Психологические синдромы, связанные с тревожностью и депрессивными тенденциями

Хроническаянеуспешность и тотальный регресс

Психологический синдром хронической неуспешности складывается в конце дошкольногоили в младшем школьном возрасте. Межличностная ситуация развития при этом синдроме характеризуется несовпадением между ожиданиями взрослых идостижениями ребенка. Основная особенность психологического профиля - резко повышенная тревожность, приводящая к дезорганизации действий и низкойрезультативности как основным особенностям деятельности ребенка. Реакция социального окружения - постоянная негативная оценка, поддерживающаявысокую тревогу. Позиция младшего школьника с хронической неуспешностью - это представление о себе как о безнадежно плохом ученике.

Так складывается порочный круг: тревожность, нарушая деятельность ребенка, ведет кнеуспеху, негативным оценкам со стороны окружающих. Неуспех порождает тревогу, способствуя закреплению неудач. Чем дальше, тем труднее становится разорватьэтот круг, поэтому неуспешность и становится "хронической". Чем более ответственную работу выполняет ребенок, тем больше он волнуется. Если уровеньтревоги и без того повышен, то его дополнительное повышение (волнение) еще больше понижает результаты работы. Из-за этого ответственные контрольные иэкзаменационные работы выполняются не лучше, а хуже повседневных заданий. Возникает зависимость, удивляющая многих родителей и педагогов: при повышениимотивации снижаются достижения.

Итак, основой для вывода о том, что у ребенка имеется хроническая неуспешность, служитсочетание следующих данных:
- Жалобы на низкие достижения ребенка.
- Высокий уровень тревоги. Это центральное собственно психологическое звенохронической неуспешности.
- Нормальная социализированность, высокая конформность. При их отсутствиинегативная оценка окружающих не ведет к заметному повышению тревоги.

Постоянный неуспех со временем приводит к появлению пессимистического подхода кдействительности, а иногда и к развитию депрессивного состояния. Как правило, признаки депрессии появляются к концу начальной школы. В подростковомвозрасте у детей с хронической неуспешностью нередко совершается переход от позиции плохого ученика к самосознанию безнадежно неуспешной личности. Этим знаменуется формирование нового психологического синдрома - тотального регресса. Среди особенностей психологического профиля центральную роль начинает играть депрессивный фон настроения. Деятельность характеризуется отказом от каких-либо проявлений активности, от общения как свзрослыми, так и со сверстниками. В ответ и социальное окружение "отворачивается" от подростка, что углубляет депрессию и усиливаетпредставление о своей никчемности.

Тотальный регресс - один из наиболее тяжелых психологических синдромов подросткового июношеского возраста. Для него типична не только остановка в развитии, но и утрата прежних достижений (чем и объясняется его название).

Вывод о том, что у подростка имеется тотальный регресс, может быть сделан при сочетанииследующих показателей:
- Жалобы на пассивность подростка, утрату прежних увлечений и интересов,отсутствие контактов с взрослыми и сверстниками.
- Депрессивный фон настроения, сниженная самооценка, пессимистическиепредставления о своем будущем.
- Склонность окружающих оценивать состояние подростка как данность, неподдающуюся изменению, т.е. принятие ими его собственной оценки.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: