Борьба с контрабандой оружия и боеприпасов в России

Содержание

 

Введение

Глава 1.Историко-правовое исследование проблемы борьбы с контрабандой огнестрельного оружия и боеприпасов

Борьба с контрабандой оружия и боеприпасов в России

Взаимодействие стран СНГ по предупреждению и раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия

Правовое регулирование оборота оружия в Китайской Народной Республике

Глава 2. Этносоциальная характеристика зон вооружённых конфликтов

. Борьба с литовскими «лесными братьями»

  Распространение стрелкового оружия в Нагорном Карабахе

  Нелегальное оружие в Северно-Кавказском регионе

Заключение

Библиографический список

 



Введение

 

Современный период жизни государства и общества чрезвычайно сложен. Существенным препятствием на пути проведения политических, экономических и социальных реформ в России является преступность, динамика количественных показателей которой уже несколько лет остается неблагополучной. Не теряет своей актуальности проблема незаконного оборота оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Данное направление в системе предупреждения незаконного оборота оружия осуществляется двумя государственными военизированными организациями - Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Федеральной пограничной службой Российской Федерации.

Участившиеся проявления этого опасного преступления в нашей стране вызвали значительный интерес со стороны ученых-юристов. Различные стороны незаконного оборота оружия в своих работах затрагивают С.А. Невский, В.П. Власов, Д.А. Корецкий, Е.Д. Шелковникова, И.Ф. Герасимов, А.И.Кравцов.

К числу наиболее опасных и высоколатентных преступлений относится контрабанда огнестрельного оружия и боеприпасов. Так, по данным Государственного таможенного комитета Российской Федерации, в 2001 г. таможенными органами было возбуждено всего 14 уголовных дел о контрабанде огнестрельного оружия и 29 уголовных дел о контрабанде боеприпасов и патронов к оружию; в 2002 г., соответственно, 12 и 33; в первом полугодии 2003 г. было возбуждено всего 10 уголовных дел по факту контрабанды огнестрельного оружия и 17 дел - по факту контрабанды боеприпасов к нему. [13, с.2]

Эти преступления представляют повышенную общественную опасность не только потому, что они одновременно посягают и на внешнеэкономическую деятельность, и на общественную безопасность, но и в силу своих особенностей, которые, в частности, проявляются в их совершении, как правило, организованными преступными группами, нередко приобретающими транснациональный характер. [19, с.4]

Целью данной курсовой работы является исследование исторического аспекта преступлений, относящихся к контрабанде оружия, подтверждение актуальности и важности данной проблемы на сегодняшний день.

В соответствии с этой целью необходимо обозначить и решить следующие задачи:

провести историко-правовое исследование проблемы борьбы с контрабандой огнестрельного оружия и боеприпасов в России;

дать уголовно-правовую характеристику незаконного оборота оружия по УК РФ;

исследовать причины и условия, способствующие контрабанде огнестрельного оружия и боеприпасов в России, в странах СНГ, Китае;

проанализировать этносоциальную характеристику зон вооружённых конфликтов.

Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, действующее уголовное законодательство Российской Федерации, нормы таможенного, административного права, литература по криминологии, истории российского права, материалы периодической печати и иные источники по рассматриваемой теме.

Данная работа состоит из введения, двух глав, шести подглав, заключения, списка использованной литературы.

 



Глава 1. Историко-правовое исследование проблемы борьбы с контрабандой огнестрельного оружия и боеприпасов

Борьба с контрабандой оружия и боеприпасов в России

контрабанда оружие боеприпас правовой

В России никогда не было стабильной и последовательной политики в области борьбы с контрабандой огнестрельного оружия и боеприпасов. На разных этапах своего исторического развития в зависимости от политических и экономических потребностей ввоз оружия на российскую территорию или его вывоз то запрещался, то разрешался. В XVII веке продажа иностранцам оружия или боеприпасов была запрещена. А в конце XVIII века, поощряя развитие внешней торговли, был принят Указ от 25 июня 1782 г. «О разрешении отпуска за границу всякого оружия, в России делаемого, воинских снарядов, пороха и кремней и о таможенной пошлине с сих товаров». В последующем вплоть до 1917 года законодательные решения в этой области неоднократно менялись. В уголовно-правовой доктрине и нормотворческой практике бывшего СССР с первых лет советской власти контрабанда огнестрельного оружия и боеприпасов, как ее квалифицированный вид, рассматривалась в качестве государственного преступления и за ее совершение при особо отягчающих обстоятельствах предусматривалось наказание вплоть до высшей меры социальной защиты - расстрела с конфискацией имущества. С 1958 г., максимальный размер наказания был ограничен до десяти лет лишения свободы. И только с принятием действующего УК РФ в 1996 г. данное деяние было отнесено к преступлениям в сфере экономической деятельности (ч. 2 ст. 188 УК РФ).

Закрытость и плановость советской экономики, а также жесткий режим охраны государственной границы в бывшем СССР обусловливал и особенности контрабанды огнестрельного оружия и боеприпасов. Она носила в большей степени «личный», а не «экономический», не «промышленный» характер. Но с началом «перестройки» начинается резкий рост контрабанды оружия и боеприпасов. Так, «количество задержанного оружия возросло за 1986-1987гг. в 1,5 раза. В 1988 г. только в аэропортах страны изъято более 250 стволов огнестрельного оружия, 86177 единиц холодного, 411 кг взрывчатки». С распадом СССР общесоюзные уголовно-правовые нормы, в том числе и норма, устанавливавшая ответственность за контрабанду прекратили свое существование.

Основные этапы становления и развития уголовного законодательства об ответственности за контрабанду огнестрельного оружия и боеприпасов:

первый этап - с конца XIV в. и до первой половины XVIII в. Это был этап формирования таможенного дела, включая и борьбу с контрабандой огнестрельного оружия и боеприпасов, в развивающемся российском государстве и его централизации, особенно, после выхода в свет Царской уставной грамоты с боярским приговором от 25 октября 1653 г. и Новоторгового устава 1667 г. На этом этапе возникает новая, более совершенная система таможенных органов и происходит постепенный переход к единой рублевой пошлине;

второй - с первой половины XVIII и до 1917 г. В этот период происходит дальнейшее развитие законодательной базы для противодействия рассматриваемым преступлениям и совершенствование таможенной службы, особенно, после создания Коммерц-коллегии, принятия протекционистского тарифа 1724 г., а также Морского регламента или устава, упразднения внутренних таможен в 1753 г., и принятия нескольких Таможенных уставов, таможенных тарифов, Положения о контрабанде 1907 г. и других законодательных актов в этой области;

третий этап - с 1917 г. до начала 90-х годов XX века. Это советский этап, который характеризуется введением монополии внешней торговли, закрытостью экономики и установлением жесткого режима охраны государственной границы бывшего СССР. Таможенное законодательство развивается на этом этапе в направлении неукоснительного обеспечения монополии внешней торговли, а таможенная служба постепенно превращается лишь в орган регистрации и контроля за соблюдением порядка перемещения через государственную границу грузов и пассажиров.

Ее роль в механизме осуществления внешнеэкономической деятельности была в эти годы сведена к минимуму;

четвертый этап - с начала 90-х годов XX века по настоящее время. Этот современный этап характеризуется, прежде всего, разработкой и принятием действующего УК РФ 1996 г., в котором состав контрабанды из разряда государственных преступлений перенесен в другую главу, и теперь она признается преступлением в сфере экономической деятельности.

Контрабанда по действующему УК РФ является одним из самых опасных преступлений в сфере экономической деятельности. С учетом положений, содержащихся в ч. 1 и ч. 2 ст. 188 УК РФ, она определяется, как незаконное перемещение через таможенную границу Российской Федерации в крупном размере товаров или иных предметов, либо независимо от размера отдельных предметов, запрещенных или ограниченных в гражданском обороте и специально перечисленных в уголовном законе, если это деяние было совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо путем обманного использования документов или средств таможенной идентификации, а также не декларирования или недостоверного декларирования.

Контрабанда огнестрельного оружия и боеприпасов относится к числу многообъектных преступлений. Основной непосредственный объект - это общественные отношения, обеспечивающие порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, а прежде всего, установленный порядок перемещения товаров и иных предметов через таможенную, границу России, также порядок формирования доходной части бюджета за счет таможенных платежей. Дополнительным непосредственным объектом контрабанды огнестрельного оружия и боеприпасов является общественная безопасность, то есть совокупность нормативно урегулированных общественных отношений, обеспечивающих жизнедеятельность (систему условий для труда, быта и отдыха) неопределенного множества лиц. Общественную безопасность некоторые авторы (Нальгиев Р. К. [14, с.4]) предлагают признать основным непосредственным объектом рассматриваемого преступления и в этой связи считают обоснованным выделить квалифицированный вид контрабанды, предусмотренный ч. 2 ст. 188 УК РФ, в самостоятельный состав и наряду с экономической контрабандой предусмотреть в уголовном законе контрабанду предметами, изъятыми из свободного обращения или ограниченными в нем. Такую норму, устанавливающую ответственность за данный вид контрабанды, предлагают сформулировать в самостоятельной статье и поместить в другом разделе (в главе 24) УК РФ.

Конструктивным признаком контрабанды данного вида является ее предмет - огнестрельное оружие или боеприпасы. Законодательные (легальные) определения данных понятий даны в ст. 1 Федерального закона РФ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии».

Помимо деяния для состава контрабанды обязательны еще два признака объективной стороны: а) место ее совершения - таможенная граница РФ; б) способы, предусмотренные в диспозиции ч. 2 ст. 188 УК РФ, - перемещение предмета осуществляется помимо или с сокрытием от таможенного контроля, или с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием. Эти два факультативных признака объективной стороны в рассматриваемом составе являются обязательными.

В ст. 6 Федерального закона РФ «Об оружии» однотипные ограничения и запреты в обороте гражданского и служебного оружия установлены лишь на все виды боевого, служебного и гражданского огнестрельного длинноствольного оружия с емкостью магазина (барабана) более 10 патронов, имеющего длину ствола со ствольной коробкой менее 500 мм и общую длину оружия менее 800 мм. Таким образом, названный закон разрешил приобретать и хранить огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие для самообороны, однако запретил его ношение, за исключением случаев перевозки и транспортировки (ст. 6).

В таком же правовом режиме находится и оборот патронов к огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию.

Кроме того, Федеральный закон №162-ФЗ от 08 декабря 2003 г. внес принципиальное изменение в ч. 1 ст. 222 УК РФ и декриминализировал незаконный оборот гладкоствольного огнестрельного оружия.

Контрабанда огнестрельного оружия и боеприпасов к нему практически в подавляющем большинстве случаев сопряжена с их незаконным приобретением, хранением, перевозкой или ношением и потому квалифицируется по совокупности преступлений (ч. 2 ст. 188 и соответствующая норма, предусмотренная в ст. 222 УК РФ).

Как показывает анализ практики расследования рассматриваемого квалифицированного вида контрабанды (ч. 2 ст. 188 УК РФ), наряду с огнестрельным оружием, в процессе таможенного контроля иногда обнаруживаются и разнообразные предметы, конструктивно и (или) функционально подобные ему, - различные стреляющие устройства (строительно-монтажные пистолеты, ракетницы, ружья для подводной охоты, устройства для забоя скота, стартовые или сигнальные пистолеты и револьверы и т.п.); предметы, имитирующие огнестрельное оружие (муляжи, макеты, игрушки и др.). Поэтому во всех случаях, когда относимость объекта к огнестрельному оружию сомнительна и неочевидна, а также в целях установления его групповых признаков, способа изготовления и, решения других вопросов обращаются к помощи сотрудников судебно-экспертных учреждений, обычно специалистов (экспертов) - криминалистов.

Более распространенным, чем огнестрельное оружие предметом контрабанды являются боеприпасы, ответственность за которую предусмотрена ч. 2 ст. 188 УК РФ.

Все многообразие объектов, охватываемых понятием «боеприпасы», можно разделить на две группы: боеприпасы к огнестрельному оружию и боеприпасы взрывного (в т.ч. термического) действия.

Основную массу контрабандных боеприпасов к огнестрельному оружию составляют боеприпасы к стрелковому огнестрельному оружию, которые принято называть патронами, т.е. устройствами, предназначенными для выстрела из оружия, объединяющими в одно целое при помощи гильзы средство инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение. При этом следует подчеркнуть, что в криминалистике и судебной экспертизе патроны к огнестрельному стрелковому оружию рассматриваются как относительно самостоятельная разновидность боеприпасов.

Однако патроны, как традиционный объект криминалистического исследования, не исчерпывают весь перечень боеприпасов к огнестрельному оружию, являющихся предметом контрабанды. В него, наряду с патронами, входят также боеприпасы ствольной (артиллерийские и минометные выстрелы), реактивной артиллерии и гранатометные выстрелы. Ассортимент современных боеприпасов артиллерии, а также гранатометных выстрелов достаточно обширен.

Таким образом, уголовно-правовое понятие контрабанды огнестрельного оружия и боеприпасов на всех этапах исторического развития России было обусловлено, прежде всего, объективными общественными потребностями экономического и политического характера, а вот результативность борьбы с ней собственно уголовно-правовыми средствами в отрыве от других имеющихся в распоряжении государства способов противодействия ей всегда была невелика.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: