Оптимальная структура активов
По бухгалтерскому балансу нетрудно определить, что ликвидность имущества организации возрастает с числом строк баланса. Так, наименее ликвидными являются внеоборотные активы (раздел I) — в частности, объекты нематериальных активов, основных средств, незавершенного строительства.
Было бы разумным избавится от этих объектов. Но стоит учитывать, что на их реализацию потребуется время, т.к. потребительский спрос в условиях кризиса падает.
То же можно сказать о материально-производственных запасах (МПЗ). Быстро реализовать излишки или неиспользуемые МПЗ также вряд ли удастся, да и «кризисных» проблем эта мера не решит.
За счет более низкой стоимости, например по отношению к стоимости объектов основных средств, продать МПЗ можно значительно быстрее. Но и в этом случае стоит учитывать резкое падение покупательского спроса. Уменьшить объемы запасов по разделу I можно и другими методами.
Если, допустим, в организации сокращаются объемы производственной или торговой деятельности, то следует пересмотреть условия договоров поставки и купли-продажи (на приобретение запасов).
Кроме того, могут быть изменены размеры страховых или транспортных резервов — разумеется, если такие резервы в организации создаются.
Способ более эффективно использовать МПЗ — направить их на расчеты по оплате труда с работниками организации. При этом следует учитывать некоторые особенности законодательного регулирования подобных расчетов. Оплачивать труд в натуральной форме можно только с согласия работников. Максимальный размер «натуральной» зарплаты — 20 процентов начисленных сумм. Кроме того, при реализации МПЗ по ценам, отличающимся от рыночных, может возникнуть материальная выгода, которая облагается НДФЛ по особой схеме.
Высоколиквидные активы. К ним традиционно относится краткосрочная дебиторская задолженность. Но в условиях кризиса расчеты с дебиторами, как правило, оставляют желать лучшего.
Поэтому здесь следует оценить возможные последствия для организации как кредитора — либо рассчитывать на последующее получение сумм финансовых санкций (прочих доходов), либо изыскать схему продажи «дебиторки». Например, заключить договоры уступки требования или провести взаимозачеты.
При этом необходимо учитывать то, что дебиторская задолженность может быть перепродана или права на нее переданы с некоторым дисконтом — то есть по суммам ниже тех, по которым она отражена в балансе. Разница между балансовой стоимостью задолженности и выручкой от ее продажи образует прочие расходы организации. Их размер может оказаться сопоставимым с размером финансовых санкций и других дополнительных расходов, связанных с несвоевременным погашением кредиторской задолженности. В данном случае имеет смысл сопоставить суммы вероятных расходов и убытков.
В настоящий момент продажа ценных бумаг может привести к финансовым потерям, а покупка — к выводу из оборота «бесценных» денежных средств.
Наиболее оптимальный вариант — увеличить объемы абсолютно ликвидных активов, а именно денежных средств на расчетном счете и в кассе организации.
Так, увеличить средства на расчетном счете может не только истребованная «дебиторка». Можно использовать и другие способы. В частности, если сокращаются производственные программы и соответственно расчеты с поставщиками и подрядчиками, стоит закрыть аккредитивы и чековые книжки, а их остатки зачислить на расчетный счет.
Закрывать депозитные счета может оказаться нецелесообразным. Например, договором депозита разрешено частично использовать средства. При этом у организации имеются долги по займам или кредитам. В таком случае рациональнее приберечь средства на депозитах для расчетов с кредиторами. В этом случае фактические расходы за пользование заемными средствами могут быть примерно равны разнице между процентами по кредиту и процентами по депозиту.
Касса... Там, где это возможно, увеличьте долю расчетов наличными. Кроме того, стоит проинвентаризировать количество и структуру денежных документов и уменьшить их число до необходимого уровня.
Нужно принять меры по погашению подотчетных сумм. Подотчетные суммы для оплаты представительских и рекламных расходов, а также для обеспечения договоров, обязательства по которым возникнут в отдаленной перспективе, стоит существенно сократить.






