 1 стр

                              Памятник дворняге (из стихотворения поэта) в миниатюре.

 

В нашем музее вы познакомились с такими экспонатами, как первый сборник стихов Эдуарда Асадова, его орденами и формой, блокнотом, презентами и письмами поклонников творчества поэта, некоторыми выпусками журналов, в которых работал Эдуард Асадов, его фотографиями и портретами и некоторыми личными вещами. Сейчас мне хотелось бы поподробнее остановиться на следующем экспонате. Это собака, ожидающая своего хозяина у вокзального входа. Думаю, многие вспомнили этого героя из знаменитого стихотворения поэта под названием «Стихи о рыжей дворняге».

Скульптура выполнена известным местным мастером, а импровизированный миниатюрный вокзал сделали ребята из центральной художественной школы города. В глаза сразу бросается невероятно живой взгляд лохматой дворняги. В ее застывшем взгляде можно увидеть человеческие чувства и переживания: здесь и боль, и отчаяние, и надежда, и любовь, и вера. Дворняга словно застыла на месте, ожидая хозяина. Все мы помним, как трагично закончилось стихотворение: собаку никто не приютил, хозяин не вернулся, и бродяга в итоге утонула, столкнувшись о перила моста. Однако здесь, в импровизированной миниатюре момент как бы застыл, остановился: бродяга сидит у вокзала, смотрит вдаль, куда ушел ее хозяин, и ждет его возвращения.

Обратите, пожалуйста, внимание на один из вагонов бумажного поезда, что находится позади рыжей дворняги и ждет своего отправления. Вагон открыт. Открыт он для посетителей нашего музея и настоящих поклонников творчества поэта. Прямо сейчас каждый из вас может изменить исход событий стихотворения о дворняге, написать свой вариант окончания стихотворения. Расскажите, как вы бы предпочли закончить стих? Что бы могло стать с дворнягой на ваш взгляд? Я предлагаю любому желающему написать свой вариант концовки стихотворения и положить его в вагончик поезда.

На прощание посетители нашего музея любят обнимать дворнягу, фотографироваться с ней, пожимать ее лапу и загадывать желание. Не знаю почему, но так уж повелось.

 

 

В) Схематическое изображение зала воображаемого музея – 1 стр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: