Таблица 3 Базовый материал для вычисления коэффициентов ранговой корреляции

d2 Разность рангов Ранг в ряду "Д" Ранг в социометрическом ряду Список группы Ранг в социометри- ческом ряду Ранг в ряду "Э" Разность рангов d2
4 -2 6 4 А. 4 6 -2 4
4 -2 3 1 Б. 1 1 0 0
4 2 1 3 В. 3 2 1 1
4 -2 4 2 Г. 2 3 -1 1
4 -2 7 5 Д. 5 4 1 1
4 2 5 7 Е. 7 5 2 4
16 4 2 6 Ж. 6 7 -1 1

Еd2 = 40                                                                                              Еd2 = 12

 

= 1- 1- =0,29;

=1- =1- =0,79;

=

 

В рассматриваемом случае совершенно очевидно, что социометрически упорядоченный ряд значительно ближе ранговому ряду «Э», чем ранговому ряду «Д». Более того, табличное значение t при данном числе степеней свободы (число степеней свободы для коэффициента корреляции определяется как N - 2) для уровня р<0,05 уступает показателю 2,85, но значительно превышает показатель 0,68. А это позволяет нам сделать вывод о том, что полученный нами коэффициент корреляции 0,79 (в отличие от rsд = 0,29) статистически достоверен на пятипроцентном уровне. Таким образом, правомерно говорить о том, что в представленном случае имеем дело с группой, в которой межличностная привлекательность того или иного ее члена в решающей мере определяется не столько его деловыми качествами и осуществленным им «вкладом» в успех совместной деятельности, сколько его способностью хорошо организовать досуг, быть «душой компании», умением развеселить товарищей и создать комфортную обстановку отдыха и расслабленности. С большой долей уверенности можно предположить*, что именно благодаря этим качествам испытуемый Б. и стал в этой группе социометрической «звездой».

Понятно, что аналогичным способом может быть выявлено мотивационное ядро и референтометрических выборов в группе.

И еще на одном моменте необходимо остановиться, прежде чем завершить описание методики выявления мотивационного ядра межличностных выборов. Излагая и саму методическую процедуру, и способ обработки эмпирических данных, мы остановились на том варианте этой методики, при котором результаты позволяют судить только об усредненных мотивационных ориентациях группы. Но если на первом, собственно социометрическом, этапе опрос будет проведен в непараметрической форме (в этом случае экспериментальное задание не ограничивает испытуемых в количестве выборов, и потому каждый испытуемый, по сути дела, составляет социометрически упорядоченный ряд всей своей группы членства), легко можно выяснить мотивационное ядро межличностных выборов, осуществленных каждым членом группы. Понятно, что использование такой модификации методики, хотя и значительно увеличивает объем работы по обсчету эмпирических данных, позволяет углубить и детализировать получаемую информацию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: